Формирование имиджа руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Понятие имидж" прочно вошло в наше сознание, оно употребляется в разговорной речи, мелькает в прессе. Сегодня создание привлекательного имиджа является неотъемлемой частью культуры социального общения, а имидж руководителя - существенной личностной и профессиональной характеристикой.
Именно имидж позволяет создавать первое впечатление о человеке как о руководителе. Имидж в данном случае – его фирменный знак, его внешняя вывеска. Чаще всего, чем он привлекательнее, тем выше профессиональный авторитет, выше общественная репутация организации, которую он представляет.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1. Психологические условия формирования имиджа руководителя…4
2. Методы формирования имиджа руководителя……………………..11
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО И П М.docx

— 43.69 Кб (Скачать файл)

Финансовый университет  при правительстве Российской Федерации

Факультет Менеджмента  и Маркетинга

Кафедра Менеджмента

 

 

 

 

                                       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организация делопроизводства и персональный менеджмент»

на тему: «Формирование имиджа руководителя. »

 

 

 

                              

 

 

 

            Выполнила студентка 4 курса

                                                Гришанина Л.В.

                                    Специальность: Менеджмент организации

                    Зачетная книжка № 09ММБ01025

                                               

                                                 Проверил:  Мехдиев М.В.

 

                                     Владимир  2013г. 

                                  СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………...3

1. Психологические условия формирования имиджа руководителя…4

2. Методы формирования имиджа руководителя……………………..11

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

   

  Введение

 Понятие имидж" прочно вошло в наше сознание, оно употребляется в разговорной речи, мелькает в прессе. Сегодня создание привлекательного имиджа является неотъемлемой частью культуры социального общения, а имидж руководителя - существенной личностной и профессиональной характеристикой.

Именно имидж позволяет  создавать первое впечатление о  человеке как о руководителе. Имидж  в данном случае – его фирменный  знак, его внешняя вывеска. Чаще всего, чем он привлекательнее, тем выше профессиональный авторитет, выше общественная репутация организации, которую он представляет.

Имидж вообще во многом зависит  от того, какие ценности пропагандируются в обществе в определенный период времени. В условиях быстро меняющегося и развивающегося общества, его потребностей важным показателем в пользу формирования благоприятного имиджа учреждения любой формы собственности будет служить степень соответствия его миссии, целей и задач требованиям социума. Имидж является составной частью управленческой деятельности, а обладание им – существенная профессиональная характеристика руководителя учреждения.

Новые социально-экономические условия в России актуализируют спрос на сильных, ярких руководителей с выраженными нравственными, интеллектуальными качествами и развитыми управленческими способностями и умениями, сознательно включающих все эти показатели в свой имидж.

Формирование имиджа не является изменением личности человека. Этот процесс  не может сделать из одного человека совершенно другого. Поэтому для руководителя важно знание основ психологии для того, чтобы быть в состоянии оценить психологические особенности собственной личности и грамотно использовать свои сильные и слабые стороны.

                        Формирование имиджа руководителя

                    

1. Психологические условия формирования имиджа руководителя. 

      Имидж руководителя в современной психологии рассматривается в рамках психологии управления и анализируется в контексте следующих проблем: формирование имиджа организации; влияние имиджа на деловые отношения; взаимосвязь профессиональных и личностных качеств имиджа руководителя; восприятие управленческой команды, руководителя; представление об идеальном руководителе; коммуникативные качества личности руководителя; психологические особенности личности руководителя; психологическая компетентность руководителя; психологические особенности профессиональной деятельности руководителя; гендерный аспект в сфере управления и др.

Формирование и восприятие имиджа - единый тесно взаимосвязанный  процесс, в котором интегрировано  представлены субъектно-объектные  отношения. С одной стороны, имидж  формируется под влиянием "заказа" воспринимающей среды, с другой стороны, он выступает фактором, формирующим определенный отклик в этой среде.

