Особенности проявления неуставных взаимоотношений у военнослужащих в процессе адаптации к военной службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2014 в 04:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования обусловлена следующими причинами и противоречиями:
- особенностью юношеского возраста как периода становления самостоятельности, развития потребности в самоактуализации, свободы выбора и принятия решений и реальной необходимостью подчиняться требованиям командиров, нормам, правилам воинского устава на службе в армии, что нередко связано с игнорированием такой важнейшей структурной составляющей самосознания, как проявления неуставных взаимоотношений;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы изучения особенностей
взаимоотношений в воинском коллективе …………………………...……8
Содержательные аспекты взаимоотношений новобранцев
в воинском коллективе………………………………………………….……8
Особенности неуставных взаимоотношений в воинском
коллективе .……………………………………………….……………………14
Причины нарушений уставных правил взаимоотношений
между военнослужащими, в основе которых лежат
общесоциальные процессы и явления ……...………………………………24
1.4. Содержательные аспекты феномена «адаптация». Адаптация военнослужащих, проходящих военную службу по призыву…………….....36
Заключение….……………………………………………….………….45
Список литературы……………………...…………………………......47

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ исправленое.doc

— 92.51 Кб (Скачать файл)

неуставных отношений.

К аналогичным последствиям приводит и проблема неустойчивости современных российских семей, в основе которой, в первую очередь, лежит социальное и экономическое неблагополучие. Прямым следствием того, что в подавляющем большинстве неполных семей функции родителя исполняет «мать-одиночка», является наличие у некоторых призывников негативных качеств, вызванных дефицитом мужского воспитательного воздействия и авторитета ритета отца при формировании личности подростка. В результате, новобранцы из неполных семей, как правило, не умеют строить «мужские отношения», отстаивать свои права, проявлять справедливость, великодушие, твердость, настойчивость и конструктивность в отношениях с сослуживцами. Это подтверждается тем фактом, что доля военнослужащих, воспитывавшихся в неполных семьях, в структуре лиц, совершивших рассматриваемые преступления, довольно высока. Из 2443 военнослужащих, совершивших преступления, предусмотренные ст.335 УК РФ в 1999 году - 296 (12,1%) воспитывались в неполных семьях, в 2000 году из 2393 преступников – 201 (8,3%) воспитывался в неполной семье, в 2001 году из 2634 преступников – 237 (9%), а в 2002 году из 2621 – 262 (10%) военнослужащих являются выходцами из неполных семей. Всего же за период с 1994 по 2002 год следственными органами было зарегистрировано 19850 военнослужащих, совершивших исследуемое преступление, из которых 2392 воспитывались в неполных семьях, что составляет 12% от общего числа рассматриваемой категории преступников.

Не менее мощным фактором, детерминирующим рассматриваемые преступления, являются пороки культурной сферы жизни нашего общества. Учитывая то обстоятельство, что именно культура формирует у граждан социальную иерархию потребностей и определяет способы их удовлетворения [14], становится понятно, откуда у молодых людей, вчерашних детей, возникают устойчивый стереотип противоправного, в том числе насильственного, поведения и готовность, особо не задумываясь, применить насилие для удовлетворения личных потребностей. Подобные стереотипы поведения усваиваются призывниками благодаря влиянию негативных аспектов массовой культуры.

Анализируя состояние культурной сферы общественной жизни, следует признать, что в современном российском обществе практически отсутствует единая культурно-нравственная политика. Более того, современная массовая культура, средства массовой информации и кинематограф в абсолютном боль большинстве случаев не только не способствуют формированию социально-психологических качеств достойного гражданина, но и наоборот, насаждают идеалы, абсолютно не совместимые со статусом правопослушного гражданина, а иногда, даже и просто порядочного человека. Например, культ силы, пропагандируемый современной отечественной и зарубежной «поп культурой», приводит к отражению в психике молодых людей некоего возвышенного, приключенческого образа «крутого парня», а насилие в большинстве случаев воспринимается как наиболее простой, эффективный и «уважаемый» способ решения личных проблем. Результатом воздействия такой массовой «антикультуры» на призывную молодежь является формирование у ее представителей устойчивых криминогенных качеств. К ним можно отнести такие убеждения как: все относительно (нет разницы между добром и злом, истиной и ложью); все имеет цену (покупается и продается); любой не без греха (каждый человек – потенциальный преступник); если нельзя, но очень хочется, то можно, только осторожно (легкое отношение к закону); свобода – все, традиции – ничто (ведет к гипертрофированному эгоизму) и другие [6] . Неудивительно, что, попадая в ситуацию межличностного конфликта и не имея навыков его разрешения законным путем, военнослужащие выбирают противоправное насильственное поведение, выходя из этой ситуации способом, усвоенным ими ранее с экрана телевизора.

