Формирования городских агломираций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 18:53, реферат

Описание работы

Город - одно из величайших и самых сложных творений человека. Облик городов – каменная летопись человечества – хранит память о важнейших событиях мировой истории. Города – главная арена политических, экономических, социальных процессов, совершающихся в современном мире, место сосредоточения наибольших ценностей, созданных трудом человека.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие городской агломерации 4
1.1 Иерархия городских систем 6
1.2 Пространственная структура городских агломераций 8
1.3 Пути формирования агломерации 10
1.4 Проблемы больших городов 12
2. Крупнейшие городские агломерации мира 14
2.1 Зарубежная Европа 15
2.2 Зарубежная Азия 16
2.3 США и Латинская Америка 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Толстиков)).docx

— 54.38 Кб (Скачать файл)

Рост агломерации продолжается [3]. Некоторые исследователи считают даже, что в не столь уж отдаленном будущем она может превратиться в еще более крупный мегалополис.

Колката (новое название Калькутты) расположена в дельте Ганга, на правом берегу ее западного рукава – Хугли, в 140 км от Бенгальского залива. Колката была основана в 1690 году агентом британской Ост-Индской компании Джобом Чарноком на месте трех деревень, одна из которых носила название Каликатта. Особенно быстрый рост города происходил в 1773-1911 гг., когда Колката была столицей Британской Индии и превратилась в крупнейший город страны. После переноса столицы в Дели рост ее замедлился. Тем не менее, Колката и в наши дни остается вторым после Мумбаи промышленным и портовым городом Индии и культурным центром. При численности населения 12,7 млн. человек она замыкает десятку крупнейших городов мира.

 

2.3 США и Латинская  Америка

 

США. Нью-Йоркская агломерация занимает всего 0,2% территории страны, но дает 11% ее ВВП. По стоимости производимой продукции и услуг она превосходит всю Канаду. Нью-Йорк не только экономическая столица, занимающая первое место по развитию промышленности и транспорта, но и финансовая столица США, важнейший центр непроизводственной деятельности, управления, информации, культуры.

Границы Нью-Йорка определяются пятью структурными элементами города. Под историческим ядром города обычно понимают графство Нью-Йорк, занимающее небольшой остров Манхаттан. Вместе с четырьмя соседями графствами он образует собственно город Нью-Йорк в муниципальных границах, или так  называемый Нью-Йорк Сити. Затем следует понятие Большого Нью-Йорка, площадь которого больше чем в девять, а население – более чем в два раза превышают площадь и население  Нью-Йорк Сити. В этом случае к Нью-Йорку в муниципальных границах добавляются урбанизированные ареалы, расположенные главным образом к северу и к западу от него. Когда говорят об агломерации Большого Нью-Йорка, то учитывают и урбанизированные территории, прилегающие к Нью-Йорк Сити с запада и с юго-запада и расположенные уже в пределах не штата Нью-Йорк, а штата Нью-Джерси. Что же касается Нью-Йоркского планировочного района, то это понятие, соответствующее своего рода «сверхагломерации», употребляется реже.

Численность жителей в агломерации Большого Нью-Йорка в 1950 году составила 12,3 млн., в 1960г. – 14,2 млн., но, начиная с 1970 годов, она остается на одном и том же уровне – от 16 млн. 16,5 млн. человек. В 2000 году эта агломерация по размерам занимала пятое место в мире [3].

Лос-Анджелес, основанный испанскими миссионерами в 1781г., обязан своим ростом сначала сельскому хозяйству, затем золоту, кинематографии (Голливуд), нефти, а в последнее время – комплексу отраслей военной ориентации: производству самолетов, ракет, космических кораблей, а также приборов и электроники для них. Как промышленный центр он уступает только Нью-Йорку.

Лос-Анджелес – Один из самых больших по площади городов мира, он протянулся вдоль побережья океана на 100-200 км, а на его улицах-шоссе номера домов доходят до 12 и даже 16 тыс. В агломерации Лос-Анджелеса входит более 220 населенных пунктов, и ѕ ее населения живет в пригородах.

Латинская Америка – один из самых высокоурбанизированных регионов мира. Среди самых крупных агломераций по размерам и значению выделяют четыре крупнейших, относящиеся к категории сверхгородов – Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро.

