Понятие, правовые основы и принципы государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 01:25, лекция

Описание работы

В данной лекции в основном рассматриваются задачи, функции, принципы и место государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации в общей системе государственно-служебных отношений, правовое положение сотрудника милиции. Государственная служба была, есть и в обозримом будущем останется одним из главных институтов государства. Поэтому следует уточнить «объем» понятия государственной службы, поскольку оно употребляется в двух различных смыслах. Кроме того, данная тема тесно взаимосвязана с такими дисциплинами как теория государства и права, административное право, административная деятельность, трудовое право и др.

Содержание работы

1. Понятие и система государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
2.Задачи государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, и их классификация.
3.Функции государственной службы в системе МВД России, и их классификация.
4.Принципы государственной службы в системе МВД России. Понятие и классификация.

Заключительная часть (подведение итогов)

Файлы: 1 файл

Гос. служба.docx

— 52.65 Кб (Скачать файл)

Прогноз вырабатывается на научной основе и звучит не столь категорично. В нем отражается наиболее вероятное состояние объекта или возможность наступления события, однако, допускается, что объект может оказаться и в ином состоянии или прогнозируемое событие не произойдет.

Предположение представляет собой описание одного или несколько возможных вариантов (гипотезе) будущего состояния интересующих нас объектов.

3) Организация как функция предполагает создание упорядоченности в системе управления государственной службой в органах 
внутренних дел, осуществление различных мер (на законной основе) по реализации концепций, планов, решений, связанных с государственно-служебными отношениями, формирование устойчивых 
начал в государственной службе, которые могли бы влиять на существенные отношения с целью выполнения поставленных задач перед органами внутренних дел, обеспечение необходимого воздействия субъекта управления на объект управления, установление на базе принципов государственной службы в органах внутренних дел ее структуры с четким распределением должностных полномочий служащих.

4) Регулирование связано с непосредственным осуществлением действий организационного характера в области государственной службы органов внутренних дел, которые влекут установление, 
изменение или прекращение государственно-служебных отношений. С той целью допускается использование различных методов, 
форм и способов государственного управления и государственной 
службы. Эта функция обеспечивает нормальный режим во взаимоотношениях между различными элементами системы государственной службы. Регулирование способствует разработке нормативных актов и различных рекомендаций по совершенствованию государственной службы в органах внутренних дел.

5 )Информационная функция включает многие моменты, но как правило, они имеют одну направленность, которая связана с обеспечением деятельности органов внутренних дел. Без соответствующей информации нельзя принять решение, связанное с эффективностью управления силами и средствами органов внутренних дел. Эта функция органически связана с управлением. Для осуществления своей управленческой деятельности органы внутренних дел используют различную информацию, подготовленную сотрудниками: экономическую, криминологическую, статистическую, криминалистическую, социологическую, демографическую, экологическую и т.д.

6) Руководство - это функция по установлению общих начал и направлений осуществления государственной службы для органов внутренних дел и государственной службой в органах и подразделениях МВД России исходят от стратегии и тактики, общих государственно-служебных отношений, сложившихся в стране, и устоявшейся структуры управления в системе органов внутренних дел.

7) Контроль как функция государственной службы в органах внутренних дел проявляется:

а) в оценке фактического состояния  этой службы на предмет соответствия (несоответствия) ведомственной базы государственно-служебных отношений принятым общим законодательным актам, регламентирующим эти отношения в российском обществе;

б) в анализе различных отклонений в ходе исполнения правовых норм государственной службы в органах внутренних дел с целью выработки общих подходов к решению задач, направленных на достижение не только промежуточных, но и конечных результатов в данной области;

в) в выявлении положительного опыта  реализации государственно-служебных отношении, как на федеральном, так и на региональном уровнях, обеспечивающего эффективность в реализации всех сторон правового статуса сотрудников, для его распространения и подготовки предложений по совершенствованию правовой базы этих отношений.

8) Координация - это функция, с помощью которой достигается согласованность всех кадровых аппаратов внутренних дел различных уровней управления с целью выполнения поставленных задач в области государственной службы.

9) Учет как функция - это сбор сведений обо всех сторонах проявления института государственной службы в органах внутренних дел путем регистрации, сравнения, обобщения и сопоставления конкретных показателей. Посредством данной функции происходит информирование о состоянии, достижении и выполнение конкретных правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения в этих органах. Эту функцию можно рассматривать как центральную (основную), влияющую на все другие функции государственной службы с целью их успешной реализации.

