Формирование у курсантов военного училища внутренней потребности следовать требованиям дисциплины и уставного порядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 15:48, реферат

Описание работы

Одной из составляющих дисциплины является служебная дисциплина. Особую значимость служебная дисциплина имеет во внутренних войсках, которые в силу специфики профессиональной деятельности призваны осуществлять контроль за соблюдением общественной дисциплины в рамках правового регулирования поведения субъекта.
Служебная дисциплина во внутренних войсках, являясь одной из форм общественной дисциплины, выступает «как средство обеспечения в государстве законности, конституционных гарантий, прав и интересов граждан».

Файлы: 1 файл

Копия (2) скелет введения.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Введение

«Формирование у курсантов военного училища внутренней потребности следовать требованиям  дисциплины и уставного порядка» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема исследования становится сегодня крайне актуальной.

Процесс изучения проблемы воспитания у курсантов военного училища дисциплинированности как нравственного отношения к человеку позволяет утверждать, что в настоящее время уровень данного личностного образования будущих офицеров чрезвычайно низок.

Одной из составляющих дисциплины является служебная дисциплина. Особую значимость служебная дисциплина имеет во внутренних войсках, которые в силу специфики профессиональной деятельности призваны осуществлять контроль за соблюдением общественной дисциплины в рамках правового регулирования поведения субъекта.

Служебная дисциплина во внутренних войсках, являясь одной из форм общественной дисциплины, выступает «как средство обеспечения в государстве законности, конституционных гарантий, прав и интересов граждан».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование у курсантов военного училища внутренней потребности следовать требованиям  дисциплины и уставного порядка

 

Демонтаж старой системы ценностей создал в силовых ведомствах, а также в образовательных учреждениях военных училищ духовный вакуум, который стал быстро заполняться антисоциальными идеями. Нарастают безнравственность и бездуховность, а традиционные ценности подвергаются эрозии. Все это негативно отражается, прежде всего, на жизненных ориентациях молодежи, то есть социальной группы, за счет которой формируется офицерский состав. Как следствие, растет число правонарушений и дисциплинарных проступков, не удается остановить рост случаев суицида, фактов нарушения законности командирами и начальниками, курсантами при выполнении служебных обязанностей. Высокий процент от количества всех преступлений составляют уклонения от службы. Множество преступлений связано с катастрофами и авариями, с утратами и хищениями оружия, государственного имущества. Имеют место нарушения правил несения дежурства, в том числе и боевого. В курсантских коллективах ухудшается морально-психологическая обстановка, ибо низким остается уровень воспитательной работы. Все эти проблемы носят хронический характер. Они не обошли стороной и курсантские коллективы военных училищ. Анализ состояния дисциплины позволил определить причины, которыми порождается недисциплинированное поведение курсантов. Это:

  • упадок, в целом, морального состояния общества;
  • ухудшение экономической ситуации и, как следствие, обострение криминогенной обстановки в стране;
  • - упущения руководящего и профессорско-преподавательского состава военных училищ  в работе по воспитанию подчиненных и курсантов;
  • низкий педагогический офицерских кадров: многие преподаватели и командиры подразделений не знакомы с основами научного управления курсантским коллективом и имеют слабую психолого-педагогическую подготовку;
  • неудовлетворительное знание и выполнение курсантами уставных требований;
  • недостаточная практика использования педагогического опыта, выработанного предшествующими поколениями;
  • педагогические задачи решаются авторитарными методами: в центр воспитательной работы не поставлен человек с его переживаниями, стремлениями и индивидуальными характеристиками;
  • отсутствие системы общественного воздействия на процесс сплочения коллективов курсантов, принижение роли офицерских собраний, прекращение работы судов чести;

Анализируя опыт педагогической деятельности офицеров, представляется возможным определить конкретный перечень задач, решение которых будет способствовать эффективному воспитанию у курсантов военного училища дисциплинированности как нравственного качества личности:

