Городские агломерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 08:21, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение крупнейших российских городских агломераций, путей их формирования и развития.
Задачи данной работы состоят:
· выявление особенностей структуры и формирования городских агломераций;
· рассмотрение иерархии городских систем;
· рассмотреть особенности российских агломераций.

Содержание работы

Введение 3

1 Понятие городской агломерации 4

1.1 Иерархия городских систем 7

1.2 Пространственная структура городских агломераций 9

1.3 Пути формирования агломерации 11

2 Критерии выделения и особенности агломераций России 14

Заключение 17

Список использованных источников 18

Приложение 19

Файлы: 1 файл

га.docx

— 34.55 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                           3

1 Понятие городской  агломерации                                                     4

1.1 Иерархия городских  систем                                                     7

1.2 Пространственная  структура городских агломераций          9

1.3 Пути формирования  агломерации                                           11

2 Критерии выделения  и особенности агломераций России           14

Заключение                                                                                       17

Список использованных источников                                             18

Приложение                                                                                      19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

 Город - одно  из величайших и самых сложных   творений человека. Облик городов  – каменная летопись человечества  – хранит память о важнейших  событиях мировой истории. Города  – главная арена политических, экономических, социальных процессов,  совершающихся в современном  мире, место сосредоточения наибольших  ценностей, созданных трудом человека.

Городские агломерации  – развивающаяся форма расселения и территориальной организации  хозяйства. Они сосредоточивают  в себе огромный научно-технический, производственный и социально-культурный потенциал, являются основными базами ускорения научно-технического прогресса  и оказывают большое влияние  на окружающие их обширные территории.

 Целью курсовой  работы является рассмотрение  крупнейших  российских городских  агломераций, путей их формирования  и  развития.

 Задачи данной  работы состоят: 

 ·  выявление  особенностей структуры и формирования  городских агломераций; 

·   рассмотрение иерархии городских систем;

             ·  рассмотреть особенности  российских агломераций.

Тема городской  агломерации особенно актуализировалась  в последнее время; происходят активные дискуссии относительно необходимости  и возможностей формирования агломераций  вокруг крупных российских городов  как средстве решения экономических  проблем регионов.

1 Понятие городской  агломерации 

В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским  и сельским поселениям, развивающимся  относительно автономно, - все более  приходят новые «групповые» формы  высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между  ними интенсивных связей. Таковы городские  агломерации – быстро развивающиеся  во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно  связанные друг с другом. Единой терминологией для обозначения  этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших  городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов».

 Наиболее распространенный  термин «городская агломерация»  не вполне удачен [4]. В технологии  промышленного производства агломерация  означает «образование крупных  кусков (окускование) из мелкой  руды и пылеватых материалов  путем спекания». В экономической  литературе термином «агломерация»  характеризуется территориальное  совмещение, концентрация в одном  месте промышленных предприятий. 

 Термин «агломерация»  применительно к расселению был  введен французским географом  М. Руже [3], согласно которому агломерация  возникает тогда, когда концентрация  городских видов деятельности  выходит за пределы административных  границ и распространяется на  соседние населенные пункты.

 В отечественной  литературе понятие городской  агломерации использовалось, и достаточно  широко, уже в 10-х 20-х годах  ХХ века, хотя и под разными  именами: это и «хозяйственный  округ города» А.А. Крубера,  и «аггломерация» М.Г. Диканского, и «экономический город» В.П.  Семенова-Тян-Шанского.

 Существует и  множество определений слову  «агломерация». 

 По Н.В. Петрову   городскими агломерациями называются  компактные скопления территориально  сосредоточенных городов и других  населенных мест, которые в процессе  своего роста сближаются (иногда  срастаются) и между которыми  усиливаются многообразные хозяйственные,  трудовые и культурно-бытовые  взаимосвязи [3].

 Е.Н. Перцик  дает другое определение: городская  агломерация – система территориально  сближенных и экономически взаимосвязанных  населенных мест, объединенных устойчивыми  трудовыми, культурно-бытовыми и  производственными связями, общей  социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник  города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт  современной урбанизации. А крупные  городские агломерации – это   важнейшие ареалы, в которых концентрируются  прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные  и проективно-конструкторские организации,  уникальные учреждения культуры  и искусства, наиболее квалифицированные  кадры [5].

