Роль и место секретаря в работе организации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 07:29, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной работы – изучить вопрос роли и места секретаря в современной организации. Задачи работы:
1. определить сферу секретарской деятельности, профессиональные и личностные качества секретаря;
2. проанализировать основные задачи и направление работы секретаря по документному обслуживанию;
3. рассмотреть функции секретаря по бездокуметному обслуживанию;
4. исследовать современные информационные технологии в секретарской деятельности и их использование в работе ООО «ПрофСтройКомплект»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Исторические предпосылки возникновения секретарской деятельности 5
1.1. История становления и развития делопроизводства и секретарской службы в России Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Классификация секретарей Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Личные и деловые качества секретаря Ошибка! Закладка не определена.
1.4. Нормативно-методическая база работы секретаря…………………………………………………………………………… 26
Глава 2. Современные технологии осуществления секретарской деятельности. 37
2.1. Организация работы с документами 37
2.1.1. Регистрация документов 39
2.1.2. Обработка входящих документов 43
2.1.3. Обработка исходящих документов 45
2.1.4. Обработка внутренних документов 46
2.1.5. Осуществление контроля за исполнением документов 47
2.1.6. Формирование, систематизация и хранение дел. 49
2.1.7. Работа с конфиденциальными документами……………………………………………………………………..…57
2.2. Обязанности секретаря по бездокументному обслуживанию руководителя 58
2.2.1. Переговоры по телефону 60
2.2.2. Организация совещаний 64
2.2.3. Прием посетителей 66
2.2.4. Подготовка служебных командировок. 69
2.3. Оформление деловой документации 71
Глава 3. Работа секретаря-референта на примере ООО
«ПрофСтройКомплект» 78
3.1. Основные направления деятельности ООО «ПрофСтройКомплект» 78
3.2. Функциональные обязанности секретаря-референта в ООО «ПрофСтройКомплект»……………………………………………………………81
3.3. Должностная инструкция секретаря……………………………………………………………………………83
Выводы 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 89
Список использованной литературы. 96

Файлы: 1 файл

Роль и место секретаря в работе организации в современных условиях.doc

— 406.00 Кб (Скачать файл)

Ко второму ряду следует отнести различного рода вспомогательные обязанности: поиск необходимых сведений в словарях и справочниках, в энциклопедических изданиях, определение очередности при приеме нескольких посетителей, просмотр подшивок газет с целью нахождения нужных статей, заказ необходимой литературы в библиотеках и др. Иногда секретари выполняют роль курьеров (особенно это практикуется в малых фирмах) и доставляют срочную корреспонденцию по требуемому адресу в пределах города. Безусловно, данный перечень может быть продолжен. К примеру, в большинстве фирм и организаций секретари готовят для ожидаемых визитеров чай (кофе) или организуют столик с напитками и легкой закуской.

Секретарские обязанности  могут быть самыми разнообразными. Они эффективны тогда, когда не зависят  от капризов руководителя и направлены на наиболее качественное обеспечение основных производственных требований данной фирмы или организации.

В небольших предприятиях (фирмах, конторах) во время отсутствия первого лица, которым является директор либо управляющий или руководитель подразделения, секретарь в ряде случаев выполняет некоторые его функции, доводя до служащих и рабочих указания директора и проверяя исполнение тех или иных требований. Именно секретарь обычно контролирует входящую и исходящую корреспонденцию фирмы, отвечает за делопроизводство, добиваясь правильной и своевременной отчетности, участвуя в соответствующей обработке поступающей информации и организации хранения нужных документов и материалов.

В настоящее время  в любой организации или на предприятии есть несколько позиций, которые занимают секретари:

RECEPTIONIST – человек (чаще всего – девушка), работающий на телефоне. В его обязанности входит отвечать на вопросы, встречать и провожать гостей и клиентов. На этой должности необязательно знание языка. Основное требование – умение держаться и аккуратность. 

На этом же уровне находится должность  информатора. Только в этом случае человек  сообщает клиентам какую-то конкретную информацию.

Если человек владеет иностранным  языком, ему предусмотрена должность OFFICE MENEGER, который занимается организацией офиса.

Самая же высокая должность –  PERSONAL SEKRETARY – помощник генерального директора или президента. В этом случае человек работает только на одного шефа, отвечает на корреспонденцию как на русском, так и на английском языках, сопровождает директора в командировки. Здесь большое внимание уделяется внешним данным, аккуратности, организованности, исполнительности. Такой секретарь должен быть не только исполнителем, но и инициатором. Знать, что ответить, как сориентироваться в любой ситуации. Но и это не предел. Можно вырасти из секретаря в менеджеры…

Эффективность труда  во многом зависит от склонностей, интересов, способностей, индивидуальных психологических  особенностей людей.    