Мексика. Мехико – самая древняя из столиц западного полушария. Город был основан индейцами-ацтеками в 1325 году под названием Теночтитлан на острове в озере Тескоко. К началу испанских завоеваний Теночтитлан стал одним из крупнейших городов мира с населением 300 тыс. (по другим данным 500 тыс.) человек. После взятия и разрушения столицы ацтеков Эрнаном Картесом испанцы построили на ее месте новый город – Мехико, который стал столицей сначала вице-королевства Новая Испания, а в 1821 году – независимой Мексики. В 1900 году население Мехико составляло 350 тыс., а в 1940г. – 1,6 млн. человек, но в дальнейшем оно стало расти гораздо быстрее, в среднем на 5% в год. В результате Большой Мехико превратился в самую большую агломерацию Латинской Америки и вторую-третью в мире. В Мехико производится более ј ВВП страны, здесь находятся не только высшие органы ее законодательной, исполнительной и судебной власти, но и многие крупные предприятия, штаб-квартиры корпораций. В большом Мехико трудятся 3,5 млн. человек, или 14% экономически активного населения страны. Население Большого Мехико растет, во-первых, благодаря его высокому естественному приросту и, во-вторых, благодаря постоянному притоку мигрантов. В большинстве литературных источников количество ежегодно прибывающих в Мехико мигрантов (главным образом из штатов Центральной Мексики) оценивается в 300-400 человек.

Основа агломерации Большого Мехико составляет учрежденный в 1970 году Федеральный округ, охватывающий 16 городских районов и занимающий территорию в 1,5 тыс. км2.

Кроме Федерального округа, агломерация Большого Мехико включает в себя также более десятка районов, прилегающих к столице штата Мехико. Здесь сформировались города-спутники, выполняющие роль и самостоятельных промышленных городов, и городов-спален, причем население их растет прежде всего благодаря притоку мигрантов.

Бразилия. Второе место в иерархии латиноамериканских сверхгородов занимает Сан-Паулу, по численности жителей уступающий во всем мире только Токио, Мумбаи и Мехико.

Первое маленькое поселение на этом месте было основано монахами-иезуитами 25 января 1554 года, в день святого Павла (отсюда и название города). Городские права Сан-Паулу получил в 1711 году. Но и после этого он долгое время оставался сравнительно небольшим провинциальным городом; в 70-х годах XIX века его население составляло всего 30 тыс. человек. Однако уже в 1900 году оно возросло до 240 тыс., а в 1920г. – до 580 тыс. человек, что объясняется в первую очередь кофейным бумом и массовым притоком иммигрантов. Во второй половине XX века Сан-Паулу превратился в «экономическую столицу» Бразилии, дающую 2/5 ее промышленного производства, и, более того, - в крупнейший промышленный центр Латинской Америки. Население Сан-Паулу росло быстро: в 1950г. оно составляло 3,7 млн. человек, в 1970г. – 5,9 млн., а в 1980г. – 8,4 млн., в 1995г. – 9,6 млн. человек.

В агломерации Большого Сан-Паулу обычно выделяют три социально-географические зоны. Во-первых, это центральная зона. Здесь находится деловой центр агломерации, сосредоточена в основном «элитарная» часть ее населения. Здесь расположены министерства, штаб-квартиры корпораций, банки и т.д. Во-вторых, это промежуточная зона, где в основном живут менее обеспеченные слои общества. Для нее характерны более высокая плотность застройки и гораздо менее удовлетворительное состояние жилья. В-третьих, это периферийная зона – место обитания беднейших слоев, недавних мигрантов из сельской местности, где люди живут в условиях чрезвычайной скученности. (Всего за чертой бедности живет 1/3 населения Сан-Паулу.)

С периферийной зоной практически смыкаются многочисленные города-спутники: Санту-Андре, Сан-Бернарду-ду-Кампу и др.

Согласно прогнозу, в 2010г. население Большого Сан-Паулу достигнет 20,1 млн. человек [3].

Агломерация Рио-де-Жанейро в мире занимает 21-е место, но в Латинской Америке она на четвертом месте. Население ее в 1990г. составляло 9,5 млн. человек.

