Деловые коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:39, лекция

Описание работы

Предметом «Делового общения» является рассмотрение 3х основных проблем:
1. Социально –психологические проблемы делового общения:
Это социально-психологические механизмы межличностного общения деловых партнеров, психологические характеристики самих партнеров (особенности их мотивации, установки, убеждения, интеллект, темперамент, способности), а также психологические особенности деловых отношений, обусловленные этно-культурными факторами (социокультурной средой, национально-этнической общностью).

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

В деловой речи часто встречаются  слова, не ставшие общеупотребительными, но активно используемые в деловой  сфере. Это профессионализмы, которые  служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, продукции и т.д.

Они воспринимаются как «полуофициальные» слова, не имеющие научного характера.

Преимущество  профессионализмов перед их общеупотребительными эквивалентами в том, что они служат для разграничения близких понятий, которые для неспециалиста имеют одно общее название. Благодаря этому специальная лексика для людей одной профессии является средством точного и лаконичного выражения мысли.

Краткость - важнейшее требование к деловой речи, поскольку такая речь характеризуется сугубо прикладным характером в подаче сообщаемых сведений. Это означает, что говорящий не злоупотребляет временем и терпением слушателя, избегая ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.

Многословие, или речевая избыточность, чаще всего  проявляется в употреблении лишних слов. Оно проявляется в различных  формах.

Речевая избыточность может выражаться в применении одновременно близких по смыслу и потому лишних слов. Суда же можно отнести и употребление без надобности иностранных слов, которые дублируют русские слова и тем самым неоправданно усложняют высказывание. Для доступности речи необходимо использовать определения, сравнения, примеры.

 

Вопрос 25:

Коммуникационные эффекты оратора.

 

Для того, что  бы деловой разговор состоялся и  состоялся успешно, недостаточно знать  только лексику, грамматику, стилистику и специфику деловой речи. Необходимо пользоваться своей речью так, чтобы  заинтересовать собеседника, склонить на свою сторону. Для этого можно воспользоваться коммуникационными эффектами (ораторский инструментарий). 

Эффект визуального имиджа рассчитан на впечатление от внешнего вида выступающего. Известно, что он (вид) может вызвать симпатию или  антипатию еще до того, как выступающий начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный, открытый взгляд – все это оказывает на людей положительное воздействие до начала выступления оратора.

Эффект первых фраз, как  правило, закрепляет или корректирует первоначальное впечатление, которое производит выступающий. Главным критерием эффекта первоначальных фраз является заключенная в них привлекательная или интересная информация. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. Очень важно при подготовке к выступлению определить основные социальные группы аудитории, настроения и ожидания, особенности эмоционального склада слушателей. Поэтому надо располагать набором начальных фраз, ориентированных на социальные группы, преобладающие в аудитории.

Эффект аргументации основан  на логике выступления, которая придает  ему обоснованность и убедительность. Если логика – это внутренняя организация  речи, то внешней ее стороной является теоретическая и практическая аргументация. К теоретической аргументации относятся научные положения, концепции, к практической аргументации – конкретные факты, цифры, статистические данные.

Эффект квантового выброса  информации является одним из действенных  риторических приемов для поддержания внимания аудитории. Он основан на заранее продуманном размещении по всей речи новых мыслей и аргументов. Таким образом, выступающий активизирует внимание слушателей, выбрасывая через определенные временные интервалы кванты свежей информации.

Эффект интонации и паузы – весьма доступный и продуктивный по результату риторический инструмент. Специалисты утверждают, что интонация и паузы способствуют 10 – 15% - ному приращению информации. Такова особенность человеческого восприятия. Придание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих людей определенные ассоциации. В итоге происходит информативное приращение к тому, что говорит выступающий. Деликатным риторическим инструментарием является пауза. Ее применение эффективно, если выступающий уверен, что его слушатели активно включились в коммуникационный процесс, что их мышление, память и воображение интенсивно соучаствуют в нем. Вот тогда для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, подключения к ней собственных знаний и полезна пауза.

Эффект художественной выразительности  связан с умением "воплощать" мысли  в соответствующие слова, грамотно строить предложения, соблюдать  правила словоударений. Логика речи подсказывает, какие фразы достойны, занять место в выступлении. В него не может быть вставлена любая фраза, а лишь такая, которая не нарушает смысл изложения, ясно и понятно доносит его суть.