Профессия секретаря требует от человека, избравшего ее, высокой  подготовленности, целого комплекса личных и деловых качеств, обусловленных спецификой  секретарского труда. На первый взгляд, человеку  несведущему может показаться, что в работе секретаря все просто и никаких  особых  знаний  не  требуется.

Однако это далеко не так. Профессия  секретаря относится к обслуживающим. Задача секретаря заключается в  том, чтобы освободить руководителя от выполнения нетворческих, вспомогательно-технических  операций. В его обязанности входит выполнение  большого объема работ по сбору, составлению, оформлению, обработке устной и документной информации, а также по организации приема посетителей, подготовке  заседаний и совещаний, по телефонному обслуживанию и т.п. Очень важным фактором в работе секретаря является хороший деловой контакт с руководителем, умение выполнять работу в стиле руководителя.3

Условно обязанности секретаря  можно разделить на работу по документному и бездокументному обслуживанию руководителя. К  операциям по бездокументному обслуживанию относятся такие, как выполнение технических функций по обеспечению работы руководителя, подготовка заседаний и совещаний, организация приема посетителей, телефонное обслуживание, подготовка командировок, планирование своей работы. Остальные обязанности составление, оформление, редактирование служебных документов, регистрация, контроль исполнения, подготовка в дела и передача на хранение документов, стенографирование, расшифровка и оформление на пишущей машине документов - относятся к документному обслуживанию. По подсчетам специалистов, на работы по бездокументному обслуживанию секретарь затрачивает 55-60% рабочего времени.

Следует учитывать то, что обязанности  секретарей руководителей различных  уровней управления отличаются как  по содержанию, так и по объему. Нередко секретари руководителей крупных учреждений, организаций и предприятий имеют в своем подчинении сотрудников, выполняющих машинописные работы (машинистка) и работу с документами  (делопроизводитель). Секретарь выполняет в большей степени функции  бездокументного обслуживания: прием посетителей, работа с телефоном и т.д. 

Существуют два пути продвижения  по служебной лестнице. Первый, более  длинный, связан с постепенным приобретением  опыта и стажа работы. В этом случае человек начинает работу с низших секретарских должностных ступеней, приобретая опыт и знания, дополнительно повышая квалификацию. Второй путь – приобретение специального (высшего) базового образования, знаний в таких областях, как современные информационные технологии,  иностранные языки, деловая этика, основы управления и т.д. Это даст возможность занять сразу достаточно высокую должность или, по крайней мере, побыстрее пройти более низкие.

Увы, но в нашей стране не разработан нормативный документ, позволяющий  регламентировать секретарские должности «по ранжиру» от низшей к высшей. Такой документ, очевидно, равно необходим и самим секретарям, и руководителям.

В наше время в органах местного самоуправления в штатном расписании предусмотрена должность секретаря-руководителя, в круг функциональных обязанностей которого входит оформление входящей и исходящей документации, прием посетителей, телефонные переговоры, оформление и выдача справок.

Секретарь является служащим и принимает  Присягу служащего органов местного самоуправления.

В современных условиях процессы получения и передачи информации связаны с разнообразными техническими средствами: телетайпы, факсы, мобильные  телефоны, глобальная компьютерная сеть Интернет, другие современные средства связи. Неуклонное развитие технических средств требует от секретаря определенных технологических знаний и навыков. Если в прошлом для него достаточным было умение сносно печатать на обычной пишущей машинке, то в настоящее время хорошо подготовленный секретарь должен уметь пользоваться диктофоном, персональной ЭВМ, факсом, принтером, сканером, различной множительной техникой и т.д. Весьма полезными могут оказаться навыки стенографирования, хотя в современных условиях стенография менее распространена, чем ранее.

В целом можно без  преувеличения сказать, что работа секретаря во многих случаях имеет важное или даже исключительно важное значение для обеспечения нормальной производственной деятельности фирмы, банка, производственного предприятия, научного центра, торгового объединения, акционерного общества и т.д. Зачастую именно от него зависит то, в какой форме и в какое время поступит к руководству необходимая информация или насколько благоприятно начнутся деловые переговоры (а хорошее начало, как известно, - половина успеха). Приветливый, деликатный, обходительный и в то же время осмотрительный секретарь может с самого начала расположить к себе потенциальных деловых партнеров и настроить их на доброжелательное отношение к собеседникам и, соответственно, к предмету переговоров. У такого секретаря к тому же и служащие фирмы или предприятия всегда могут получить требуемую информацию, и при этом отпадает необходимость обращаться непосредственно к руководителю.