  • постоянное изучение истинного состояния дисциплины в коллективе курсантов, анализ и оценка уровня дисциплинированности будущих офицеров (т.е. развитие диагностического мышления и диагностического мастерства);
  • способствовать развитию у офицеров интереса к личности курсанта, уважения к его неповторимости, формированию субъект-субъектных отношений в системе «командир-подчиненный»;
  • преподавательскому корпусу гуманизировать процесс обучения на основе гуманитаризации содержания образования, снижение трудностей в учении за счет совершенствования методов обучения и формирования у учащихся рациональных приемов учения, а также эффективной организации учебного процесса и оценки эмоций способствующей воспитанию достоинства личности курсанта;
  • командирам-воспитателям развивать свои педагогические способности (организаторские, коммуникативные, конструктивные, информационные, рефлексивные, управленческие и др.); стремиться к поиску нового, к творческому, новаторскому, профессиональному уровню; стремиться к тому чтобы быть образцом для курсанта, четко осознавать и развивать у себя те качества, которые присущи авторитетному воспитателю: верность присяге, сознательность при выполнении служебных обязанностей и в повседневной жизни, мужество, решительность, взаимовыручка и т.д.;
  • учебно-воспитательная работа с курсантами должна основываться на формировании у будущих офицеров эмоционально-ценностных отношений к действительности, зрелости и устойчивости потребностно-мотивационной сферы, ориентированной на общечеловеческие ценности.

Современные требования к будущим офицерам, их актуальность обусловлены тем, что в настоящее время изменяется содержание воспитания курсанта. Это можно объяснить следующими обстоятельствами:

  • дальнейшим совершенствованием вооружения, специальной техники, изменением в способах их применения;
  • усложняющимися задачами воспитания будущих офицеров, вытекающих из характера изменений, происходящих в военных структурах и обществе в целом;
  • недостаточным исследованием рассматриваемой проблемы в российской научной и военно-педагогической литературе.

Современные требования к курсанту носят комплексный (общий и частный) характер. Общий характер требований проявляется в том, что курсант, с одной стороны, является гражданином РФ, а, с другой, - в повседневной деятельности при выполнении служебных обязанностей он выполняет роль субъекта, реализующего общие требования к дисциплине, стоящего на страже общественного порядка и требующего от граждан соблюдения социальных и правовых норм поведения.

Военным теоретиком и полководцем М.В. Фрунзе была разработана система требований к воинской дисциплине и дисциплинированности военнослужащих, которая представляет собой совокупность следующих элементов:

  • правильное разделение деятельности, ответственности и руководства;
  • высокое интеллектуально-нравственное развитие воина и опора на мотивы воинского долга;
  • единство внутренней и внешней дисциплины при ведущей роли первой;
  • опора дисциплины на внутреннюю спайку личного состава, его сплоченность, близость командиров к подчиненным;
  • авторитет командного состава и личный пример дисциплинированности;
  • дисциплина власти, законность и готовность при необходимости разъяснить их существо.

Такая система требований к дисциплине и дисциплинированности является актуальной и сейчас.

Командованием и преподавательским составом военного училища предъявляются высокие требования к воспитанию сознательной дисциплины, мужества, решительности, взаимовыручки, готовности выполнить приказ.

Сравнительно большая роль уставного порядка в воспитании воинов не предполагает отрицания сознательного характера воинской дисциплины. Регламентация всей армейской жизни уставами и приказами не означает, что командир освобождается от творческого подхода в руководстве своим коллективом, совершенствования форм и методов работы.

Уровень дисциплинированности воинов и состояние дисциплины вообще в огромной степени зависят как от командиров-единоначальников, так и от наличия в войсках хорошо организованной, слаженной и четко действующей системы воспитания, практического опыта и грамотности офицеров-воспитателей. Они должны умело использовать в работе с личным составом разнообразные формы, методы и средства воспитания: общественно-государственную подготовку, информационно-воспитательную, социально-правовую, культурно-досуговую работу и др.

Командир подразделения, осуществляя мероприятия по исключению из жизни воинских коллективов фактов глумлений и издевательств военнослужащих более позднего призыва над молодыми солдатами, должен помнить, что для эффективной профилактики неуставных взаимоотношений необходимо знать формы их проявления в конкретном подразделении, наличие негативных традиций, уметь оказывать влияние на микрогруппы, находить формы и способы противодействия этим негативным явлениям.