Подводя итоги, можно  выделить общее определение данного  термина. Городская агломерация, конурбация (от лат. agglomero — присоединяю) — компактное скопление населённых пунктов, главным  образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную  динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными  и культурными связями [1]. 

 Границы городской  агломерации подвижны во времени  благодаря изменению важнейшего  параметра агломерации – дальность  ежедневных передвижений от места  жительства к местам приложения  труда: в рамках пространственной  самоорганизации этих передвижений  их дальность растёт пропорционально  увеличению скорости средств  транспорта, а затраты времени  увеличиваются незначительно. 

 Для развития  городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских  скоплений, включающих безостановочно  растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту  все новые территории, концентрация  в них больших масс населения;  быстрое развитие пригородов  и постепенное (хотя и не  везде явно прослеживаемое) перераспределение  населения между городами-центрами  и пригородными зонами; привлечение  сельского населения к несельскохозяйственному  труду, в особенности в городской  местности; маятниковые миграции  и систематические передвижения  людей в пределах агломераций  на работу, к местам учебы, культурно-бытового  обслуживания и отдыха, приобретающие  беспрецедентный масштаб. 

 Е.Н. Перцик  предлагает различные критерии  городских агломераций: плотность  городского населения и непрерывность  застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением  не менее 100 тыс. человек); интенсивность  и  дальность трудовых и  культурно-бытовых поездок; удельный  вес несельскохозяйственных рабочих;  доля работающих вне места  жительства; количество городских  поселений-спутников и интенсивность  их связей с городом-центром;  число телефонных разговоров  с центром; производственные связи;  связи по социально-бытовой и  технической инфраструктуре (единые  инженерные системы водоснабжения,  энергоснабжения, канализации, транспорта  и пр.) [5]. В ряде случаев принимают  в качестве критерия комбинацию  признаков, в других – ориентируется  на один из них (например, выделяют  границы агломерации по 1,5- или  2-часовым изохронам трудовых  передвижений от города-центра). 

1.1 Иерархия  городских систем

Города растут и  развиваются. В некоторых случаях  из ранее небольших городов образуются мегагорода, население которых часто  выше 8 млн. человек.

Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории (город à агломерация à урбанизированная зона à урбанизированный район à мегалополис).

Итак, выделяют пять основных иерархически соподчиненных  форм урбанизированного расселения (по Ю.Л. Пивоварову) [6]:

  1. Компактный город (в его традиционной форме) – основной элемент расселения на начальных этапах урбанизации страны  или района. Согласно «Словарю общегеографических терминов», под городом понимают: «совокупность обителей, инкорпоративных (т.е. зарегистрированных в качестве учетной единицы) и управляемых мэром или ольдерменом». Под городом в Дании понимают населенный пункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии – 30 тыс., в России от 5 до 12 тыс. жителей.
  2. Агломерация – (от лат. agglomero – присоединяю, накапливаю) элементарная форма развитого группового расселения. Она представляет скопление вокруг центра (большого города) близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерация рассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качестве этапной формы в переходе от автономного города к более сложным формам расселения.
  3. Урбанизированный (метрополитенский) район – основной структурный элемент расселения в перспективе. Под ним подразумевается сравнительно обширный ареал, ядро которого составляют обычно несколько агломераций с их окружением, объединенные общими функциональными и морфологическими признаками. Эта социально-пространственная форма расселения основана на комплексной планировке обширных территорий, на специализации и четком выделении функциональных зон. Включает в себя собственно агломерацию и территории обширного столичного региона.
  4. Урбанизированная зона – наиболее крупное звено (объединяющее несколько элементов) в перспективной пространственной структуре расселения страны. Это территория с высокой плотностью городских поселений и большим удельным весом городского населения. Урбанизированная зона выделяется интенсивностью развития городских поселений (а не их количеством).
  5. Мегалополис (от греч. megalu – большой,  polis – город) – наиболее крупная форма расселения. Это обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации, которые образуются в результате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга. Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей.
 

