Мониторинг атомосферного воздуха на объекте по хранению химических веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:43, дипломная работа

Описание работы

Проблемы защиты атмосферы составляют обширную область на стыке наук. Они включают как общие задачи химической технологии, машиностроения и метрологии, так и вопросы, решением которых смогут заниматься узкие специалисты – математики, физики, электротехники, врачи, гигиенисты и тд. Наиболее эффективным методом защиты атмосферы от загрязнения вредными веществами является разработка новых безотходных ресурсо- и энергосберегающих технологических процессов с замкнутыми производственными циклами, исключающими или резко снижающими выброс вредных веществ в атмосферу

Содержание работы

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ ……………………………………………….. 3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 4
Глава 1 МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ………………..……. 7
1.1 Научные основы МОС ………………..…………………………………. 7
1.2 Организация мониторинга природной среды в РФ …...………….……. 9
Глава 2 МОНИТОРИНГ ОБЪЕКТА ПО УХО …………………..…………. 13
2.1 Цели и задачи ПЭМ и прогнозирования ОУХО ……………………….. 13
2.2 Мониторинг атмосферного воздуха в СЗЗ объекта …………………… 19
2.3 Состав вспомогательного оборудования ………………………………. 25
2.4 Контроль воздушной среды……………………………………………... 27
Глава 3 СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ КОНТРОЛЯ ОВ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ …………………………….………………… 31
3.1 Контроль загрязнения атмосферного воздуха на примере 1207 объекта по УХО ……………………………………………………………… 31
3.2 Мониторинг загрязнений атмосферного воздуха техническими средствами системы ПЭКиМ на границе СЗЗ……………………………… 38
3.3 Выбор точек пробоотбора……………………………………………….. 39
3.4 Технические средства ПЭМ на ОУХО………………………………….. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….… 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А Контроль выбросов в атмосферу при функционировании объекта в режиме уничтожения зарина……………… 53

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

Вместе с  тем, уже давно стало ясно, что  проблема не исчерпывается только организацией наблюдений за загрязнением окружающей среды. С целью радикального повышения эффективности работ по сохранению и улучшению состояния среды обитания, обеспечению экологической безопасности 24 ноября 1993 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1229 «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга» (ЕГСЭМ) [48]. Организация работ по созданию ЕГСЭМ предусматривает:

    1. вовлечение в сферу наблюдений новых видов типов загрязнителей и их влияния на окружающую среду;
    2. увеличение числа задач, решаемых при оценке и прогнозе ее состояния;
    3. расширение географии экологического мониторинга за счет новых территорий и источников загрязнений.

В ЕГСЭМ применяется  территориально-ведомственный принцип  построения системы и предусматривается максимальное использование возможностей уже существующих государственных и ведомственных систем мониторинга биосферы, антропогенных воздействий, состояния биоты и экосистем, среды обитания человека и животных.

Организация системы мониторинга в России характеризуется тем, что ведомства и государственные органы, исходя из своих специфических нужд, создают и обеспечивают функционирование собственной системы наблюдений и контроля.

Именно по этой причине одна из основных задач ЕГСЭМ заключается в объединении усилий и возможностей всех форм мониторинга и создании единой системы в нашей стране.

Главными  задачами ЕГСЭМ являются:

-разработка программ наблюдения за состоянием окружающей природной среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах;

-организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга;

-обеспечение достоверности и сопоставимости данных наблюдений как в отдельных регионах и районах, так и по всей территории России;

-сбор и обработка данных наблюдений;

-организация хранения данных наблюдений, создание специальных банков данных, характеризующих экологическую обстановку на территории России и в отдельных ее районах;

-гармонизация банков и баз экологической информации с международными эколого-информационными системами;

-оценка и прогноз состояния объектов окружающей среды и антропогенных воздействий на них, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на изменение состояния среды обитания человека;

-организация и проведение оперативного контроля прецизионных измерений радиоактивного и химического загрязнения в результате аварий и катастроф, а также прогнозирование экологической обстановки и оценка нанесенного природной среде ущерба;

-обеспечение доступности интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей, включая население, общественные движения и организации;

-обеспечение органов управления информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, экологической безопасности;

-разработка и реализация единой научно-технической политики в области экологического мониторинга.