Эффект релаксации используется оратором, чтобы помочь слушателям. Большое значение имеет умение слушать. Чем сложнее выступление, тем большие усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Цель эффекта релаксации – снять эмоциональную напряженность. И здесь на помощь приходит юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха и появляется возможность для восстановления эмоциональной энергии.

Эффект дисперсии. Приведем такие данные: если за 100% принять  замысел выступления, то его словесная  форма составит 90%, из которых 80% получили устное звучание; из объема услышанной информации поняты были 60%, а в памяти осталось около 25%. Таким образом, коммуникационный процесс – это не простое переливание информации из одного сосуда в другой. Этому процессу свойственны непрерывная потеря информации и субъективное ее искажение, что объясняется многими причинами. Одна из них в риторике обозначается понятием "дисперсионные потери". Под ними подразумевается рассеивание информации по мере получения ее от выступающего.

 

Вопрос 26:

Этапы подготовки публичной речи.

Для того, что  бы деловой разговор состоялся и  состоялся успешно, недостаточно знать  только лексику, грамматику, стилистику и специфику деловой речи. Необходимо пользоваться своей речью так, чтобы  заинтересовать собеседника, склонить на свою сторону. Для этого можно воспользоваться коммуникационными эффектами (ораторский инструментарий).  

Эффект визуального имиджа рассчитан на впечатление от внешнего вида выступающего. Известно, что он (вид) может вызвать симпатию или  антипатию еще до того, как выступающий начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный, открытый взгляд – все это оказывает на людей положительное воздействие до начала выступления оратора.

Эффект первых фраз, как правило, закрепляет или корректирует первоначальное впечатление, которое производит выступающий. Главным критерием эффекта первоначальных фраз является заключенная в них привлекательная или интересная информация. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. Очень важно при подготовке к выступлению определить основные социальные группы аудитории, настроения и ожидания, особенности эмоционального склада слушателей. Поэтому надо располагать набором начальных фраз, ориентированных на социальные группы, преобладающие в аудитории.

Эффект аргументации основан на логике выступления, которая  придает ему обоснованность и  убедительность. Если логика – это  внутренняя организация речи, то внешней  ее стороной является теоретическая и практическая аргументация. К теоретической аргументации относятся научные положения, концепции, к практической аргументации – конкретные факты, цифры, статистические данные.

Эффект квантового выброса информации является одним  из действенных риторических приемов для поддержания внимания аудитории. Он основан на заранее продуманном размещении по всей речи новых мыслей и аргументов. Таким образом, выступающий активизирует внимание слушателей, выбрасывая через определенные временные интервалы кванты свежей информации.

Эффект интонации  и паузы – весьма доступный  и продуктивный по результату риторический инструмент. Специалисты утверждают, что интонация и паузы способствуют 10 – 15% - ному приращению информации. Такова особенность человеческого восприятия. Придание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих людей определенные ассоциации. В итоге происходит информативное приращение к тому, что говорит выступающий. Деликатным риторическим инструментарием является пауза. Ее применение эффективно, если выступающий уверен, что его слушатели активно включились в коммуникационный процесс, что их мышление, память и воображение интенсивно соучаствуют в нем. Вот тогда для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, подключения к ней собственных знаний и полезна пауза.

Эффект художественной выразительности связан с умением "воплощать" мысли в соответствующие  слова, грамотно строить предложения, соблюдать правила словоударений. Логика речи подсказывает, какие фразы достойны, занять место в выступлении. В него не может быть вставлена любая фраза, а лишь такая, которая не нарушает смысл изложения, ясно и понятно доносит его суть.

Эффект релаксации используется оратором, чтобы помочь слушателям. Большое значение имеет умение слушать. Чем сложнее выступление, тем большие усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Цель эффекта релаксации – снять эмоциональную напряженность. И здесь на помощь приходит юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха и появляется возможность для восстановления эмоциональной энергии.

Эффект дисперсии. Приведем такие данные: если за 100% принять  замысел выступления, то его словесная  форма составит 90%, из которых 80% получили устное звучание; из объема услышанной информации поняты были 60%, а в памяти осталось около 25%. Таким образом, коммуникационный процесс – это не простое переливание информации из одного сосуда в другой. Этому процессу свойственны непрерывная потеря информации и субъективное ее искажение, что объясняется многими причинами. Одна из них в риторике обозначается понятием "дисперсионные потери". Под ними подразумевается рассеивание информации по мере получения ее от выступающего.