1.2 Пространственная  структура городских  агломераций

В городских агломерациях  при существенных особенностях их планировочной  структуры и административного  деления могут быть выделены принципиально  различающиеся зоны, что позволяет  рассматривать эти зоны как типичные и функционально закономерные образования [5].

  1. Историческое ядро города – очень небольшая по размерам территория, в которой сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения, административный культурный и деловой центры агломерации. Таковы исторический центр Москвы в пределах Садового кольца; центральное ядро Лондона, включающее Сити, Вестминстер и Вест-Энд; южная часть графства Нью-Йорк, занимающего территорию о-ва Манхаттан. Для исторических центров европейских столиц характерны очень плотная застройка, складывавшаяся в течение многих веков; унаследованная от исторического прошлого радиально-кольцевая или близкая к ней планировка; постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или делового значения; широкое развитие торговых учреждений, отелей, музеев и т.д. Дневное население резко превышает ночное.
  2. Центральная зона города включает помимо исторического ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию, сформировавшуюся в европейских столицах в основном до середины XIX в. и позднее охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных территорий. В следующие десятилетия эта зона существенно трансформировалась, но в значительной мере еще сохраняет старую планировку, здесь много ценных сооружений. По мере роста и территориального расширения административных, деловых, культурных, научных, торговых функций столиц эта зона все более перестраивается, подвергается перепланировке, приобретает функции центра. К центральным районам столиц могут быть отнесены: центральная планировочная Зона Москвы, департамент Париж в черте старых крепостных стен, центральная зона Петербурга до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петроградскую сторону. Для центральных зон в целом характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным, постепенное снижение численности постоянного населения.
  3. Внешняя зона города в Москве и Петербурге административно включена в город, в Париже выделена в так называемый «первый городской пояс», в Лондоне к периферийной зоне города может быть отнесен внешний пояс «старых пригородов». В настоящее время основная часть населения столичных городов сосредоточена в периферийных зонах и по мере того, как вся территория этих зон заполняется сплошной застройкой, их население растет, но затем обнаруживает объективную тенденцию к снижению и экспансии за пределы городской черты.
  4. Большой город (или ядро агломерации, урбанизированная зона агломерации, город с первым внутренним поясом пригородной зоны). Примером может быть Петербург с поселениями, подчиненными городу, Парижская «агломерация в широких границах», «Большой Лондон» с первым внутренним метрополитенским поясом, Большой Нью-Йорк – урбанизированный ареал Нью-Йорк.
  5. Пригородная зона образует вместе с городом более широкое образование, которое можно рассматривать как агломерацию. Таковы Московская и Петербургская агломерации, Лондонский  метрополитенский район. Важно различать территории агломераций, охватывающие столичные города и их пригородные зоны, «ядра агломераций», включающие столичные города и внутренние кольца пригородных зон. Условно эти « ядра» агломераций можно было бы назвать «Большой город» (Большая Москва, Большой Лондон, Большой Нью-Йорк). Для всех агломераций в целом характерны: последовательное смещение населения от внутренних колец агломерации к внешним; сильное развитие маятниковых миграций, постепенно затухающих по мере удаления к периферии агломерации и особенно интенсивных в ее ядре, развитие городов-спутников во внешних кольцах.
  6. Внешняя зона столичного региона. Под столичным регионом следует понимать зону, на которую распространяется непосредственное и интенсивное влияние столицы и необходимы связанные с ней целенаправленные градостроительные мероприятия; однако здесь перестает действовать важнейший градостроительный параметр, конструирующий агломерацию, - ежедневные маятниковые трудовые передвижения. Внешняя зона становится ареной крупных мероприятий по развитию систем городов – «контрмагнитов», способствующих разгрузке агломерации, по созданию рекреационных зон, сельскохозяйственных баз и т.п. К столичным регионам могут быть отнесены: к Московскому региону – Москва и Московская область; Лондонскому – юго-восток  Англии; Нью-Йорскому региону – район ассоциации районной планировки Нью-Йорка.

Информация о работе Городские агломерации