Система развития делопроизводства периода образования русского централизованного государства (XV-XVII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - изучение системы в развитии делопроизводства периода образования русского централизованного государства (XV-XVII вв.). России.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Проанализировать государственный механизм управления русского централизованного государства в период XV-XVII вв.
2. Рассмотреть проблемы формирования и системы приказов в России.
3. Выявить значимость приказов в структуре органов государственной власти.
4. Рассмотреть делопроизводство как технологию управления на государственном уровне.
5. Проанализировать реквизиты документа XVI-XVII веков.
6. Показать процесс документооборота XVI-XVII веков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….С.2
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В XV-XVII вв. …………………………………………………………………С.7
1.1. Общая характеристика государственного механизма управления
в XV-XVII вв. …………………………………………………………………..С.7
1.2. Государственный механизм управления в период самодержавия
в XVII в...………………………………………………………………………С.13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………..С.18
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРИКАЗНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ………………………………………………………………………С. 19
2.1. Формирование и система приказов в оссии…………………………….С.19
2.2. Приказы в структуре органов государственной власти………………..С.24
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………..С.37
ГЛАВА 3. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ПЕРИОДА ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА………………………………..С.38
3.1. Делопроизводство как технология управления ………………………..С.38
3.2. Реквизиты документа XVI-XVII веков …………………………………С.43
3.3. Документооборот в XV-XVII веках…………………………………….С.55
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ……………………………………………С.62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..С.63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..С.65

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ПО ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЮ 15-17 ВВ. - ПОСЛЕДНИЙ.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….С.2

ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 В XV-XVII вв. …………………………………………………………………С.7

1.1. Общая характеристика  государственного механизма управления

в XV-XVII вв. …………………………………………………………………..С.7

1.2. Государственный механизм  управления в период самодержавия 

в XVII в...………………………………………………………………………С.13

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………..С.18

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ПРИКАЗНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ………………………………………………………………………С. 19

2.1. Формирование и  система приказов в оссии…………………………….С.19

2.2. Приказы в структуре органов государственной власти………………..С.24

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………..С.37

ГЛАВА 3. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ПЕРИОДА ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА………………………………..С.38

3.1. Делопроизводство как технология управления ………………………..С.38

3.2. Реквизиты документа XVI-XVII веков …………………………………С.43

3.3. Документооборот в XV-XVII  веках…………………………………….С.55

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ  ГЛАВЕ……………………………………………С.62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..С.63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..С.65

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Благодаря различным  видам документов, которые дошли  с древних времен до наших дней, мы можем узнать историю своей  страны, особенности быта и различных отношений, складывающиеся в те далекие времена. Документы возникли вместе с письменностью, вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачи информации. Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой памяти.

История возникновения  и становления делопроизводства в России – достаточно сложная, но интересная тема. Она несет в себе много нового, интересного и познавательного.

Уже в древности люди стали осознавать, что создание документов, их движение и хранение подчиняются определенным закономерностям. Первоначально это понимание находило закрепление в повседневной практике, в формировании обычаев и традиций работы с документами. Затем практические приемы обобщались, анализировались и постепенно становились обязательными правилами и нормами, получая закрепление в официальных законодательных и нормативных актах. Таким образом, зародилась научная дисциплина документоведение.

С древнейших времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаем историю своей страны, особенности быта и различных отношений, складывающихся в те далекие времена. Документы возникли вместе с письменностью, вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачи информации. Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой памяти.

До последнего времени  существовали различные толкования термина «документ». Это различие исходит из самой природы документа как многофункционального объекта. Понимание документа как поучения, примера, образца, свидетельства, доказательства (в переводе с латинского) означает, что он выполняет главным образом функцию передачи знания, свидетельства, доказательства. Это определение документа, интегрирующее все его аспекты, дал советский документовед К.Г. Митяев [1, с.48].

Каждый документ состоит  из ряда элементов (реквизитов): текста, названия вида или разновидности, автора, адресата, даты, подписи, отметок и т.д. Основным реквизитом документа является его текст — «речевая информация, зафиксированная любым типом письма или любой системой звукозаписи» [2, с.2].

Вид - это понятие, употребляемое для обозначения группы документов одного наименования, например: указ — один вид, грамота — другой, акт — третий. Разновидность документа детализирует понятие "вид", уточняет характер деятельности, документированный данным видом (например, грамота жалованная, тарханная, купчая).

