Мониторинг в системе здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 12:12, реферат

Описание работы

В Концепции создания Государственной системы мониторинга здоровья населения России (1996) приведено следующее опре¬деление: мониторинг здоровья населения — это система оператив¬ного слежения за состоянием и изменением здоровья населения, представляющая собой постоянно совершенствующийся механизм получения разноуровневой информации для углубленной оценки и прогноза здоровья населения за различные временные интер¬валы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 24.78 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДЕЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО

 РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

 

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

«Мониторинг в системе  здравоохранения»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

Студент 1 курса

19 группы 

Лечебного факультета

Кумбатов С.Г.

Проверила

ассистент кафедры 

общественного здоровья

и здравоохранения

Первушина О. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск 2012

1

12.2. Принципы и  место компьютерного мониторинга  здоровья населения в общей  системе здравоохранения

В Концепции создания Государственной системы мониторинга здоровья населения России (1996) приведено следующее определение: мониторинг здоровья населения — это система оперативного слежения за состоянием и изменением здоровья населения, представляющая собой постоянно совершенствующийся механизм получения разноуровневой информации для углубленной оценки и прогноза здоровья населения за различные временные интервалы.

Компьютерный мониторинг здоровья предполагает регулярный сбор и накопление данных, получаемых на любых уровнях иерархической системы здравоохранения и в ведомственных медицинских учреждениях на протяжении всей жизни человека. Это обеспечивает формирование объективных интегральных оценок общественного здоровья, динамический анализ ситуации и прогноз тенденций, на основе которых может осуществляться выявление приоритетов для проведения первоочередных мероприятий в отношении различных групп населения путем направленного совершенствования системы здравоохранения и планирования текущих и долгосрочных мероприятий. Основой для этого служат территориальные и проблемно-ориентированные системы сбора, переработки, хранения и анализа регулярно пополняемой медицинской информации пациентов.

В настоящее время на разных уровнях системы здравоохранения функционируют разнообразные мониторинговые системы. Их классификацию (по направленности) можно представить следующим образом:

  • динамический контроль медико-демографических показателей: рождаемости, заболеваемости, инвалидности, смертности;
  • периодический контроль состояния здоровья — диспансерные осмотры населения (общие, профессиональных групп, возрастных групп и др.);
  • эпидемиологический мониторинг по нозологическим группам (врожденные пороки развития, наследственные заболевания, онкологическая патология, туберкулез, психические болезни, ВИЧ/СПИД и др.), позволяющий получить сравнительную информацию о распространенности хронических заболеваний на территории России, в том числе среди разных возрастных, профессиональных и этнических групп;
  • социально-гигиенический, в том числе медико-дозиметрический и медико-экологический мониторинг;
  • мониторинг генетических процессов в популяции и отдельных субпопуляциях населения страны.

Компьютерный мониторинг переходных состояний здоровья —  от нормы до выраженной патологии  — является основой для оценки уровня как индивидуального, так  и общественного, или популяционного, здоровья в различных группах  населения.

Концепция континуума переходных состояний здоровья развивающегося организма (Б. А. Кобринский, 2000), включающая норму, компенсаторные или обратимые  функциональные нарушения, пограничные состояния, генетически детерминированные, мультифакториальные или приобретенные хронические заболевания (компенсированные состояния и стойкое нарушение функций или декомпенсация), в том числе врожденные пороки развития, и инвалидность, объясняет роль динамического изменения факторов риска, негативное влияние которых опосредуется организмом в рамках его нормы реакции при наличии наследственной обусловленности или предрасположенности к тем или иным заболеваниям. Учет этого является обязательной основой для формирования групп риска, отражающих вероятность заболеть в определенный период жизни (момент времени). Из этого вытекает, что с возрастом должна осуществляться регулярная переоценка соотносительной роли (удельного веса) и влияния как отдельных факторов, так и их совокупностей, т.е. необходима система динамической многофакторной оценки экзо- и эндогенных влияний, учитывающая интерференцию положительных и отрицательных влияний б процессе воздействия факторов риска на формирующийся и развивающийся организм ребенка, что возможно только при организации компьютерного мониторинга за состоянием здоровья детей.

Мониторинг «маркерных»  заболеваний (см. гл. 9) позволяет осуществлять оценку многообразных негативных воздействий (мутагенное, тератогенное, гонадотоксическое, эмбриотоксическое, канцерогенное, аллергическое, токсическое и др.), которые могут проявляться в разное время и в

2

различных формах. Монито- рирование социально значимых заболеваний, нередко сопровождающихся инвалидизацией, позволяет реально контролировать динамику изменений в состоянии здоровья этих контингентов больных и эффективность абилитационных/реабилитационных мероприятий.

Федеральная система мониторинга  здоровья населения предусматривает аналитическую обработку полицевых данных специализированных регистров для получения различных пространственно-временных показателей по классам патологии с учетом уровня представления данных. Например, аналитический модуль федеральной системы мониторинга инвалидности позволяет получить в динамике полноценную информацию медико-социального характера о состоянии пациентов, эффективности восстановительной терапии и текущих потребностях лиц с ограниченными возможностями для оптимизации их состояния и адаптации в обществе. С его помощью осуществляется:

1. комплексная оценка  уровня и качества жизни инвалидов;

2. анализ уровня и структуры  инвалидности;

3. оценка функциональных  нарушений;

4. оценка характера ограничений  жизнедеятельности;

5. оценка суммарного реабилитационного  потенциала;

6. оценка эффективности  индивидуальных программ реабилитации;

7. анализ динамики изменений  в состоянии инвалидов;

8. анализ социальной адаптированное™ инвалидов;

9. учет потребностей в  постоянном лечении;

10. учет потребностей в  лекарствах, пищевых добавках;

11. учет потребностей в  протезировании;

12. учет потребностей в  технических средствах.

