Военная служба как особый вид государственной службы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы будет рассмотрение и изучение особенностей правого регулирования военной службы и порядка ее прохождения.
Задачи исследования:
• проанализировать правовое регулирование прохождения военной службы;
• изучить правовую основу воинской обязанности и военной службы
• рассмотреть военную службу как часть, вид государственной службы
• выявить особенности прохождения военной службы в РФ

Содержание работы

Введение 2
1. Правовая основа воинской обязанности и военной службы в РФ. 5
2.Военная служба как особый вид государственной службы 7
3. Особенности прохождения военной службы в РФ 13
Заключение 24
Литература 26

Файлы: 1 файл

вариант курсовой.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Беспрекословность воинского повиновения всецело вытекает из характера военной организации и является непреложным принципом служебных взаимоотношений, стержнем воинской дисциплины.

Особенности в защите прав участников военно-служебных отношений  заключаются, во-первых, в недопустимости обращения военнослужащего в суд по отдельным вопросам, вытекающим из отношений военной службы. В то же время действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы военнослужащих, могут быть обжалованы, как в служебном порядке - властью соответствующего непосредственного или прямого начальника, так и путем обращения в военный суд (ст. 4 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"5); во-вторых, в установлении государством повышенной ответственности военнослужащих за совершение ряда преступлений и других правонарушений, в том числе за недобросовестное исполнение служебных обязанностей, а в ряде случаев и за нарушение общественного порядка.

Особым является статус военнослужащих, предусматривающий ряд ограничений основных прав и свобод, обусловленных спецификой военной службы и осуществленных в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности прохождения военной службы в РФ

 

В 2003 году закон впервые определил  военную службу как один из видов  государственной службы, включив  гражданскую, военную и правоохранительную службы в единую систему государственной  службы Российской Федерации. Законодатель уточнил также, что военная служба является разновидностью федеральной государственной службы.

Новые подходы к определению  военной службы, продемонстрированные в Федеральном законе "О системе  государственной службы Российской Федерации"6, требуют осмысления и отражения в основных положениях законодательства Российской Федерации о военной службе, которое исходит из того, что военная служба является особым видом государственной службы, специфика и уникальность которого объясняются тем, что только на военной службе для достижения поставленных целей могут применяться средства вооруженной борьбы (оружия и вооружения); сама же военная служба может исполняться не только на добровольной основе, но и по призыву - через исполнение гражданами воинской обязанности, закрепленной на конституционном уровне (ст. 59 Конституции РФ).

Поэтому, закрепляя в статье 6 Федерального закона "О системе государственной  службы Российской Федерации" определение  военной службы, законодатель установил  в ст. 19, что определение военной  службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 6 этого же закона, применяется со дня вступления в силу соответствующих изменений и дополнений в федеральное законодательство о военной службе.

 В первоначальной редакции  предполагалось, что военную службу можно проходить только на воинских должностях. Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» закрепляет возможность прохождения военной службы как на воинских должностях, так и "не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации"7. В этой связи перечень полномочий Президента Российской Федерации в области обороны был дополнен пунктом, предусматривающим наделение главы государства правом устанавливать "перечень организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которые военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности, а также общее количество военнослужащих, направляемых не на воинские должности в каждые из указанных организаций и образовательных учреждений"8.

Правовой основой военной службы являются: Конституция Российской Федерации9, Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"10, Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"11, иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, а также международные договоры Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной  службе" (п. 2 ст. 2) прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту), а иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Граждане и иностранцы, проходящие военную службу, являются военнослужащими  и имеют статус, устанавливаемый  Федеральным законом "О статусе  военнослужащих".

Статус военнослужащих представляет собой совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми законодательно установленными ограничениями. Федеральное законодательство устанавливает также особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Как это предусмотрено  ст. 1 Федерального закона "О статусе  военнослужащих", на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная  защита Российской Федерации, которые  связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

К военнослужащим относятся:12

военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

офицеры, призванные на военную  службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Военную службу по призыву  граждане проходят в Вооруженных  Силах Российской Федерации, пограничных  органах и во внутренних войсках  Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и пограничных органах.

Граждане (иностранные  граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и  утрачивают его с окончанием военной  службы. При этом на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Общая продолжительность  военной службы военнослужащего  включает в себя все время его  военной службы как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.

Определение общей продолжительности  военной службы производится в календарном  исчислении. В отдельных случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении. Так, например, в соответствии с п. 8 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы13 "военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, один день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, а также один день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывается за два дня военной службы по призыву".

Срок военной службы исчисляется со дня начала военной  службы.

Началом военной службы считается:

а) для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших  в запасе, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;

б) для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или  имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;

в) для граждан, призванных на военную службу непосредственно  после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную  аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных  образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, - день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;

г) для граждан, поступивших  на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта;

д) для граждан, поступивших  в военно-учебные заведения и  не проходивших военную службу или  прошедших военную службу ранее, - день зачисления в указанные учебные  заведения.

Не засчитывается в  срок военной службы:

а) время пребывания военнослужащего  в дисциплинарной воинской части;

б) время отбывания  ареста осужденным военнослужащим;

в) время отбывания  дисциплинарного взыскания в  виде ареста;

г) время самовольного оставления воинской части или места  военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.

Днем окончания военной  службы считается день исключения военнослужащего  из списков личного состава воинской части  в связи с увольнением  с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

Военнослужащие увольняются  с военной службы в запас, а  военнослужащие, достигшие к моменту  увольнения с военной службы предельного  возраста пребывания в запасе или  признанные не годными к военной  службе, - в отставку.

Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы14:

по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

по истечении срока  военной службы по призыву или  срока контракта;

по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной  комиссией ограниченно годным к  военной службе военнослужащего, проходящего  военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

в связи с лишением его воинского звания;

в связи с вступлением  в законную силу приговора суда о  назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

в связи с отчислением  из военного образовательного учреждения профессионального образования;

в связи с вступлением  в законную силу приговора суда о  лишении военнослужащего права  занимать воинские должности в течение определенного срока;

в связи с избранием  военнослужащего, проходящего военную  службу по призыву, депутатом Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может  быть досрочно уволен с военной службы15:

в связи с организационно-штатными мероприятиями;

в связи с переходом  на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную  службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

в связи с невыполнением  им условий контракта;

в связи с отказом  в допуске к государственной  тайне или лишением указанного допуска;

в связи с вступлением  в законную силу приговора суда о  назначении военнослужащему наказания  в виде лишения свободы условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

Информация о работе Военная служба как особый вид государственной службы в РФ