Каждый документ имеет  своего автора. При этом автором служебных документов являются учреждения. Так, автором памяти или грамоты за «прописью» дьяка является центральное учреждение — приказ, автором отношения, подписанного директором департамента, — министерство.

На документах, отправляемых в другие учреждения, обозначается адресат. Составным элементом формуляра документа является его дата составления. Подпись и печать, гриф утверждения определяют понятие такого реквизита как состав удостоверения.

Особую роль в характеристике документа играют пометы (резолюция) и различного рода отметки (о получении документа, о времени отправления, о срочности и контроле исполнения).

Совокупность реквизитов, определенное их расположение составляют формуляр документа. Формуляры различных документов складывались на протяжении веков.

Процесс создания документов определяется термином «документирование». Деятельность, охватывающая документирование и организацию работы с документами, называют делопроизводством. Этот термин стал употребляться еще в XVI в. и означал письменное оформление решения какого-либо вопроса, «производство дела». По существу и в те времена делопроизводство включало: создание документов, организацию их движения при исполнении, само исполнение, регистрацию документов, контроль за их исполнением, порядок хранения.

Делопроизводство в  учреждениях России представляло собой  довольно упорядоченную систему составления документов и их обработки. Ему уделялось должное внимание: во все периоды деятельности государственного аппарата на правительственном уровне принимались решения по вопросам документирования и обработки документов. Многие зафиксированные правила и практика работы с документами позволяют выявить этапы формирования традиционной формы русского документа, способы его унификации, становление и развитие особого слоя служилых людей — чиновничества — и службы делопроизводства.

Основным источником изучения истории делопроизводства являются документы, образовавшиеся в  результате деятельности учреждений различных исторических периодов, другим — законодательные акты. Среди них можно выделить, прежде всего, Русскую Правду, Судебники 1547, 1550, 1589 гг., Генеральный регламент 1720 г., «Общее учреждение министерств» 1811 г., Положение о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве 1911г. и др.

В периодических изданиях — сенатских ведомостях, журналах министерств и главных управлений содержатся правила составления «делопроизводственных бумаг» (с приложением их образцов) и их обработки. Важные сведения содержит такая группа источников, как различные инструкции и руководства по делопроизводству, «письмовники».

Делопроизводство дореволюционных  учреждений описано современниками, например опричником Г.Штаденом, подьячим Г.К. Котошихиным, министром внутренних дел Л. А.Валуевым   и др [3,4].

Из дореволюционных работ по истории делопроизводства особое место занимает труд Н.В. Варадинова, в котором одним из основных вопросов делопроизводства выделяются «правила составления деловых бумаг, актов и самих дел» [5, с.38]. Классификации документов, а именно описанию опыта применения десятичной классификации для документов аппарата управления, посвящена книга И. И Рихтера [6].

В конце XIX — начале XX в. выходят работы об отдельных системах документации — коммерческой и дипломатической [7]. В послереволюционное время самой значительной работой по делопроизводству стало учебное пособие К.Г. Митяева, в котором рассматриваются вопросы работы с документами в аппарате управления с древнейших времен до 1950 г. [1]. В 1974 г. кафедрой документоведения Московского государственного историко-архивного института было подготовлено учебное пособие по истории делопроизводства [8].

Ценные сведения о  документах делопроизводства правительственных учреждений имеются в трудах И.Ф. Колесникова, Л.В. Черепнина, Н.М. Тихомирова, Б.Г. Литвака, С.О. Шмидта [9, 10, 11, 12,13].

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в настоящее время регламентации делопроизводственных процессов уделяется особенное внимание: разрабатывается законодательная база, нормативные документы, создатели которых стремятся как можно более отчётливо отразить принципы работы с документами, избрав своей целью выработать свод единых правил документирования деятельности того или иного учреждения.

Изучение современных  принципов регламентации делопроизводства невозможно без единой, неразрывной связи с историей её возникновения и развития в XV-XVII веках при образовании русского централизованного государства.

Объект исследования – делопроизводство периода образования русского централизованного государства (XV-XVII вв.).

Предмет исследования –  создание государственной системы  делопроизводства.