Соответственно и структурные  характеристики имиджа в большинстве  своем являются атрибутами как формирующейся, так и воспринимающей подсистем  в едином поле этого феномена, образующегося  в зоне пересечения интересов субъекта и объекта.

В.М. Шепель выделяет три группы качеств, определяющих формирование и восприятие имиджа. В первую группу он относит такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека), красноречивость (способность воздействовать словами). Обладание данными способностями и постоянные упражнения в их развитии - залог успешного создания имиджа.

Во вторую группу входят характеристики личности как следствие образования  и воспитания. К ним относятся  нравственные ценности, психическое здоровье.

К третьей группе относятся  те личностные качества, генезис которых  связан с жизненным и профессиональным опытом индивида1.

Формирование имиджа руководителя учреждения будет успешным, если обеспечивается совокупность следующих условий:

– при его создании и  коррекции учитывается общая  структура имиджа с доминированием профессионального компонента, что  определяет его динамичность;

– процесс формирования имиджа руководителя учреждения носит поэтапный характер, направленный на экстериоризацию внутренних качеств руководителя в направлении установления оптимальных «субъект-субъектных» отношений в управленческой деятельности;

– в качестве психологических  условий, детерминирующих формирование имиджа руководителя учреждения, выступают психологические качества личности руководителя – ценностные ориентации, направленность личности на дело, саморазвитие, стрессоустойчивость, надёжность, умение излагать мысли, готовность к риску.

Имидж руководителя – это  совокупность определённых качеств, которые ассоциируются с определённой индивидуальностью личности, поэтому в определении психологических условий формирования имиджа руководителя необходимо исходить из анализа понятия «личностная специфика управленческой деятельности».

Руководитель любого учреждения (организации) – человек, осуществляющий управление коллективом в соответствии с четкими и осознанными целями, обладающий высоким уровнем самоактуализации.

Следовательно, необходимо наличие  у руководителя таких профессионально значимых качеств, как: умение создавать эффективную управленческую команду, способность видеть перспективы развития своей организации, направленность на дело, сформированность ценностных ориентаций, самостоятельность и изобретательность в принятии управленческих решений, творческая активность и способность к нововведениям, оригинальность ума, быстрое реагирование на изменение ситуации, стрессоустойчивость, решительность и динамичность в своих поступках и мыслях и др. (см. табл).

Профессиональные и  личностные качества успешного руководителя  учреждения (организации)

 

Профессиональные качества

Личностные качества

Уважение к людям, терпимость к  недостаткам, уважение права на самостоятельное решение

Готовность оказать помощь, стремление вселить уверенность в успех

Способность выслушать мнения, просьбы коллег, учесть их в процессе работы

Способность разрешать сложные  конфликты, не быть злопамятным

Умение планировать

Способность объективно оценивать  работу подчиненных, их результаты, свои результаты

Владение методикой преподавания по своему предмету, готовность поделиться опытом с коллегами

Умение управлять своими эмоциями, стрессоустойчивость, сформированные ценностные ориентации

Требовательность к себе, надёжность

Гибкость, демократичность, умение излагать свои мысли

Оптимистичность, обладание  чувством юмора

Справедливость

Способность к аналитической  деятельности, направленность на дело

Способность к творчеству, саморазвитию


 

Личность руководителя можно разложить на три класса составляющих:  биографическая характеристика; способности; черты личности.

Способности - пригодность  к тому или иному виду деятельности. Развитию практических навыков руководителя помогают природные задатки, которые имеются в определенном типе нервной системы, отличающейся подвижностью и уравновешенностью. Склонностям предшествуют задатки, самые разные признаки способностей. Они проявляются в повышенном интересе и влечении к организаторской и руководящей деятельности.

Организаторские способности  можно развить, не имея задатков, но для этого необходимо проявить интерес  к работе с людьми, знать методы убеждения, выработать основные качества руководителя (умение слушать подчиненных, внимательность, терпение и др.).

