Особенности проявления неуставных взаимоотношений у военнослужащих в процессе адаптации к военной службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 04:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования обусловлена следующими причинами и противоречиями:
- особенностью юношеского возраста как периода становления самостоятельности, развития потребности в самоактуализации, свободы выбора и принятия решений и реальной необходимостью подчиняться требованиям командиров, нормам, правилам воинского устава на службе в армии, что нередко связано с игнорированием такой важнейшей структурной составляющей самосознания, как проявления неуставных взаимоотношений;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы изучения особенностей
взаимоотношений в воинском коллективе …………………………...……8
Содержательные аспекты взаимоотношений новобранцев
в воинском коллективе………………………………………………….……8
Особенности неуставных взаимоотношений в воинском
коллективе .……………………………………………….……………………14
Причины нарушений уставных правил взаимоотношений
между военнослужащими, в основе которых лежат
общесоциальные процессы и явления ……...………………………………24
1.4. Содержательные аспекты феномена «адаптация». Адаптация военнослужащих, проходящих военную службу по призыву…………….....36
Заключение….……………………………………………….………….45
Список литературы……………………...…………………………......47

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ исправленое.doc

— 92.51 Кб (Скачать файл)

Далее, начиная с момента получения повестки из военкомата и вплоть до прибытия в конкретную часть, происходит нарастание эмоциональных переживаний, которые формируют состояние психического напряжения.

Следующий этап служебно-боевой деятельности начинается с первых минут пребывания юноши в условиях конкретной части, когда он непосредственно начинает испытывать на себе влияние факторов изменившихся условий существования. На данном этапе службы молодым военнослужащим предстоит адаптироваться к воинской среде, новым требованиям и условиям службы по призыву, освоить воинскую специальность. Временной диапазон (как правило, 4 - 6 месяцев), в ходе которого происходит адаптация к этим условиям, составляет этап первичной адаптации.

Содержание этого этапа, с точки зрения адаптации, состоит в

 формировании  нового мировоззрения (общественно-политическая  адаптация); приобретении военно-технических  знаний и умений, овладении воинской специальностью, приспособлении к условиям технического обслуживания (военно-техническая адаптация); изучении личного оружия, формировании навыков стрельбы и вооруженной борьбы с противником (учебно-боевая адаптация); включении в конкретный воинский коллектив,

установлении отношений с командирами, старшими и равными по должности (социальная адаптация) [32].

Этап острых психических реакций входа (первичная дезадаптация) является стадией адаптационного процесса, на которой личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования.

Призыв и прохождение военной службы «является мощным психоэмоциональным фактором», воздействующим на психику и заставляющим приспосабливаться индивида к новым условиям жизни и быта. Военная служба представляет собой важный, но трудный (часто - экстремальный) этап развития личности. Преобладающее большинство военнослужащих сразу начинают испытывать субъективный дискомфорт, эмоциональное угнетение или напряжение, проявляют признаки повышенной тревожности, некоторой заторможенности. Субъективное неблагополучие, как отмечают некоторые авторы, отражает происходящие в организме в экстремальных ситуациях изменения [18].

Организм военнослужащих подвергается воздействию комплекса факторов, нередко значительно снижающих уровень работоспособности [4]. При наличии акцентуации характера, эмоционально-волевой или нервно-психической неустойчивости, неразвитости способности к саморегуляции психофизиологических состояний, воздействие стрессогенных факторов может привести к срыву регуляторных механизмов, дезадаптации поведения и деятельности военнослужащего [25]. Происходит перестройка деятельности сердечно-сосудистой системы, изменение АД, частоты сердцебиения. Именно в этот период, как отмечают исследователи, увеличивается количество заболеваний различной природы среди молодого

 пополнения [23].

Таким образом, новые условия жизни, обусловленные переходом солдат на военную службу, изменение коллектива, режима жизни (труда и отдыха), увеличенный объем нагрузок предъявляют к организму человека, его адаптивным возможностям повышенные требования. При этом следует учитывать то обстоятельство, что военнослужащие - это специфическая категория, суть которой состоит в том, что это в основном практически здоровые молодые люди. В результате функциональные резервы и адаптационные возможности снижаются, что существенно влияет на эффективность выполнения служебных обязанностей и ведет к возникновению психосоматических заболеваний [5].

Основой такого процесса является особое состояние функционального напряжения, приводящее к изменению нервной и эндокринной регуляции, уменьшению энергетических резервов и неблагоприятным метаболическим сдвигам, нарушающее деятельность физиологических систем и в итоге - снижение неспецифической резистентности организма [36].

«Дезадаптация - это не только ухудшение защитных реакций организма, а состояние, при котором организм оказывается не способным выполнять поставленные перед ним социальные задачи» [1]. А. Н. Авцын состояние дезадаптированности определяет как «плату» за адаптацию, которая вышла за пределы «биосоциального бюджета» и требует от организма все новых усилий [1].