Таким образом, слагаемыми успеха секретаря являются следующие деловые и личные качества:

- профессиональное мастерство: это качество подразумевает владение комплексом профессиональных знаний, умений и навыков: умение стенографировать, печатать на пишущей машине и компьютере, знание основ работы с документами, правил орфографии и пунктуации и т. п.;

- инициативность: секретарь должен проявлять самостоятельность и инициативу в решении вопросов своей компетенции, не дожидаясь специальных указаний руководителя;

- организованность: умение организовать свое рабочее место, рационально спланировать распределение обязанностей по времени, обеспечить своевременное выполнение каждодневных операций;

- ответственность: секретарь должен быть готов принять на себя ответственность по задачам, поставленным руководителем, особенно в пределах своей компетенции;

- пунктуальность: умение не только правильно спланировать мероприятие, но и строго выполнять их в установленное время. Недопустимы опоздания секретаря, как на работу, так и на деловые встречи, совещания, заседания. Пунктуальность должна проявляться и в своевременности подготовки документов, доклада их руководител;

- осведомленность: секретарь должен хорошо ориентироваться в вопросах того направления деятельности, в котором работает его руководитель и учреждение в целом, знать положение дел и состояние решения вопросов в отрасли, последние достижения и проблемы; быть в курсе событий, происходящих в подразделении и учреждении;

- дипломатичность, умение хранить служебную тайну: при решении различных вопросов: подготовке документов, беседе с посетителями и по телефону - использовать только фактическую, строго проверенную информацию. Недопустимо разглашать информацию, имеющую секретный характер, а также информацию, которая хотя и верна, но может нанести  ущерб делу или отдельным лицам;

- хорошая память: это качество обеспечивается секретарем не только за счет развития своих способностей, запоминая информации, но и за счет рационального использования возможностей современной оргтехники и справочно-информационного аппарата;

- преданность работе: любовь к избранной профессии, понимание ее важности, стремление к постоянному совершенствованию профессионального мастерства – необходимое условие того, чтобы стать не просто квалификационным исполнителем, а настоящим секретарем, первым помощником руководителя;

- интеллигентность: это качество подразумевает способность и умение секретаря тактично, вежливо вести беседу; сдерживать и не проявлять отрицательные эмоции; соблюдать принятые в нашем обществе нормы поведения и общения; следить за культурой своего внешнего вида и рабочего места;

- трудолюбие: это качество вырабатывается в человеке с детских лет. Воспитание трудолюбия – необходимое качество каждого человека независимо от того, какую должность он занимает, на каком участке работает;

- добросовестность: секретарь должен обязательно выполнять ту работу, результаты которой важны для решения тех или иных задач. Если обещал выполнить что-либо, необходимо сдержать слово. Даже если результат будет нежелательный,  у секретаря должна быть уверенность, что он сделал все от него зависящее;

- отзывчивость и умение адаптироваться: специфика труда секретаря требует от него готовности оказать помощь другим в любое время и, особенно, в напряженных ситуациях. Нужно уметь быстро переключатся с одного вида на другой, правильно рассчитывать время, особенно в период больших нагрузок;

- скромность: это личное качество входит в общее понятие интеллигентности, культуры человеческой личности;

- аккуратность: всякая небрежность в работе с документами, в одежде, в организации рабочего места создает очень неблагоприятное впечатление о самом секретаре, даже в том случае, если он обладает необходимыми деловыми и личными качествами;

- доброжелательность: в общении с посетителями, сотрудниками и руководством секретарь всегда должен быть готов прийти на помощь, оказать максимальное содействие, пойти в случае необходимости на некоторые личные неудобство ради общего дела. Любой человек, обратившийся к секретарю за помощью, должен быть уверен, что все возможное будет сделано. В разговоре нужно употреблять вежливые формы, не допускать фамильярности, обращения на “ты”. Если секретарь знает или предполагает, что подлежащая сообщению информация является для собеседника негативной, то он постарается изложить ее как можно более тактично, деликатно.

Среди других личных качеств, которые нужны современному секретарю можно отметить и такие, как умение быстро вникать в суть событий или явлений: общительный характер и контактность, разумная осторожность в принятии решений, артистизм – качество, которое поможет секретарю преодолеть личные эмоции ради дела, провести на хорошем уровне прием посетителей и т.п. чувство юмора: способность к самостоятельному обучению, расширению кругозора.

Кроме того, следует отметить, что секретарь должен следить  за своим внешним видом, соблюдать порядок на своем рабочем месте, уметь пользоваться оргтехникой и соблюдать требования делового этикета.

Внешний вид. В зависимости от времени года костюм секретаря может быть различным как по цвету, так и по используемым тканям. Важное требование к костюму - строгость и элегантность, соответствующие направлению моды. Главное о чем нужно помнить: костюм должен быть удобным, практичным, достаточно строгим.

Секретарь должен помнить  о личной гигиене. Не следует пользоваться парфюмерными веществами, имеющими резко выраженный запах.

Информация о работе Роль и место секретаря в работе организации в современных условиях