Воинская обязанность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:13, доклад

Описание работы

Цель исследования заключается в комплексной оценке правовых основ конституционной обязанности граждан Российской Федерации по защите Отечества на современном этапе развития страны. А так же анализ правового статуса гражданина – военнослужащего.

Файлы: 1 файл

Воинская обязанность.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

Тема работы является актуальной на сегодняшний день, т.к. вопросы правового  регулирования воинской обязанности  граждан РФ по защите Отечества имеют  не только правовое, но и стратегическое значение. Чем лучше будут регламентированы эти вопросы, тем организованнее будут решаться вопросы национальной безопасности. Правовой аспект регулирования обязанности граждан Российской Федерации по защите Отечества является в некотором роде фундаментом для дальнейших преобразований в армии, так как определяет всю сферу взаимоотношений как внутри самой системы, так и при ее взаимодействии с другими системами. Важно подчеркнуть, что обсуждение и принятие военного законодательства происходит открыто и гласно - это является важнейшей чертой зарождающегося гражданского общества.

 

 Цель исследования заключается  в комплексной оценке правовых  основ конституционной обязанности  граждан Российской Федерации  по защите Отечества на современном  этапе развития страны. А так  же анализ правового статуса  гражданина – военнослужащего.

 

 Задачи работы:

 

– определить основания, условия, формы  реализации конституционной обязанности  граждан РФ по защите Отечества;

 

 –  проанализировать правовое  регулирование прохождения военной  службы

 

 –  уточнить статус гражданина-военнослужащего  и сотрудника ФСБ;

 

 Объектом исследования являются  общественные отношения, складывающиеся  в процессе реализации конституционной  обязанности граждан РФ по  защите Отечества.

 

 Предметом исследования являются  правовые основы, регламентирующие  выполнение конституционной обязанности граждан РФ по защите Отечества.

 

 В основу методологических  подходов исследования автором  были положены современные учения  о методологии научного познания. Ключевое значение для раскрытия  темы имел общенаучный метод  системного анализа и синтеза нормативного материала, который в сочетании со сравнительно-правовым, формально-юридическим методами исследования стал основным в курсовой работе.

 

 В качестве источников для  написания берутся нормативные  акты, регулирующие выполнение конституционной обязанности граждан РФ по защите Отечества. Согласно ст.3 Федерального Закона от 28.03.1998 N 53 -ФЗ (ред. от 06.01.2007) "О воинской обязанности и военной службе" (принят ГД ФС РФ 06.03.1998), правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

 

 Конституция Российской Федерации  закрепляет обязанность гражданина  защищать свое Отечество. В  ст.59 Конституции Российской Федерации  указывается, что: 1) защита Отечества  является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; 2) гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом; 3) гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

 

 Структура работы обусловлена  предметом, целями и задачами  исследования. Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, включающих  параграфы, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Правовые основы воинской обязанности  граждан РФ

 

1.1 Правовое регулирование конституционной  обязанности граждан РФ по  защите Отечества Военная служба  и порядок ее прохождения

Правовой основой воинской обязанности и военной службы в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих», Федеральный закон «Об обороне», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

 

 Конституция Российской Федерации  закрепляет обязанность гражданина защищать свое Отечество. В ст.59 Конституции Российской Федерации1 указывается, что: 1) защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; 2) гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом; 3) гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

 

 Федеральными законами от 27.05.98 г. «О статусе военнослужащих»  и от 28.03.1998 года «О воинской  обязанности и военной службе»  подробно определена совокупность  прав, свобод, обязанностей и ответственности  военнослужащих, система воинского  учета и подготовки гражданина к военной службе, призыва граждан на военную службу, поступления на службу по контракту и прохождения военной службе в запасе. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

 

 В целях реализации гражданами  Российской Федерации обязанности  по защите Отечества установлена  воинская обязанность1. Целью законодательного установления этой обязанности для граждан Российской Федерации являются обеспечение Вооруженных сил, других войск и воинских формирований личным составом в мирное время, а так же обеспечение их личным составом в период мобилизационного развёртывания. Сущность воинской обязанности состоит в том, что граждане Российской Федерации в мирное и военное время привлекаются к мероприятиям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

 

 Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны. Этот Закон логически продолжает и развивает ранее принятые законы, учитывает перемены, происшедшие в структуре государственного управления в последние годы, а также реальные условия сегодняшнего дня, требующие выполнения задач по обеспечению надежной безопасности страны.