«Ценой», «платой» адаптации является болезнь, которая рассматривается как срыв адаптации [3]. Так, И. М. Давыдовский считал, что болезнь является патологической формой приспособления организма к условиям существования [11]. Мясищев В. Н., исследуя работоспособность и болезни личности, рассматривает болезнь не только с точки зрения нарушения функций организма, но и с точки зрения производственной декомпенсации, выключающей человека из трудового процесса и трудового коллектива [26]. В то же время другие исследователи полагают, что

 адаптация - потенциальный предшественник болезни .

В развитии «болезни» признается важная роль адаптационных процессов. Причиной этого может быть напряжение адаптационных механизмов, приводящее к снижению ряда факторов неспецифической резистентности организма, повышенное нервно-эмоциональное напряжение, дисгармония важных морфофункциональных свойств организма [17].

Отдельные авторы [19] считают, что адаптация призывника, попавшего в армию, занимает до трех месяцев. В этот период растет заболеваемость, лица из числа молодого пополнения простужаются, стирают ноги, испытывают психологическое напряжение, худеют в результате активного потоотделения, но через три месяца у большинства военнослужащих состояние нормализуется. Однако исследования других авторов показали, что адаптация к военной службе в течение первых трех месяцев не завершается. Наиболее часто нервно-психические расстройства у рядовых возникают с 3-ю по 6-й месяцы службы [25].

Таким образом, несмотря на обилие информации, до сих пор не в полной мере изучена проблема адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности, преемственности этапов адаптации, психофизиологические и психологические их особенности. Очевидна необходимость не только дать характеристику действующих экстремальных раздражителей, но и выявить совокупность психофизиологических характеристик военнослужащих, которые в одних случаях ведут к адаптации, а в других - к дизадаптации [12]. Это предполагается осуществлять на основе прогнозирования и обеспечения необходимого уровня функциональных резервов организма путем осуществления профессионального отбора, разработки средств защиты от неблагоприятных факторов военной службы, специальной тренировки военнослужащих, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий. Представленный анализ отражает незавершенность теоретических посылок и прикладных разработок, посвященных данной проблеме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы показал, что особенности взаимоотношений у военнослужащих является одним из ярких примеров как дружбы и войскового товарищества, так и примером неуставных отношений. Тем самым не следует думать, что дружба и товарищество дается само по себе. Только совместные испытания, перенесенные лишения, пережитые угрозы – одно из условий настоящих дружеских отношений. Для возникновения дружбы и чувства товарищества необходимо и тесное, интенсивное взаимодействие. Для того чтоб такой конфликтный период в коллективе прошел вполне нормально, нужно время на сплачивания коллектива, а достигнутые немалым трудом взаимопонимание и дружеские отношения становятся особо значимой ценностью для людей.

Современное время неуставные взаимоотношения между военнослужащими процветает не только дедовщина как принято в последние годы считать. Перед нами предстает картина с большей проблемой, землячество! Хотя это тот же аспект, если его так можно назвать, что и дедовщина. Но с советских времен и начало 2000-х годов призыв шел по всей России, что обеспечивалось равномерным распределением военнослужащих по воинским частям, то с 2009 года был издан приказ призыв военнослужащих производить только в частях находящиеся в регионе проживания. Тем самым способствовало усиления межнационального и межрегионального обострения.

«Неуставные отношения» как неформальная система доминантных отношений не являются порождением исключительно воинской среды. Общесоциальные причины данных криминальных проявлений создают условия возникновения таких отношений и в гражданском обществе. Более того, факты существования «неуставных отношений» первичны именно для гражданского общества и присутствуют в детских домах, профтехучилищах и даже микросреде студентов высших учебных заведений. Большая часть криминогенных качеств и навыков военнослужащих - нарушителей уставных правил взаимоотношений, являющихся первопричиной их противоправных деяний, закладывается, формируется и приобретает устойчивость еще до призыва на военную службу. Это свидетельствует о настоятельной необходимости организации предупредительных и профилактических мероприятий с целью минимизации рассматриваемых преступлений в первую очередь в среде допризывной молодежи, что позволит в конечном итоге более адресно и избирательно бороться с этим явлением в условиях Вооруженных Сил.

Таким образом, несмотря на обилие информации, до сих пор не в полной мере изучена проблема особенности проявления неуставных взаимоотношений у военнослужащих в процессе адаптации на различных этапах служебно-боевой деятельности, преемственности этапов адаптации, психофизиологические и психологические их особенности. Очевидна необходимость не только дать характеристику действующих экстремальных раздражителей, но и выявить совокупность психофизиологических характеристик военнослужащих, которые в одних случаях ведут к адаптации, а в других - к дезадаптации. Это предполагается осуществлять на основе прогнозирования и обеспечения необходимого уровня функциональных резервов организма путем осуществления профессионального отбора, разработки средств защиты от неблагоприятных факторов военной службы, специальной тренировки военнослужащих, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий. Представленный анализ отражает незавершенность теоретических посылок и прикладных разработок, посвященных данной проблеме.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Авцын А. П. // Клиническая медицина. – 1974. – № 5. – С. 3–15.

2. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. –/ П.К. Анохин., М.: Наука, 1980. – 196 с.

3. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Введение в донозологическую диагностику. – / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева., М.: Фирма «Слово». – 2008. – 217 с.

4. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – / Ф.Б. Березин., Л.: Наука, 1988. – С. 269–270.

5. Бодров В. А. Информационный стресс. – / В.А.Бодров., М.: ПЕР СЕ, 2000. – С. 44–45.

6. Войцехович В.Э. О некоторых причинах пропаганды средствами массовой информации воровской культуры // Преступность и культура / Под ред. А.И. Долговой., М.: Криминологическая Ассоциация, 1999. С.107.

7. Гущин В.З. Комплексный подход к проблеме борьбы с неуставными отношениями между военнослужащими. // Проблемы профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими: Материалы научно-практической конференции. / В.З. Гущин., М., 1999. С.28

8. Гущин В.З. Комплексный подход к проблеме борьбы с неуставными отношениями между военнослужащими. // Проблемы профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими: Материалы научно-практической конференции. / В.З. Гущин., М., 1999. С.29.

9. Давыдов Д.Г. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов // Д.Г. Давыдов., Ориентир. № 6. C.49-53.

10. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ - М, 2007г. стр.  3 – 5.

11. Давыдовский И. М. Проблемы причинности в медицине. – / И.М. Давыдовский., М., 1965. – С.75.

12. Диденко И. В. Психофизиологические и психологические особенности

адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности: Автореф. дис... канд. психол. наук. – / Ростов-н/Д., 2007. – 19 с.

13. Здесь и далее имеется в виду системы общественного, школьного, семейного и религиозного воспитания. Подробнее об этих системах и проблемах их функционирования. Иншаков С.М. Военная криминология: Учебник: В 2 ч. / Под общ. ред. В.В. Лунеева. М., 2001. Ч. 1. С. 122.

14. Иншаков С.М. Культура и воздействие на преступность // Преступность и культура / Под ред. А.И. Долговой., М.: Криминологическая Ассоциация, 1999. С.8.

15. Конституция РФ – М, 2007г.

16. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации / Н.Ф. Кузнецова., М.,1984.

17. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. – / В.П. Казначеев., Новосибирск: Наука, 1980. – 191 с.

18. Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. – / Ц.П.Короленко., Л.: Медицина, 1978. – 210 с.

19. Куликов В. В., Тарасов А. А., Чернов О. Э. и др. // Воен.-мед. журн. – 1999. – Т. 320, №1. – С.17–20.

20. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. / В.В. Лунеев., М.: НОРМА, 1997. С.382.

21. Л. Макаревич. Российские деловые круги разочарованы посланием президента. // Финансовые известия. 1995. 21 февр.

22. Мацкевич И.М. Преступность военнослужащих (криминологические и социально-правовые проблемы): Дисс. …д-ра юрид. наук./ И.М. Мацкевич., М., 2000. С.151.

23. Маклаков А. Г. // Психол. журн. – 2001. – № 1. – С. 16–24.

24. Медведев В. И. // Физиология человека. – 1998. – Т. 24. – № 4. – С. 7–18.

25. Мосягин И.Г. // Воен.-мед. журн. – 2007. – № 3. – С 66–67.

26. Мясищев В. Н. // Труды НИИ психоневрологии им. В. М. Бехтерева.

– / В.Н. Мясищев., Л.,1969. –Т.50. – С.6.

27.Нечевин К.Д. Преступления против воинских уставных взаимоотношений: причины и предупреждение: Дисс. …канд. юрид. наук. / К.Д. Нечевин., М., 1996. С.41.

28.Hалчаджян А.А.   Социально-психическая  адаптация  личности

(фоpмы, механизмы и стpатегии) Еpеван: АH/А.А.Hалчаджян., АpмССР,1988.

29. Нурмагамбетова С. А. // Российский психиатрический журнал. – 2002. – № 3. – С. 29–33.

30. Певень Л.В. Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания российской молодежи // Социологические исследования. 1997. № 5. С.22.

31. Российская газета. 1995. 12 марта.

32. Рабочая книга психолога внутренних войск. Главное управление ВВ МВД России. – М., 1997. – 228 с.

33. Строевой устав Вооруженных Сил РФ - М, 2007г. стр. 3.

Информация о работе Особенности проявления неуставных взаимоотношений у военнослужащих в процессе адаптации к военной службе