Цель исследования - изучение системы в развитии делопроизводства периода образования русского централизованного государства (XV-XVII вв.). России.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие  задачи:

    1. Проанализировать государственный механизм управления русского централизованного государства в период XV-XVII вв.
    2. Рассмотреть проблемы формирования и системы приказов в России.
    3. Выявить значимость приказов в структуре органов государственной власти.
    4. Рассмотреть делопроизводство как технологию управления на государственном уровне.
    5. Проанализировать реквизиты документа XVI-XVII веков.
    6. Показать процесс документооборота XVI-XVII веков.

Источниками по исследуемому вопросу служат законодательные акты властных учреждений Российской империи, относящиеся к XV-XVII векам.

В структуру выпускной  квалификационной работы входят введение, три главы с выводами, заключение, список использованной литературы и цитируемых источников  и приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО  ГОСУДАРСТВА И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ  В XV-XVII вв.

1.1. Общая характеристика государственного  механизма управления в XV-XVII вв.

Образование национальных централизованных государств в эпоху феодализма явилось закономерным процессом, вызванным определенными социально-экономическими условиями.

Усиление общественного  разделения труда привело в XV веке в Западной Европе к дальнейшему росту ремесленного производства, центрами которого становятся города.

Сильная королевская  власть с централизованным бюрократическим  аппаратом могла преодолеть сопротивление  и раздоры независимых крупных  феодалов, подавить всякое проявление недовольства эксплуатируемых масс.

В борьбе с крупными феодалами  королевская власть опиралась на служилое дворянство и города, заинтересованные в создании централизованного государства [14, с.115].

В основе объединения  русских земель в единое национальное государство лежали те же социально-экономические и политические причины, но были здесь и свои особенности. Создание русского централизованного государства опередило процесс складывания единого всероссийского рынка и образования нации. Объединение русских земель вокруг Москвы и формирование централизованного государства было ускорено борьбой русского народа с внешней опасностью.

Образование Русского централизованного  государства завершилось к концу XV века. На XVI век падает дальнейшее его укрепление, выразившееся в возрастании значения носителя верховной власти, изменившего в январе 1547 г. титул великого князя на царя и установившего самодержавную форму правления.

В осуществлении своей  власти великие князья, а затем  цари опирались на феодалов - бояр, владельцев крупнейших вотчин, способных выставлять в случае войны собственные вооруженные силы. Выражением их политической самостоятельности был, прежде всего, феодальный иммунитет.

Великий князь московский и цари "всея Руси" разделяли  свою власть с боярской аристократией  в высшем органе централизованного государства - Боярской думе. Боярская дума - литературное наименование органа, который в русском государстве назывался просто "дума" или "бояре".

В состав Боярской думы кроме  бояр московского князя входили  бывшие удельные князья и их бояре. С первой половины XVI в. в думе появились и менее знатные феодалы - окольничие, а также представители поместного служилого дворянства - думные дворяне ("дети боярские, которые в думе живут") и верхов служилой бюрократии - думные дьяки; последние вели делопроизводство Боярской думы (первоначально в думе их было четверо).

Поскольку князь (царь) разделял власть с крупнейшими феодалами  страны, постольку функции Боярской думы были неотделимы от его прерогатив. Боярская дума разрешала важнейшие  государственные дела. Она была законодательным органом. Ею были утверждены судебники 1497 и 1550 гг.

Будучи высшим органом  управления, Боярская дума осуществлял  общее руководство приказами, надзирала  за местным управлением, принимала  решения по вопросам организации  армии, земельным делам. Укрепляя свою власть, великие князья и цари XVI века стремились ослабить значение боярской аристократии. Уже с середины XVI века из Боярской Думы выделилась так называемая "комната", "ближняя дума" - более узкий состав верных царю людей, с которыми он решал важнейшие дела [15, с.54].

С появлением новых слоев  в среде господствующего класса, и, прежде всего, поместного дворянства (дворян и детей боярских), тесно связано возникновение земских соборов - эпизодически созываемых царями всероссийских совещаний для обсуждения, а часто и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства ("освященный собор") земские соборы включали представителей поместного дворянства и посадских верхов.

Появление земских соборов означало установление в России сословно-представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Спецификой сословно-представительных органов в России было то, что роль "третьего сословия" (городских буржуазных элементов) в них была гораздо слабее и в отличие от аналогичных западноевропейских органов (парламент в Англии, "генеральный штаты" во Франции), земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха.

Информация о работе Система развития делопроизводства периода образования русского централизованного государства (XV-XVII вв.)