Из представленных выше задач видно, что ЕГСЭМ предусматривает создание двух взаимосвязанных блоков:

  1. Мониторинг загрязнения экосистем.
  2. Мониторинг экологических последствий таких загрязнений.

Кроме того, она  должна обеспечить получение информации об исходном (базовом) состоянии биосферы, а также выявление антропогенных изменений на фоне естественной природной изменчивости.

С целью получения  достоверных и сопоставимых данных о состоянии природной среды в рамках ЕГСЭМ создана система обеспечения качества данных (СОКД), реализуемая через федеральные центры. СОКД решает следующие задачи:

    1. обеспечение функционирования единой системы внешнего контроля качества аналитических работ;
    2. координация работ по сертификации и аттестации звеньев мониторинга;
    3. научно-методическое и организационное руководство системой;
    4. обеспечения качества данных на территориальном уровне;
    5. метрологическое обеспечение средств измерения в сети ЕГСЭМ.

В соответствии с административным делением РФ создаются  как территориальные подсистемы ЕГСЭМ, так и при необходимости отдельные подсистемы экологического мониторинга в городах и районах.

В ЕГСЭМ осуществляется также методологическое и информационное сопряжение территориальных и ведомственных подсистем. В основе информационного сопряжения ЕГСЭМ лежит сеть информационно-аналитических центров (федерального, территориального и ведомственного уровней), организующих и выполняющих работу по сбору, хранению и обработке информации, обеспечивающей решение поставленных задач.

Объединение территориальных подсистем ЕГСЭМ  осуществляется:

  1. при необходимости наблюдений за объектами, границы которых выходят за пределы административных территорий (реки, лесные массив крупные озера и т. д.);
  2. при решении проблем управления состоянием окружающей среды и экологической безопасности, касающихся одновременно нескольких административных территорий;
  3. при создании центров аналитического контроля, использующих сложное и дорогостоящее оборудование для проведения анализов;
  4. при объединении сложившихся территориальных структур различных ведомств (Росгидромет, Роскомнедра и т. д.).

Наряду с территориальными, ЕГСЭМ включает в себя и тематические подсистемы экологического мониторинга. Каждая тематическая подсистема состоит из одной или нескольких ведомственных специализированных систем, которые обеспечивают наблюдение и контроль:

  1. экологического состояния объектов окружающей среды;
  2. экологически безопасного для людей состояния среды обитания;
  3. состояния и качества природных ресурсов;
  4. состояния источников антропогенного воздействия на окружающую среду.

Общее руководство при проведении работ по созданию ЕГСЭМ и координации деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области экологического мониторинга возложены на Главное управление природных ресурсов Российской Федерации.

В системе  Росгидромета в 1993г. действовали 150 химических лабораторий, 41 кустовая лаборатория для анализа проб воздуха в 89 городах с безлабораторным контролем[33].

Мониторинг  состояния природных ресурсов включает системы наблюдений за атмосферным воздухом, водными, земельным, минерально-сырьевыми, биологическими ресурсами. Осуществляется единая государственная система экологического мониторинга природных ресурсов.

Атмосферный воздух, к сожалению, как природный  ресурс практически не учитывается и контроль за содержанием компонентов (кроме С02) практически не ведется, или проводится  периодически.

Мониторинг  водных ресурсов проводится в рамках государственного водного кадастра. Учет водных ресурсов, за исключением  подземных, и наблюдение за режимом проводятся в сети гидрометеорологических обсерваторий, станций и постов по единой в стране системе, что обеспечивает на объектах, в организациях и учреждениях контроль правильности учета количества вод, забранных из водоисточников, и сброса в них использованных вод, осуществляется учет использования вод.

Организации Комитета РФ по геологии и использованию недр осуществляют учет подземных вод, в том числе и эксплуатационных запасов. Контролю подлежит объем отбираемых питьевых и технических вод и распределение этого отбора по видам пользования.