 

 

Вопрос 27:

Структура публичного выступления.

 

Вопрос 28:

Особенности и коммуникативные  тактики информирующей речи.

 

Когда вы выступаете с речью, легко ли вашей  аудитории понять вас? Если аудитория  не понимает вашей идеи (даже при  том, что тема им интересна), вы должны продумать новый способ, как представить свои мысли. Возможно, все дело в правильной структуре публичного выступления. Вам нужно организовать свои мысли так, чтобы это способствовало пониманию.

Из этой статьи вы узнаете, как правильно  организовать свою речь, чтобы добиться лучших результатов во взаимодействии с аудиторией. 

Существует  четыре правила, которые определяют структуру публичного выступления:

1. Используйте план, который способствует пониманию.

2. Используйте плавные переходы от одного пункта до следующего.

3. Разработайте эффектное введение

4. Составьте запоминающиеся выводы.

Это фундаментальные  принципы, применимые к любому виду публичных выступлений, будь это 2-минутная импровизация, 15-минутная бизнес-презентация  или 40-минутный доклад на конференции.

Ключевой элемент – переходы

Из этих четырех принципов слабым местом ораторов, как правило, являются переходы. У большинства из них есть введение и заключение, а основной материал разбит по пунктам. Но очень часто в текстах выступлений отсутствуют связующие фразы, которые делают речь связной.

  • В написанном тексте (как эта статья), заголовки, подпункты и пунктуация предоставляют читателю подсказки, которые помогают им понять макроорганизацию этого текста.
  • В устной же речи необходимо использовать паузы и фразы перехода, чтобы достигнуть этого эффекта, то есть, чтобы аудитория знала, когда один пункт заканчивается, и начинается следующий.

Структура публичного выступления может быть организована по правилу трех. В  чем же состоит его смысл?

Правило Трех, или Три Поддерживающих Пункта

Согласно этой схеме, вы начинаете с утверждения, поддерживаете его тремя причинами (доказательствами, примерами), которые соответствуют трем пунктам плана, а затем подводите итог в своем заключении. Это не обязательно должны быть именно 3 пункта, но, с другой стороны, это число идеально подходит для речи в 5-7 минут.

Пример: Как Танец Помог Мне В Бизнесе

- Введение “20 фунтов и девять лет назад, я был танцором …” подводит слушателя к 3 принципам танца, которые помогают в бизнесе.

  • Принцип 1: Работайте над собой, пока не достигнете совершенства
  • Принцип 2: Визуализируйте ожидаемый результат
  • Принцип 3: Перенимайте опыт других

- Заключение: другими словами передайте суть трех принципов, свяжите с введением

Эта речь была особенно сильна из-за последовательного  образца, который использовался для каждого из трех пунктов, наряду с параллельной структурой. Переходы:

  • «Второй принцип, который я хотел бы озвучить …»
  • «Исходя из третьего принципа...»

«Эта техника также стала мне хорошим уроком в бизнесе, а именно...»

 

 

 

Вопрос 29:

Приемы поддержания влияния аудитории.

 