Этот город был основан португальцами в 1565г. на берегу бухты Гуанабара. Сначала он выполнял роль военного и административного форпоста, но после открытия в соседнем штате Минас-Жерайс месторождений золота и развития плантационного хозяйства превратился в главный порт страны, а также в центр работорговли. К началу XX века Рио-де-Жанейро стал крупнейшим городом Латинской Америки с населением более 800 тыс. человек. В канун Первой мировой войны оно превысило 1 млн.

Рио-де-Жанейро – один из самых красивых городов Латинской Америки, да и всего мира. Центральная его часть занимает гористый мыс, закрывающий с запада вход в бухту Гуанабара. Здесь находятся административные, деловые и богатые жилые кварталы с небоскребами и широкими авенидами, знаменитая пятикилометровая набережная Копакабана с идеальной дугой пляжей, которая одним концом упирается в живописную гору Пан-ди-Асукар («сахарная голова»). А как бы в тылу этого района поднимается более высокая гора Корковадо («горбун») с установленной на ней огромной беломраморной фигурой Христа.

Аргентина. Агломерация Большого Буэнос-Айреса по численности жителей занимает 11-е место в мире и третье в Латинской Америке.

Буэнос-Айрес основан в 1536г. на низменном берегу залива Ла-Плата, на начальном этапе своего развития был довольно захолустным поселением, жители которого занимались главным образом контрабандой. В 1880г. Буэнос-Айрес стал официальной столицей  Аргентинской Республики. С этого времени начинается его быстрый рост. В 1914г. его население превысило 1,5 млн., в 1920г. – 2,3 млн. человек. На этом этапе город рос в основном благодаря притоку европейских иммигрантов.

Агломерация Большого Буэнос-Айреса, занимающая территорию 3800 км2, состоит из двух частей – Федерального столичного округа и 19 окружающих его районов. Федеральный столичный округ служит ядром агломерации. Здесь находятся правительственные учреждения, деловой центр, главные исторические и архитектурные достопримечательности. Часть пригородов, входящих в агломерацию Большого Буэнос-Айреса, выполняет промышленные функции, часть – жилые. Здесь можно встретить как районы фешенебельных вилл, так и вильяс мисериа – кварталы нищеты.

Согласно прогнозу ООН, в первом десятилетии XXI в. численность населения в Буэнос-Айресе расти не будет; в 2010г. она составит 12,1 млн. человек [3].

 

Заключение

 

Агломерация – это компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенных в динамичную систему многообразными связями. Агломерации являются ключевыми формами современного расселения в большинстве стран мира. Городские агломерации начали появляться с давних времен. Они образуются и растут и по сей день.

Практически всем агломерациям свойственна структура, включающая в себя несколько элементов: историческое ядро, центральную зону, внешнюю зону города, Большой город, пригородную зону и внешнюю зону Столичного региона.

Городские агломерации имеют как свои достоинства, так и недостатки. Среди последних наиболее выделяются загруженность дорог многочисленным транспортом, и как следствие этого, ухудшение экологического состояния атмосферы. Одним из главных достоинств агломераций является их многофункциональность.

Агломерация характеризуется целостностью рынков: труда, недвижимости, земли, а также уровнем функциональной связанности отдельных ее элементов.

 

Список использованной литературы

 

  1. Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины/Под ред. А.Ф. Трешникова. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – 448 с.

  1. Лаппо Г.М. География городов. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 478 с.

  1. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1998. – Ч. II. – 496 c.

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2000. – 350 с.

  1. Мировая урбанизация: географические проблемы/Под ред. Ю.Л. Пивоварова, О.В. Грицай. – М.: Московский филиал Географического общества СССР, 1989. – 118 с.

  1. Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). – М.: Высшая школа, 1991. – 326 с.

  1. Перцик Е.Н. Города мира: География мировой урбанизации. – М.: Международные отношения, 1999. – 382 с.

  1. Проблемы изучения городских агломераций/Под ред. Г.М. Лаппо, Ф.М. Листетенругта. – М.: Институт географии АН СССР, 1988. – 76 с.

 

 

 


Информация о работе Формирования городских агломираций