Регламентация исследования товарного знака в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать совокупность требований к ОРД, предоставляемых нормативно-правовыми и нормативно-методическими актами к современным организационно-распорядительным документам в РФ.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть требования к организационно-распорядительной документации, предъявляемых современной нормативно-правовой и нормативно-методической базой;
изучить порядок оформления реквизитов организационно-распорядительных документов

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЭМБЛЕМЫ НА БЛАНКАХ ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ И ВЕДОМСТВЕННЫОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ 4
1.1 Нормативно-правовые акты, регламентирующие воспроизведение эмблем на бланках организаций, федеральных ведомств 4
1.2. Нормативно-методические документы 11
ГЛАВА 2 РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1 Правовая охрана и применение нормативно-методических актов 18
2.2 Процедура присвоения товарного знака 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

В Законе о товарных знаках в отличие от Патентного закона не формулируются критерии охраноспособности товарных знаков, а лишь содержится подробный перечень случаев, в которых обозначения не могут получить правовую охрану в качестве товарных знаков.

Ряд оснований для  отказа в регистрации являются абсолютными, т.е. безусловными. В качестве товарных знаков не регистрируются обозначения, не обладающие различительной способностью или состоящие только из элементов:

а)вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного  вида:

б)являющихся общепринятыми  символами и терминами:

в)характеризующих товары (указывающих на их вид, качество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта);

г)представляющих собой  форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом  свойством либо назначением товаров.

Перечисленные элементы могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых, если не занимают в нем доминирующего положения. Регистрация подобных обозначений  запрещена потому, что они просто не могут служить средством индивидуализации.

Данные правила не применяются в отношении аналогичных обозначений, которые тем не менее приобрели различительную способность в результате их использования.

Не допускается регистрация  в качестве товарных знаков различных  официальных обозначений: государственных  гербов и флагов, наименований международных межправительственных организаций, их эмблем, официальных контрольных, гарантийных и пробирных клейм, печатей, наград или сходных с ними до степени смешения обозначений.

Такие элементы могут  быть включены в товарный знак в качестве неохраняемого элемента с согласия соответствующего компетентного органа.

Не допускается регистрация  обозначений, которые представляют собой или содержат элементы, являющиеся ложными или способными ввести в  заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, а также противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Еще одним абсолютным основанием для отказа в регистрации  является тождество обозначений  или их сходство до степени смешения с официальными наименованиями или изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов РФ либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц. не являющихся собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников или уполномоченных ими лиц.

Следует отметить и другие основания для отказа в регистрации, когда отказ возможен после дополнительного исследования содержания заявленного обозначения.12

Так, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении  однородных товаров обозначения, тождественные  или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц. заявленными на регистрацию или  охраняемыми в РФ и имеющими более ранний приоритет, а также с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в РФ. Однако с согласия правообладателя такая регистрация возможна.

Не регистрируются в  качестве товарных знаков в отношении  любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с законом РФ (за исключением случаев. когда эти обозначения включены как неохраняемые элементы в товарные знаки, регистрируемые на имя лиц. имеющих право пользования такими наименованиями).

Наконец, не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные:

а) охраняемому в РФ фирменному наименованию или его части в отношении однородных товаров, промышленном) образцу, знаку соответствия, права на которые в РФ возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

б) названию известного в РФ на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту без согласия обладателя авторского права или его правопреемников, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

в) фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследников.

Существует много разновидностей товарных знаков. Классификацию целесообразно  проводить по объектам, информацию о которых содержат товарные знаки, по виду собственности, по способу обозначения и по степени известности.

1. По объектам, информацию о которых  они содержат, товарные знаки  могут быть фирменными, ассортиментными  и прочими.

а) Фирменные товарные знаки предназначены  для идентификации изготовителя или продавца товаров или услуг. По принадлежности к тем или иным субъектам рынка делятся на товарные знаки производителей, сервисные товарные знаки и товарные знаки оптовых или розничных продавцов.13

б) Ассортиментные товарные знаки  − знаки, предназначенные для  идентификации ассортиментной принадлежности товара: видовые — по виду товара, марочные − по торговой марке. Видовые товарные знаки − словесная информация о названии товара или его изображение, а также условные буквенные обозначения определенного вида продукта. Видовые знаки редко применяются самостоятельно, чаще всего в комбинации с торговой маркой. Марочные товарные знаки − зарегистрированные торговые марки, обеспеченные правовой защитой. Например, в ассортиментном знаке Conditioner PANTENE PRO-V видовой и, соответственно, неохраняемой частью является слово "conditioner ", а марочной — " PANTENE PRO-V". Видовая часть может иметь как словесный характер, так и изобразительный.

в) К числу прочих товарных знаков относятся знаки, предназначенные  для идентификации упаковки, сырья или материала, системы выполнения функций и др. К этой группе можно отнести знак "живые йогуртовые культуры" на йогурте Danone. Выделение этой группы обусловлено расширением сфер применения товарных знаков. Появляется много искусственных материалов, которые заменяют природные, и которые можно отнести к марочным изделиям.

2. По виду собственности  владельца различаются индивидуальные  и коллективные знаки.

а) Индивидуальный — товарный знак, принадлежащий одному собственнику, т.е. находящийся в частной собственности.

б) Коллективным знаком является товарный знак объединения юридических лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых им товаров, обладающими едиными качественными или иными общими характеристиками.

Коллективный знак и  право на его использование не могут быть переданы другим лицам.

3. По способу обозначения  обычно выделяются изобразительные,  словесные, объемные, комбинированные  и прочие товарные знаки.