 

1.2 Формы реализации конституционной  обязанности граждан РФ по  защите Отечества.

В соответствии с Федеральным законом  «О воинской обязанности и военной  службе»1 формы исполнения гражданами воинской обязанности являются:

 

1. воинский учет;

 

2. обязательная подготовка к военной службе;

 

3. призыв на военную службу;

 

4. прохождение военной службы  по призыву; 

 

5. пребывание в запасе;

 

6. призыв на военные сборы  и прохождение военных сборов  в период пребывания в запасе.

 

 Кроме выше перечисленных  5 пунктов воинская обязанность предусматривает и призыв на военную службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Воинская обязанность в этот период определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

 Граждане имеют право на  замену военной службы альтернативной  гражданской службой в соответствии  с Конституцией Российской Федерации  и федеральным законом. 

 

 Исполнение гражданами воинской  обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица Защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

 

 Военная служба - особый вид  федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

 

Прохождение военной службы по призыву.

 Призыв на военную службу  организуется на основании указов  Президента РФ.

 

 Призыв граждан на военную  службу осуществляется 2 раза в  год:

 

 весенний призыв – с 1 апреля  по 30 июня;

 

 осенний призыв – с 1 октября  по 31 декабря.

 

 Сроки призыва для определенных  категорий граждан в зависимости  от рода их деятельности и  места проживания уточняются.

 

 Порядок прохождения военной  службы определяются ФЗ «О  воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов в мирное время исключительно на добровольной основе и только если срок их военной службы составляет не менее 6 месяцев.

 

 Началом военной службы для  граждан, призванных на военную  службу, считается день убытия  из военного комиссариата субъекта  РФ к месту прохождения службы. С этого момента гражданин  приобретает статус военнослужащего.

 

 По прибытии в часть и  после прохождения начальной  военной подготовки военнослужащий  приводится к Военной присяге.  Продолжительность начальной военной  подготовки не превышает двух  месяцев.

 

 До приведения военнослужащего  к Военной присяге он не может привлекаться к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы), за ним не могут закрепляться оружие и военная техника, на него не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.

 

 Повседневная жизнь и деятельность  военнослужащего в военной части  осуществляется в соответствии  с требованиями внутренней службы.

 

 Внутренняя служба предназначена  для поддержания в воинской  части внутреннего порядка и  военной дисциплины, обеспечивающей постоянную боевую готовность и учебу личного состава, организованное выполнение им задач в повседневной деятельности. Руководство внутренней службой в воинской части осуществляет командир воинской части, а в расположении подразделения – командир подразделения. Непосредственным организатором внутренней службы в воинской части является начальник штаба, а в расположении роты – старшина роты.

 

 Каждый военнослужащий проходит  военную службу на определенной  воинской должности, которой соответствует  воинское звание. Каждому военнослужащему присваивается соответствующее воинское звание. Перечень составом и воинских званий военнослужащих Вооруженных Сил РФ определен ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе».1

 

 Вся жизнь и деятельность  военнослужащего подчинена обеспечению постоянной готовности выполнить свой конституционный долг по защите Отечества. В этой связи каждому военнослужащему определены конкретные обязанности по боеспособности и боеготовности его подразделения, части и Вооруженных Сил РФ в целом.

 

 Обязанности военнослужащих  подразделяются на общие, должностные  и специальные. Общие обязанности  военнослужащих определяются требованиями  законов и воинских уставов.

 

 Должностные обязанности определяются  воинскими уставами, а также соответствующими руководствами, наставлениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные обязанности определяют объем и пределы практического выполнения задач, порученных военнослужащему согласно занимаемой им должности.

 

 Специальные обязанности носят, как правило, временный характер. Выполнение специальных обязанностей военнослужащими предусмотрено при нахождении на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонном нарядах, а также при ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Информация о работе Воинская обязанность