Воинская обязанность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:13, доклад

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексной оценке правовых основ конституционной обязанности граждан Российской Федерации по защите Отечества на современном этапе развития страны. А так же анализ правового статуса гражданина – военнослужащего.

Файлы: 1 файл

Воинская обязанность.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

 

 Таким образом, выполнение  обязанности по защите Отечества  имеет широкое правовое закрепление  в Конституции Российской Федерации,  федеральных законах, и носит  обязательных характер для граждан  Российской Федерации.

Глава 2. Особенности реализации конституционной обязанности граждан РФ по защите Отечества.

 

2.1. Статус гражданина-военнослужащего.

Согласно Федеральному закону "О  статусе военнослужащих" статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством Российской Федерации.1

 

 Военнослужащие обладают правами  и свободами человека и гражданина  с некоторыми ограничениями, установленными  законодательством. Предусмотрены  воинские звания. На них возлагаются обязанности по вооруженной защите Российской Федерации и подготовке к ней, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером этих обязанностей военнослужащим предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

 

 Особенности статуса военнослужащего,  проходящего военную службу в  военное время, в период мобилизации,  во время исполнения обязанностей  военной службы в условиях  чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, регулируются Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "Об обороне" (принят ГД ФС РФ 24.04.1996).1

 

 Гражданин приобретает статус  военнослужащего с началом военной  службы и утрачивает его с  ее окончанием.

 

 Правовая защита военнослужащих  и членов их семей является  функцией государства и предусматривает  закрепление в законах и иных  нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций  указанных лиц и иных мер  их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

 

 Социальная защита военнослужащих  и членов их семей является  функцией государства и предусматривает:

 

- реализацию их прав, льгот,  гарантий и компенсаций органами  государственной власти, органами  военного управления и органами местного самоуправления;

 

- совершенствование механизмов  и институтов социальной защиты  указанных лиц;

 

- охрану их жизни  и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий  жизни и деятельности, соответствующих  характеру военной службы и ее роли в обществе.

 

 Реализация мер правовой  и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной  службы, и членов их семей возлагается  на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).

 

 Федеральный закон  "О статусе военнослужащих" особо подчеркивает, что никто  не вправе ограничивать военнослужащих  и членов их семей в правах  и свободах, гарантированных Конституцией РФ и законодательством о статусе военнослужащих. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих и членов их семей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 Военнослужащие находятся  под защитой государства. Никто  не вправе вмешиваться в их  служебную деятельность, за исключением  лиц, уполномоченных на то законодательством и общевоинскими уставами.

 

 Оскорбление военнослужащих, насилие по отношению к ним  и угроза его применения, посягательство  на их жизнь, здоровье, честь,  достоинство, жилище, имущество,  а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 Военнослужащим гарантируется  свобода вероисповедания. Они  вправе участвовать в богослужениях  и религиозных церемониях как частные лица и только в свободное от военной службы время. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по религиозным мотивам и использовать свои служебные полномочия для религиозной пропаганды. Религиозная символика, литература и предметы культа используются ими только по их личному желанию.

 

 Все военнослужащие, в том числе проходящие военную  службу по призыву, имеют право  на защиту своих прав и законных  интересов путем обращения в  суд в порядке, установленном законодательством. При этом проходящие военную службу по призыву освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы.

 

 Юридические консультации  и коллегии адвокатов бесплатно оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам прохождения военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами.

 

 Существо воинского  долга составляют защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

 

 Воинский долг обязывает  военнослужащих:

 

 • быть верными военной  присяге, беззаветно служить своему  народу, мужественно и умело защищать  свое Отечество;

 

 • строго соблюдать Конституцию  РФ и законы, требования общевоинских  уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

 

 • дорожить честью и боевой  славой защитников своего народа, честью воинского звания и  войсковым товариществом;

 

 • совершенствовать воинское  мастерство, содержать в постоянной  готовности к применению вооружение  и военную технику, беречь военное имущество;

 

 • быть дисциплинированными,  бдительными, хранить государственную  и военную тайну;

 

 • соблюдать общепризнанные  принципы и нормы международного  права и международные договоры  Российской Федерации.

 

 Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

 

 Командиры являются единоначальниками  и отвечают в мирное и военное  время за постоянную боевую  и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

 

 Военнослужащие, находящиеся на  боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах,  привлеченные для ликвидации  последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. Для их исполнения военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и т. д.), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

 

 Военнослужащие в зависимости  от характера и тяжести совершенного  правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую  и уголовную ответственность

 

 За проступки, связанные с  нарушением воинской дисциплины  или общественного порядка, военнослужащие  несут дисциплинарную ответственность  по основаниям и в порядке,  которые определены общевоинскими  уставами.

 

 Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления или в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.

 

 За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и  охраны рыбных запасов, таможенных  правил) военнослужащие несут административную  ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут, дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.

 

 За материальный ущерб, причиненный  военнослужащими государству при  исполнении ими обязанностей  военной службы, т.е. привлекаются  к материальной ответственности  в соответствии с Федеральным законом от 12.07.1999 N 161-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "О материальной ответственности военнослужащих" (принят ГД ФС РФ 22.06.1999).1

 

 За невыполнение или ненадлежащее  выполнение предусмотренных федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

 

 За совершенные преступления  военнослужащие несут уголовную  и другие виды ответственности  в соответствии с федеральными  законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

2.2 Особый статус военнослужащего  ФСБ.

 

 

Граждане Российской Федерации, принимаемые  на военную службу, федеральную государственную  гражданскую службу и работу в  органы федеральной службы безопасности, проходят процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и проверку, которая связана с обеспечением собственной безопасности органов федеральной службы безопасности и порядок осуществления которой определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

 

 Физические лица допускаются  к сведениям об органах федеральной  службы безопасности, составляющим  государственную и иную охраняемую законом тайну, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.1

 

 Физическим лицам может быть отказано в доступе к сведениям об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, либо по соображениям собственной безопасности органов федеральной службы безопасности.

 

 Физические лица допускаются  к участию в контрразведывательной  деятельности, борьбе с терроризмом  и преступностью, разведывательной  деятельности, пограничной деятельности и деятельности по обеспечению информационной безопасности, осуществляемой органами федеральной службы безопасности, и (или) к материалам, полученным в результате осуществления такой деятельности, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

 

 Документы и материалы, содержащие  сведения о военнослужащих, федеральных  государственных гражданских служащих, работниках органов федеральной  службы безопасности, лицах, оказывающих  или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления органами федеральной службы безопасности оперативно-служебной деятельности, подлежат хранению в органах федеральной службы безопасности.

 

 Органы федеральной службы  безопасности комплектуются (в  том числе на конкурсной основе) военнослужащими, федеральными государственными  гражданскими служащими и работниками  (далее также - военнослужащие  и гражданский персонал). Военнослужащие  органов федеральной службы безопасности, проходящие службу по контракту, а также федеральные государственные гражданские служащие органов федеральной службы безопасности и работники органов федеральной службы безопасности, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности.

Информация о работе Воинская обязанность