а) Изобразительные товарные знаки — товарные знаки в виде композиций линий, пятен, фигур любых форм на плоскости. Такие знаки представляют собой различные конкретные и абстрактные изображения предметов, животных, растений, людей, небесных тел и их возможные комбинации, а также другие подобные изображения. Успех изобразительных товарных знаков в большой степени определяется их простотой, броскостью и эффективностью с точки зрения рекламы, возможностью использования изображения на всевозможных материалах, смысловой нагрузкой и т.п. Напротив, излишне сложный и перегруженные деталями товарные знаки показывают свою малую эффективность.14

б) Словесные товарные знаки (логотип) - это оригинальные слова, названия, сочетания букв, цифр. Сам  термин «логотип» состоит из двух греческих слов – «логос» - «слово»  и «типос»- «отпечаток». Первоначально  он означал литеру в типографском наборе. Такие знаки составляют большинство товарных знаков, регистрируемых в зарубежных странах. Эти знаки наиболее успешно запоминаются, их легко распространять.

Такой знак проще  связывать с фирменным наименованием  предприятия, создавать серии товарных знаков для одного предприятия. К таким знакам относятся рекламные лозунги, фамилии, различные естественные и искусственно образованные слова, не являющиеся описательными по отношению к товару. При регистрации словесных товарных знаков охраняется не только само слово или словосочетание, но и их шрифтовое решение.

в) Объемные товарные знаки представляют собой изображения в трех измерениях. Таким изображением может быть оригинальная форма изделия или его упаковка. Объемный товарный знак не может просто повторять внешний вид известного предмета, а должен характеризоваться новым и оригинальным внешним видом. В качестве примера можно привести стилизованную бутылку "Кока-колы".

Объемные знаки  охраняются не во всех странах; в Германии, Швейцарии, Японии, Бразилии, Аргентине, например, считается, что товарный знак должен быть только двухмерным.

г) Комбинированные  — товарные знаки, представляющие собой  комбинацию элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т.д. Этот вид знаков является наиболее распространенным. Примерами могут служить знаки Coca-Cola, Лукойл и др. Одним из самых распространенных видов комбинированных товарных знаков являются разнообразные этикетки, в которых обычно сочетаются словесные и изобразительные элементы в определенном цветовом решении. Естественно, что благодаря сочетанию достоинств, входящих в состав видов обозначений, комбинированные знаки являются наиболее удачными со всех точек зрения: они дают широкий простор для воображения разработчику, позволяют выразить одну идею различными средствами.

Законодательство рекомендует  подбирать такой комбинированный  знак, чтобы каждый его элемент  мог быть зарегистрирован в качестве самостоятельного знака. Однако комбинированный  знак может состоять из сочетания  таких элементов, которые сами по себе не могут быть зарегистрированы. Так, очень часто в рисунок включаются одна или две буквы (обычно это начальный буквы наименования предприятия).

Прочие — световые, звуковые, обонятельные, движущиеся и  другие знаки. Например, звуковые товарные знаки применяются в виде позывных радиостанций, радиопрограмм, мелодий популярных телепередач (КВН, "Время"), но могут использоваться и фирмами. Так, фирма Harley Davidson зарегистрировала в виде товарного знака специфический и присущий только этой фирме звук мотора мотоцикла.15

Обонятельный товарный знак предназначен для восприятия органами обоняния.

Световой (цветовой) товарный знак представляет собой световые эффекты, образующиеся благодаря сочетанию  цветов и способные отличать товар. Чаще всего под этим видом товарного знака понимается цветовое оформление упаковки или необычное цветовое исполнение самого товара, не вызванное его назначением.

Звуковые, световые, обонятельные и другие товарные знаки  являются достаточно новыми, они только внедряются в оборот, поэтому их охрана законодательством не предусматривается (кроме США в отношении звуковых знаков).

4. По степени известности  товарные знаки можно поделить  на международные, национальные, региональные, локальные.

Иногда по этому признаку выделяются общеизвестные и обыкновенные знаки. Общеизвестные, или мировые знаки — знаки, репутация и известность которых на мировом рынке достигла таких размеров, что им предоставляется максимально широкая правовая охрана. Охрана таких знаков предусмотрена Парижской конвенцией о защите промышленной собственности и применяется не только к идентичным и сходным товарам, но и ко всем товарам, независимо от их характера и назначения. Владельцами мировых знаков являются крупнейшие монополии, которые таким образом защищают свои позиции на рынке, выигрывают в конкурентной борьбе.16

Таким образом, товарные знаки классифицируют по объектам, информацию о которых содержат товарные знаки, по виду собственности, по способу  обозначения и по степени известности.

По заявлению производителя общеизвестным товарным знаком могут быть признаны:

а) товарный знак, охраняемый на территории РФ на основании регистрации;

б) товарный знак, охраняемый на территории РФ без регистрации в соответствии с международным договором РФ;

в) обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ.

Товарный знак или  обозначение не могут быть признаны общеизвестным товарным знаком, если они стали широко известны после  даты приоритета тождественного или  сходного с ними до степени смешения товарного знака иного лица, предназначенного для использования в отношении однородных товаров.

Общеизвестный товарный знак получает ту же правовую охрану, что  и обычный товарный знак. Однако если общеизвестным товарным знаком признается уже ранее зарегистрированный товарный знак, ему предоставляется определенное преимущество, поскольку правовая охрана такого знака распространяется и на товары, не однородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, при условии, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с правообладателем и может ущемить его законные интересы.

Субъекты прав на товарные знаки. Ими могут быть юридические  лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность.17

Иностранные юридические  и физические лица пользуются правами на товарные знаки наравне с российскими юридическими и физическими лицами в силу международных договоров РФ.

 

2.2 Процедура  присвоения товарного знака

Информация о работе Регламентация исследования товарного знака в Российской Федерации