Основные функции государственной службы в органах внутренних дел способствуют реализации тех направлений деятельности этих органов, которые в пределах своих полномочий осуществляют государственное управление в отведенной им сфере. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации оговаривает более 40 узловых функциональных аспектов своей деятельности. В качестве примера можно привести некоторые:

- определение основных направлений  по защите прав и свобод  человека и гражданина, защите  объектов независимо от форм  собственности, обеспечения общественного порядка, общественной безопасности;

- осуществление анализа состояния  правопорядка и преступности и подготовка предложений по усилению борьбы с криминогенными проявлениями;

- организация и непосредственное  осуществление оперативно-розыскной  и экспертно-криминалистической  деятельности, производство дознания  и предварительного следствия  по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

- осуществление мер по борьбе  с коррупцией, терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом оружия и  наркотических средств;

- обеспечение охраны важных  государственных объектов, особо важных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по договорам;

- организация лицензионной деятельности;

- рассмотрение поступающих предложений,  заявлений и жалоб граждан, а также публикаций и сообщений средств массовой информации по вопросам деятельности органов внутренних дел.

Обеспечивающие функции государственной службы в системе МВД России способствуют реализации общих и основных функций.

Среди них можно выделить следующие:

- осуществление мер по обеспечению  защиты жизни, здоровья, чести,  достоинства и имущества сотрудников,  обеспечение системы собственной  безопасности;

- разработка и реализация федеральных  программ кадрового обеспечения,  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации государственных служащих;

- организация материально-технического, информационного, юридического, финансового  обеспечения органов и подразделений  МВД России и личного состава;

- создание новых структурных  подразделений, проведение реорганизационной  работы, перераспределение прав  и обязанностей между органами  и персоналом;

- формирование новых форм связи  и автоматизированного управления.  

 

Вопрос № 4. Принципы государственной  службы в органах внутренних дел  Российской Федерации. Понятие и  классификация 

 

Служба в органах внутренних дел строится в соответствии с  признаками государственной службы, закрепленными в Федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также в «Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

Служба в органах внутренних дел строится в соответствии с  принципами законности, уважения и  соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма. Гласности, подконтрольности и подотчетности  сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации.

Федеральным законом «О системе  государственной службы Российской Федерации» (статья 3) установлены следующие  принципы государственной службы:

1.         Федерализм.

2.         Законность.

3.         Приоритет прав и свобод человека и гражданина.

4.         Равный доступ к государственной службе.

5.         Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

6.         Взаимосвязь государственной и муниципальной службы.

7.         Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.

8.         Профессионализм и компетентность государственных служащих;

9.         Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Принцип федерализма, который обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

Принцип законности означает, что исполнительные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о государственной службе.

Принцип приоритета прав и  свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты представляет собой новое явление в российском законодательстве. Права личности являются высшей ценностью, а все государственные служащие несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за деяния, нарушающие права и законные интересы граждан.

Принцип равного доступа  граждан к государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции. Сущность принципа заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена владением государственным языком Российской Федерации, возрастом и другими требованиями, установленными федеральным законом о виде государственной службы.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной  службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Принцип взаимосвязи государственной  и муниципальной службы нашел свое отражение в законодательном закреплении единства основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы, требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих.

Открытость государственной  службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих является важной предпосылкой эффективного функционирования государственной службы. Статьей 15 Конституции установлено, что законы подлежат обязательному опубликованию.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих имеет первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы. Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее знание правил и процедур, владение практическими навыками в определенной сфере деятельности. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника.

Защита государственных  служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц крайне необходима для обеспечения нормальной деятельности государственных органов, исключения фактов коррупции и принятия незаконных решений.

К принципам государственной службы следует также отнести общепризнанные основополагающие правила поведения, законодательно закрепленные в нормативных  актах, регулирующих отдельные направления  деятельности органов внутренних дел.

Кроме названных ранее, можно также  отметить Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении общих  принципов служебного поведения  государственных служащих».

В нем предусмотрено, что в целях  повышения доверия общества к  государственным институтам, обеспечения  условий для добросовестного  и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений  на государственной службе, всем лицам, замещающим государственные должности  Российской Федерации, государственные  должности субъектов Российской Федерации и выборные муниципальные  должности, если это не противоречит правовому статусу, рекомендуется  придерживаться следующих принципов:

Информация о работе Понятие, правовые основы и принципы государственной службы