Криминологическими исследованиями установлено, что

 насильственное поведение в  большей степени свойственно  лицам с низкой культурой. Военнослужащие  по призыву в абсолютном своем  большинстве не читают ни книг, ни газет, не интересуются культурой и искусством. 27% военнослужащих по призыву имеют среднее образование, 40% - неполное профессиональное, 11% - начальное или неполное среднее. Кроме того, 50% из них употребляли до призыва спиртное, 8% - наркотики. Если перед призывом в армию 10% считали службу своим патриотическим долгом, то при увольнении так считает не более 5%. [30] Безусловно, общий уровень культуры военнослужащих, определяя их мировоззрение, круг интересов, социальных установок, взглядов, убеждений (в том числе криминогенных или антикриминогенных), существенно отражается на характере взаимоотношений между ними.

Анализ общесоциальных факторов и особенностей их детерминации рассматриваемой категории преступлений позволяет прийти к выводу, что основные общесоциальные причины рассматриваемых преступлений, проистекая из общего характера современных общественных отношений, формируют общую криминальную направленность личности одних военнослужащих, блокируют антикриминальную направленность личности других военнослужащих, чем питают почву их аморального, безнравственного и противоправного поведения, проявляющегося, в том числе и в совершении ими преступлений антиуставной направленности.

«Неуставные отношения» как неформальная система доминантных отношений не являются порождением исключительно воинской среды. Общесоциальные причины данных криминальных проявлений создают условия возникновения таких отношений и в гражданском обществе. Более того, факты существования «неуставных отношений» первичны именно для гражданского общества и присутствуют в детских домах, профтехучилищах и даже микросреде студентов высших учебных заведений. Большая часть криминогенных качеств и навыков военнослужащих - нарушителей уставных правил взаимоотношений, являющихся первопричиной их противоправных деяний, закладывается, формируется и приобретает устойчивость еще до призыва на военную службу. Это свидетельствует о настоятельной необходимости организации предупредительных и профилактических мероприятий с целью минимизации рассматриваемых преступлений в первую очередь в среде допризывной молодежи, что позволит в конечном итоге более адресно и избирательно бороться с этим явлением в условиях Вооруженных Сил.

 

1.4. Содержательные аспекты феномена «адаптация». Адаптация военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Исследование функционального состояния организма, социально-психологических характеристик и заболеваемости военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в течение одного года (основная группа), позволило установить, что «цена» их адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности существенно выше, чем для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в течение двух лет (группа сравнения), а также сконструировать многокритериальный способ оценки индивидуальной успешности этого процесса и спроектировать соответствующую технологию оптимизации. [34]

Стремление руководства страны в новых социально-экономических условиях сохранить высокую обороноспособность Вооруженных Сил привело к их реформированию, одним из элементов которого является уменьшение срока службы по призыву до одного года. Такое сокращение срока службы должно обеспечить уменьшение социальной напряженности в обществе, вызванное снижением (по ряду известных причин) престижа службы в армии у подавляющего большинства лиц призывного возраста. Вместе с тем военнослужащие за существенно более короткий промежуток времени должны усвоить программу боевой подготовки в прежнем объеме. Как это отразится на состоянии их здоровья, функциональном состоянии

 организма и социально-психологической  сфере?

Известно, что ведущая роль в изменении указанных характеристик в процессе обучения, труда, военно-профессиональной деятельности принадлежит адаптации к новым условиям жизнедеятельности  [34].

Адаптация - [лат. adaptatio<adaptare приспособлять]

1) приспособление  строения  и функций оpганизмов к изменяющимся  условиям существования;

2) социальная  адаптация - процесс активного приспособления  личности или социальной группы  к меняющейся социальной среде;

Основное направление  пpоцесса адаптации - сохранение гомеостаза  (динамического  равновесного  состояния   адаптирующейся системы).

Шафpанская К.Д.  Адаптивные реакции при психических состояниях человека:

 Стадии адаптационного  процесса:

1) деструктивная  реактивность  - рассогласование функций и процессов за счет гипеp- и гипоэффектов физиологических,  когнитивных и pегулятоpных паpаметpов, которые по интенсивности неадекватны ситуации;

 2) стабилизация  - устойчивая стpуктуpа взаимосвязанных показателей, обеспечивающая успешность психической деятельности  в состоянии напряжения и оптимально энергетические траты организма;

3) функциональная pегpессия - чpезмеpная  реактивность  отдельных  психофизиологических   функций   и  процессов,  снижение продуктивности интеллектуальной деятельности,  сужение  диапазона приспособительных форм поведения;

   4) пеpестpойка стpуктуpы личности за счет фоpмиpования  новых свойств или коppекции ранее сфоpмиpованных черт.

То есть адаптация понимается и как процесс, и как состояние, являющееся результатом этого процесса. Устранить двузначность этого термина можно с помощью некоторых определений, основанных на концепции адаптации личности к экстремальным условиям, разработанной доктором психологических наук В.И.Лебедевым.

ПРОЦЕСС — категория философского дискурса, характеризующая совокупность необратимых, взаимосвязанных, длительных изменений, как спонтанных, так и управляемых, как самоорганизованных, так и организуемых, результатом которых является некое новшество или нововведение (новые морфологические формы организмов, новые разновидности, социальные, научные, культурные и пр. инновации). 