 

Глава 2 МОНИТОРИНГ ОБЪЕКТА ПО УХО

2.1 Цели и  задачи системы производственного  экологического мониторинга и  прогнозирования объекта по хранению и уничтожению химического оружия

Создание системы экологической  безопасности объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия (ОУХО) — один из ключевых моментов в решении проблемы безопасного уничтожения химического оружия в Российской Федерации. Обязательным условием обеспечения требуемого уровня безопасности объекта и реализации системы защитных мероприятий является создание надежной системы государственного экологического контроля и мониторинга (СГЭКМ) за безопасным функционированием этих объектов.

Обоснованный, методологически  выверенный подход к созданию системы  государственного экологического контроля и мониторинга, должен основываться на существующей нормативной и правовой базе, регламентирующей создание систем экологической безопасности для экологически опасных промышленных производств. Основой для построения системы государственного экологического контроля ОУХО является система экологических регламентов и стандартов, которая наравне с технологическими регламентами регулирует производственную деятельность предприятий (нормативы образования и размещения отходов, нормативы ПДВ и ПДС и др.). В стандартной постановке задачи считается, что если для предприятия разработана согласованная территориальным органом МПР России система экологических нормативов и регламентов и функционирует система контроля за их исполнением, то на предприятии реализована система экологической безопасности.

Объект по хранению и  уничтожению химического оружия, расположенный в непосредственной близости от заселенной зоны, представляет собой опасный промышленный объект, на который должна распространяться сложившаяся система контроля за функционированием подобных объектов. Проблема создания системы государственного экологического контроля и мониторинга за безопасным функционированием ОУХО включает в себя два основных направления:

  1. создание системы контроля за соблюдением объектом установленных экологических нормативов, которая должна использоваться специально уполномоченным территориальным органом МПР России в качестве системы государственного экологического контроля ОУХО;
  2. создание системы регулярного экологического мониторинга состояния окружающей среды за пределами промплощадки ОУХО в зоне техногенного влияния объекта (включая ЗЗМ и СЗЗ).

Первая проблема (создания системы госконтроля ОУХО) заключается в формировании универсальной химико-аналитической базы, позволяющей вести контроль всех источников загрязняющих веществ на объекте по всем веществам (в промвыбросах, технологических и сточных водах, отходах и реакционных массах).

Разработанная система  государственного экологического контроля на объекте УХО должна включать:

  1. проект системы контроля установленных нормативов по выбросам объекта в окружающую среду;
  2. проект системы контроля установленных нормативов по сбросам объекта в окружающую среду (включая систему повторного и оборотного водоснабжения);
  3. проект системы контроля установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в окружающей среде (включая объекты размещения отходов).

Экоаналитический контроль источников загрязняющих веществ на объектах по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия должен проводиться в соответствии с согласованными МПР России (территориальными органами МПР России) планом-графиком экоаналитического контроля источников ЗВ, включающим:

    1. план-график контроля источников выбросов и ГОУ объекта;
    2. план-график контроля источников сбросов и систем очистки сточных вод объекта;
    3. план-график аналитического контроля окружающей среды на объектах размещения отходов.

За пределами промплощадки объекта в зоне его техногенного влияния (включая ЗЗМ) должен осуществляться регулярный экологический мониторинг состояния основных природных сред. В этой зоне проектируемая система должна с заданной степенью достоверности отслеживать динамику распространения экологически опасных загрязнителей. Кроме этого, система должна быть способной вести плановую работу по контролю соединений, образующихся в почвах и в воде (продуктов трансформации, с которыми связан прогноз долговременных последствий загрязнения объектов окружающей среды). В основу программы создания системы экологического мониторинга положены современные достижения в области моделирования процессов рассеяния загрязняющих веществ в окружающей среде. Главное требование к проектируемой системе мониторинга состоит в обеспечении требуемой достоверности контроля (вероятности обнаружения) загрязняющих веществ в зоне техногенного влияния объекта. Эта задача включает в себя определение вероятности обнаружения в зоне контроля отравляющих веществ и на этой основе оптимальный выбор «стратегии» контроля (периодичности, плотности, привязки к местности), а также определения количества и состава средств контроля.

Информация о работе Мониторинг атомосферного воздуха на объекте по хранению химических веществ