Особое значение в современных условиях приобретают такие качества, как верность присяге, беспрекословное подчинение приказу, высокая сознательность при выполнении служебных обязанностей и в повседневной жизни. В условиях возрастания боевых возможностей вооружения, техники и специальных средств особую актуальность приобрели требования организованности, четкости и слаженности и, как следствие, высокой боевой готовности военных подразделений, что особенно актуально для курсантов как будущих офицеров.

«Воинская дисциплина, - как говорил военный теоретик и генерал М.И. Драгомиров, - есть совокупность нравственных, физических навыков, нужд для того, чтобы офицеры всех степеней отвечали своему предназначению. Она предполагает добровольное подчинение личности требованиям норм, закрепленных в присяге, уставах, приказах командиров».

Помимо прямых дисциплинарных обязанностей командиры и преподаватели оказывают существенное влияние на курсантов примером личной дисциплинированности.

Высшей формой дисциплинарной подготовленности курсанта является его самодисциплина. Соблюдение нравственных норм только под влиянием внешних требований еще не говорит о подлинной дисциплинированности курсанта. Зачастую точно выполняет определенные предписания командиров, чтобы избежать дисциплинарных воздействий. Такое исполнение обязанностей еще не означает, что в сложной или критической ситуации курсант обеспечит надежность в своей деятельности.

Смысл самодисциплины выражается в личностной самоустановке «Я должен - значит, я могу» и предполагает умение курсанта давать оценку своим поступкам и действиям.

Сегодня меняется образ жизни людей. И это не может не вести к изменению ценностных ориентаций, мотивации поведения и всего процесса социализации личности курсанта военного училища.

Мы понимаем, что обоснованная выше система требований к воспитанию у курсантов дисциплинированности как нравственного отношения к человеку соответствует современным условиям.

В современных условиях предъявляются новые требования к офицерским кадрам, организации, содержанию и методике их профессиональной подготовки, характеру и содержанию воспитательной работы с личным составом. В последнее время в числе актуальных проблем воспитания выступают предупреждение и преодоление социальных отклонений в поведении военнослужащих.

В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия «правонарушения», «противоправные действия», «безнравственный проступок», «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение», «асоциальное поведение» и др.

Отклоняющееся, девиантное поведение (от лат. deviatio – отклонение) – отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

В психологии поступок рассматривается как сознательное действие, как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя в качестве личности в своем отношении к другому человеку, к самому себе.

Наряду с нравственно положительными, социально одобряемыми действиями существуют и отрицательные, аморальные проступки, которые представляют собой нарушение правил этики, моральных, социальных норм.

С юридической точки зрения проступок – это посягательство на государственный или общественный порядок, на права и свободы граждан, на различные формы собственности (личной, государственной), и он представляет собой противоправное, виновное действие или бездействие.

В отклоняющемся поведении поступок может проявляться как действие или бездействие человека, выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в жесте, взгляде, тоне речи, смысловом подтексте, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений и т. д.

Поведение человека – не только сложный комплекс видов его социальной деятельности, с помощью чего опредмечивается окружающая его природа, но и общение, а также практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах.

Таким образом, в большинстве случаев отклоняющееся поведение военнослужащих имеет четко очерченную причинность, связанную как с самой личностью, так и с конкретными социально-экономическими условиями, морально-психологическим климатом в воинском коллективе и др.

Такие аномалии поведения, как пьянство и алкоголизм, наркомания и самоубийства (покушения на самоубийства), неуставные взаимоотношения, требуют пристального внимания и принятия конкретных профилактических мер. Данные отклонения вызывают большой резонанс в обществе, нередко ведут к чрезвычайным происшествиям и гибели людей, дискредитируют Вооруженные Силы.

 

 

Заключение

 

Дисциплина (лат. disciplina – учение, воспитание) – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Это обязательное для всех членов общности людей подчинение установленному в ней порядку, правилам и нормам поведения. Также дисциплина понимается как выдержанность человека, его привычка к строгому порядку.

Информация о работе Формирование у курсантов военного училища внутренней потребности следовать требованиям дисциплины и уставного порядка