Получение такой информации позволяет оперативно корректировать расходы медицинской и социальной служб, оптимизировать перспективные планы мероприятий по медико-социальному обеспечению инвалидов и в конечном счете добиваться снижения эффекта дезадаптирующих нарушений и повышения уровня социальной адаптации этих больных.

Объединение информации на различных уровнях в плане  отдельных нозологических форм или групп заболеваний позволяет получить полноценную картину состояния медико-демографических показателей, характеризующих физические и психические характеристики, уровень и структуру заболеваемости, инвалидности и смертности населения Российской Федерации.

 

12.3. Федеральные  системы мониторинга состояния  здоровья

Федеральная информационная система мониторинга состояния здоровья — это комплекс проблемно ориентированных иерархических ИМС, включающих регулярно обновляемые персонифицированные базы медицинских (медико-социальных) данных по месту первичного наблюдения пациентов, на региональном и федеральном уровнях, обеспечивающих сбор, передачу, хранение и полипараметрический анализ данных для многокритериальной оценки динамики изменений в различных группах населения. В здравоохранении в качестве альтернативного обозначения для БД мониторинговых систем широкое распространение получил термин «регистр».

Перспективным подходом к  созданию системы постоянного слежения за здоровьем всего населения  является ведение мониторинга непосредственно с момента рождения ребенка (или с момента наблюдения беременной в женской консультации) при обязательном учете факторов риска заболеваний. Примером может служить специализированная территориальная информационно-аналитическая система или интегрированная БД по рождаемости, перинатальной и младенческой смертности «С-ИнБаД», предусматривающая ведение БД на учрежденческом, городском, региональном и федеральном уровнях (рис. 10). Особенностью реализации этой ИС является возможность оперативного обмена информацией между всеми медицинскими учреждениями административной территории, участвующими в наблюдении за детьми на первом году жизни, — родильными домами, перинатальными центрами, детскими поликлиниками и стационарами.

В дальнейшем с системой типа «С-ИнБаД» должны интегрироваться системы диспансеризации и специализированные регистры, функционирующие и вновь создаваемые. Среди действующих можно

3

назвать ИС для мониторинга  врожденных пороков развития, сахарного диабета, туберкулеза, инвалидности и др. В этих системах предусмотрен полицевой учет пациентов на нижнем уровне (в ЛПУ) с последующим объединением данных от уровня субъекта Российской Федерации до страны в целом (принцип «зонтика»).

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 



 



 


 

 

 

 

 

 

Рис. 10. Схема  интегрированной базы данных по рождаемости, перинатальной и младенческой смертности «С-ИнБаД»

Эпидемиологический мониторинг больных с врожденными пороками развития обеспечивает сбор информации (с рождения) из региональных автоматизированных регистров в центральную БД. В  территориальных регистрах постоянно  фиксируется информация о вновь выявленных случаях пороков развития, получаемая из родильных домов, детских поликлиник, стационаров и прозектур региона.

Диспансеризация как метод  периодического наблюдения позволяет своевременно выявлять предболезненные состояния и новые случаи заболеваний на более ранних стадиях развития, осуществлять необходимые оздоровительные и лечебно-профилактические меры, проводить терапевтические и реабилитационные мероприятия при хронической патологии. Таким образом, периодический анализ состояния здоровья детского и взрослого населения Российской Федерации позволяет получить оценки основных характеристик на текущий момент и определить тенденции в здоровье популяции. Но решение задач такого масштаба невозможно без информационно-компьютерной поддержки, примером которой может служить проведенная в 2002 г. единовременная диспансеризация более 30 млн детей.

 

4

Информационная система  Всероссийской диспансеризации  детей, которую можно рассматривать  как типовую (рис. 11), обеспечивает сбор, логический контроль, передачу, выборочный экспертный контроль качества заполнения медицинских карт с отметкой ошибочных (которые возвращаются по месту наблюдения детей), интеграцию, обработку и хранение данных о всей детской популяции России. Защита от несанкционированного входа в систему обеспечивается наряду с паролями пользователей ограничениями на доступ к разной информации и различным режимам работы с данными.

Аналогом российских федеральных  систем компьютерного мониторинга в СШ являются программы CDC (Centers for Disease Control and Prevention — Центры по контролю и профилактике заболеваний) для наблюдения (надзора) и изучения таких специфических заболеваний, как туберкулез, болезни, передаваемые половым путем, СПИД.

 

 

 

 

 

 


 

 

 



 

Архивация и экспорт  БД


 


                   Архивация и экспорт БД


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11. Функциональная схема И С Всероссийской диспансеризации  детей

 

С организационной точки  зрения наиболее практичным вариантом интеграции ИС для мониторинга состояния здоровья населения представляется реализация ее в виде метасистемы, интегрирующей необходимые данные отдельных регистров на федеральном уровне или, при наличии соответствующей коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей оперативный просмотр всей необходимой медицинской информации, сохраняющейся непосредственно по месту наблюдения (обследования, лечения) пациентов.

 


Информация о работе Мониторинг в системе здравоохранения