Приемы  привлечения внимания также разнообразны. К ним относятся: 
А. Четкая формулировка целей и задач выступления.  
Прием мобилизует аудиторию, так как сразу позволяет слушателям осознать, зачем они будут слушать оратора. Это особенно важно, если цели оратора совпадают с интересами аудитории, затрагивают вопросы, волнующие аудиторию, раскрывают  для них практическую  необходимость того, о чем пойдет речь.  
Автор книги «Основы ораторского искусства» Поль Сопер предложил классификацию вопросов, которые всегда волнуют  слушателей. Среди них вопросы жизни и смерти, здоровья, денег, профессии, социального престижа, опасности и др. Немаловажными являются и вопросы патриотизма, долга, чести, справедливости. 
Б. Интригующее начало, способное возбудить любопытство слушателей. Это может быть интересный факт из жизни, истории или какое-то парадоксальное утверждение (истина всегда парадоксальна!), постановка проблемного вопроса. 
Например: «Хочу рассказать вам об одном интересном факте, в оценке которого до сих пор расходятся историки…». 
«Альберт Эйнштейн сказал, что образование – это то, что остается, когда все выученное забыто. Согласны ли вы с этим? (Как вы это понимаете? (Пауза) Мне думается, что…)». 
В. Цитирование.  
В качестве цитаты может выступить высказывание широко известного исторического деятеля, писателя, ученого, чья популярность не вызывает сомнения у данной аудитории. Например, в начале торжественной речи, обращенной к студентам и преподавателям в День знаний первого сентября, можно произнести: «Известный древнегреческий философ Демокрит сказал: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».  
Г. Риторический вопрос. 
Название этого приема совпадает с названием риторической фигуры, лежащей в его основе.  
Риторический вопрос – это вопрос по форме, но утверждение или отрицание по сути.  
Известны многочисленные образцы ораторских речей прошлого, начинающихся именно с этой фигуры. Например, в речи Цицерона против деспота Катилины: «Доколе, о Катилина, ты будешь испытывать наше терпение?!»  
Замечено, что эмоционально произнесенный риторический вопрос приковывает внимание аудитории, однако в дальнейшем необходимо развить тему другими конкретными риторическими вопросами или аргументами, так как одиночный риторический вопрос выглядит напыщенно, «старомодно». 
Привлечь внимание аудитории можно, используя длительную паузу в самом начале или  произнося намеренно громко начальную фразу.  Современная риторика рекомендует не начинать выступления с извинений («Извините, я специально не готовился…», «Прошу прощения заранее: я не бог весть какой оратор…» и т.п.), так как это снижает доверие к оратору и  его речи.  
б) Успех ораторской речи зависит от того, насколько оратор умеет поддерживать внимание аудитории во время выступления, каков общий тон и стиль его выступления.  
Как свидетельствуют экспериментальные данные, наибольший процент внимания и активности слушателей, а также процент усвоения информации наблюдаются при диалоговой форме выступления. Следовательно, помогают поддерживать внимание и контакт с аудиторией так называемые приемы диалогизации, к ним относятся вопросно-ответный ход выступления, обращение с вопросами к аудитории и отдельным слушателям, введение вымышленной речи.  
Введение вымышленной речи – это такой прием, в основе которого лежит фигура речи, по структуре напоминающая предложения с прямой или косвенной речью.  
Чтобы оживить монолог, оратор вводит в свою речь речь других лиц, в том числе и собеседников. Показав слушателям,  что он принимает во внимание их сомнения, размышления, оратор тем самым повышает мотивацию слушания. Например, «Вы скажете, что тут сложного…», «Вы наверняка подумали, что …». 
Аналогия – прием, основанный на соотнесении какой-то наглядно-образной картины, хорошо знакомой аудитории, с  абстрактными, не всегда понятными  явлениями, или с положениями, которые отстаивает оратор.  
На приеме аналогии построил свою речь в защиту демагога с острова Самос Эзоп. Он начал с притчи о Лисице и Еже, в которой  рассказывалось о том, как однажды Лисица попала в яму. Долгое время она не могла выбраться. В ее тело впились клещи. Обессиленную, ее заприметил проходивший мимо Еж. Еж предложил Лисице помощь: вытащить клещей из ее тела. На что Лисица ответила: «Эти клещи уже полны мною и больше вреда мне не причинят. Если ты вытащишь их, придут другие, голодные, и допьют оставшуюся кровь». Закончил Эзоп свою речь такими словами: «Мужи самосские! Этот человек подобно напившемуся клещу уже не страшен».  
 К эффективным приемам поддержания внимания относятся также:  
- авансирование – нарочитое затягивание важного («Об этом я скажу чуть позже…», «Немного позже мы вернемся к этому интересному вопросу и рассмотрим его поподробнее…» и т.п.)  
- акцентирование – выделение важного различными способами и с помощью различных речевых средств ( лексико-синтаксических: «Я хотел бы заострить ваше внимание на …», интонационных: пауз, логического ударения и т.д., невербальных: мимики и жестов). 
- использование юмора. 
Шутка или анекдот на тему выступления могут разрядить обстановку, отвлечь слушателей, тем самым дать отдохнуть вниманию (ничто так не усиливает внимание, как небольшой отдых.) Однако не следует злоупотреблять этим приемом. Вообще этот прием сложный: он требует большого мастерства, естественности и может не сработать в незнакомой аудитории, если оратор еще недостаточно знает  вкусы слушателей. 
В основе приемов привлечения и поддержания внимания в ораторской речи лежат изобразительно-выразительные средства языка - тропы и фигуры речи, описанные в античной риторике как «цветы красноречия».

Информация о работе Деловые коммуникации