Устойчивая психическая адаптация есть уровень психической деятельности (комплекс регуляторных психических реакций), система отношений, определяющая адекватное заданным условиям среды поведение личности, ее эффективное взаимодействие с окружающей средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического  напряжения.

Исходя из данного определения, можно говорить о подобном состоянии военнослужащего в среде его привычной жизнедеятельности до призыва на военную службу: в семье, в школе, на работе, в кругу друзей, за любимым занятием и т.д. Понятие “устойчивая адаптация” можно считать синонимом понятий “нормы”, “здоровья”.

При изменении привычных условий жизни появляются факторы, которые определенным образом  вносят дезорганизацию в психическую деятельность,  регулирующую поведение человека в привычных условиях. Человеку необходимы новые психические реакции на новые раздражители, предъявленные изменившимся условиями, для наиболее оптимального взаимодействия со средой и эффективной деятельности в соответствии с произошедшими внешними изменениями. Относительная дезорганизация психических функций на самом же деле в данном случае есть сигнал для включения механизма регуляции и компенсации, конечным результатом действия которого является организация нового уровня психической деятельности в соответствии с требованиями изменившихся условий существования личности. То есть включается механизм психической реадаптации.

Молодой человек, прибыв в воинскую часть, сталкивается с непривычными для него условиями жизнедеятельности. Возникает необходимость реадаптации - вырабатывание новых психических реакций на раздражители новой обстановки.[28]

Реадаптация - это процесс перехода из состояния устойчивой психической адаптации в привычных условиях, в состояние относительной устойчивости в изменившихся условиях и его результат, имеющий важное значение для личности и ее психической деятельности.

Среди факторов, затрудняющих реадаптацию различают:

I.  Условия жизни и быта:

  1. напряженный распорядок дня;
  2. строгая субординация и необходимость подчиняться;
  3. ограничение свободы передвижения;
  4. несправедливость, чрезмерная строгость и завышенная требовательность;
  5. нарушение уставных правил взаимоотношения;
  6. конфликты с сослуживцами и командирами;
  7. неудачи по службе;
  8. грубость командиров и начальников, нежелание вникать в нужды и запросы подчиненных;
  9. нарушение прав военнослужащих;
  10. необходимость самообслуживания;
  11. низкое качество питания;
  12. низкий уровень медицинского обслуживания;
  13. недостатки в вещевом и финансовом довольствии;
  14. повышенная опасность здоровью и жизни при выполнении служебных обязанностей;
  15. низкий уровень бытового и банно-прачечного обслуживания.

II. Духовные факторы:

1.  изоляция от родных, близких и друзей;

2.  ограничения свободы личности и свободы совести;

3.  низкий уровень организации досуга;

4.  нездоровый морально-психологический климат в коллективе;

5.  ограниченность получаемой информации;

6. негативная установка средств массовой информации и общественного мнения к прохождению военной службы.

  1. Служебно-профессиональные факторы (профессионально-функциональные):

1.низкий учебно-методический уровень подготовки офицеров-руководителей;

2.низкий уровень профессионально-психологического отбора;

3.неудовлетворенность профессиональной деятельностью и воинской специальностью;

4.недостатки в организации учебно-воспитательного процесса;

5.нарушение требований гигиены труда;

6.низкий уровень учебно-материальной базы профессиональной подготовки;

7.несоответствие физических параметров военнослужащего требованиям воинской специальности.

  1. Физиологические факторы:

1.высокие физические нагрузки;

2.неблагоприятные климатические условия;

3.невозможность полноценного отдыха и восстановление физических сил;

4.несоизмеримость калорийности пищи и физиологических затрат;

5.неполноценное удовлетворение физиологических потребностей.

Исходя из вышесказанного, всем должностным лицам, имеющим отношение к процессу адаптации молодого пополнения, необходимо устранить негативное воздействие этих факторов или снизить эффективность их воздействия.

Особый интерес к проблеме адаптации военнослужащих к условиям службы вытекает из специфики и высокой социальной значимости деятельности людей по защите государственных интересов и безопасности страны. Именно поэтому эта деятельность до сих пор привлекает особое внимание исследователей различных научных направлений (медиков, психологов, философов). Основные направления исследований по данной проблеме лежат в области физиологии[35], медицины [29] и психологии [12].

Начальный (подготовительный) этап военной службы начинается с момента приписки юноши к военному комиссариату [32]. Содержание этого этапа, с точки зрения адаптации, носит в основном познавательный характер. Его цель состоит в накоплении человеком определенного информационного запаса о среде его предстоящего обитания и условиях предстоящей деятельности. Тем самым происходит формирование информационного поля, которое играет большую роль в формировании адаптивного поведения личности [2].

Информация о работе Особенности проявления неуставных взаимоотношений у военнослужащих в процессе адаптации к военной службе