Характер предопределяет стиль поведения человека в социальной среде, специфику его поведения  в коллективе. Помимо природных задатков руководитель должен иметь соответствующие моральные и волевые качества и свойства.

К природным задаткам руководителя относятся, прежде всего, уравновешенность поведения, оптимальная активность, общительность, легкость адаптации.

К моральным - справедливость, скромность, чувство общественного  долга, принципиальность, моральная  безупречность;

К волевым - решительность, энергичность, настойчивость, выдержанность, дисциплинированность;

К деловым - целеустремленность, работоспособность, инициативность, организованность, самостоятельность;

К организаторским - умение оценить людей, установить отношения, совершенствовать формы и методы работы, организовать трудовой коллектив, принимать правильные решения.

Существенное значение имеют такие черты характера  руководителя, как определенность, цельность, уравновешенность, твердость. Определенность означает стабильное поведение руководителя в различных ситуациях; цельность - единство слова и дела, логичность поступков; уравновешенность - сдержанное, терпеливое отношение к людям, ровное поведении, умение контролировать себя; твердость - обязательное выполнение принятых решений, несмотря на возникающие препятствия.

Авторитет руководителя складывается из обобщенной характеристики личности, его компетентности, высокой  нравственности на работе и в быту. Ценится, когда он внимательно относится  к людям и их нуждам, обязательно  выполняет обещания, действует последовательно.

Различают три вида авторитета: личный, служебный и реальный. Личный обеспечивается справедливыми личностными качествами, выделяющими его из среды коллектива, к которым относятся честность, справедливость, человечность.

Служебный авторитет  достигается умелой организацией работы коллектива для выполнения поставленных задач, обеспечением соблюдения дисциплины на основе предоставленных должностью прав и полномочий.

Органическое соединение личного и служебного авторитета составляет реальный авторитет руководителя.

К сформулированным требованиям  к руководителю можно добавить, что  особое значение имеют: морально-волевые, деловые, организаторские качества, склонность к определенному виду труда, потребность в самообразовании. Отдельные авторы рассматривают эти ценности в таких укрупненных блоках, как направленность, способности, характер. Направленность означает избирательное отношение человека к окружающей действительности. Для руководителя она необходима в общении и совместной деятельности с людьми, создании сплоченного коллектива.

Наиболее часто употребляемыми личностными чертами, обуславливающими продуктивность руководства учреждением образования, выступают: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, умение рисковать, направленность на дело, ответственность, надёжность в выполнении задания, независимость, общительность. Одной из важнейших характеристик личности является стремление к достижениям и направленность на дело.

Значительная группа детерминантов трудовых притязаний руководителей представлена их биографическими характеристиками, а также психолого-акмеологическими, включающими возраст, пол, образование, социально-экономический статус личности.

Другая группа факторов имеет организационно-психологическую  природу. Большое значение имеют реальные достижения, так как с ростом социального статуса возрастают и притязания личности, происходят изменения в системе ценностных ориентаций, профессиональных установок, жизненных позиций.

Таким образом, обобщая  анализ понятийного аспекта изучаемой  проблемы, мы предположить, что:

- личность руководителя  – это прижизненно возникающее  психологическое образование, представляющее собой социальную по своей природе систему качеств и мотивационно-потребностных отношений;

- каждый руководитель  предстает одновременно и как  профессионал, и как личность, и  как индивидуальность, но далеко  не всякому удается стать субъектом  профессионального развития, сформировать  свой «адекватный» имидж.

При выявлении личностных факторов формирования имиджа руководителя учреждения интересно рассмотреть теоретическую модель руководителя, разработанную И.С. Мангутовым и Л.И. Уманским2.

В данной модели авторы выделяют следующие  группы свойств личности руководителя:

1) общие качества (общительность,  общий уровень развития, практический ум, наблюдательность, работоспособность, активность,  инициативность, настойчивость, самостоятельность, самообладание);

Информация о работе Формирование имиджа руководителя