Чрезвычайные ситуации различного характера и способы защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 19:23, реферат

Описание работы

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

БЖД.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Специальный раздел права вооруженных конфликтов посвящен правовому регулированию защиты жертв вооруженных конфликтов, под которыми понимают раненых, больных, военнопленных и гражданское население.

Все раненые  и больные независимо от цвета  кожи, религии, пола, национального  и социального происхождения, политических и других убеждений пользуются одинаковым покровительством. В отношении их запрещаются следующие действия: всякие виды убийств, физические увечья, жестокое обращение, пытки и истязания, взятие из их среды заложников, медицинские и научные эксперименты, удаление тканей или органов для пересадки, посягательство на человеческое достоинство, осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий.

После каждого  боя воюющие обязаны принимать меры к розыску раненых и умерших, к ограждению их от ограбления и дурного обращения. Предание земле или сожжение трупов производится после тщательного медицинского осмотра. Могилы оборудуются так, чтобы их можно было найти в любое время.

Подвижные санитарные формирования, постоянные санитарные учреждения, а также гражданские медицинские учреждения пользуются уважением и защитой и не могут быть объектом нападения

Режим военного плена призван не только обеспечить сохранение жизни военнопленного, но и защиту его элементарных человеческих прав. Цель такого режима — воспрепятствовать военнопленному принимать дальнейшее участие в военных действиях. Лишение военнопленного свободы должно носить предупредительный, а не карательный характер.

В настоящее  время режим военного плена определяется III Женевской конвенцией 1949 г. "Об обращении с военнопленными", согласно которой они находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лмц или воинских частей, их пленивших; с ними всегда следует обращаться гуманно; ни один из них не может быть подвергнут физическому калечению, научному или медицинскому опыту. Запрещается дискриминация по причинам расы, цвета кожи, религии, социального происхождения. Эти положения относятся и к участникам гражданских и национально-освободительных войн.

Военнопленные должны размещаться в лагерях, но в условиях не менее благоприятных, чем те, которыми пользуется армия  противника, расположенная в этой же местности. За жизнь военнопленного в лагере отвечает офицер регулярных сил армии, захватившей военнопленных. Военнопленные за исключением офицеров, могут привлекаться к работе, не носящей военного характера: сельское хозяйство, работы по домашнему хозяйству, торговая деятельность, погрузочно-разгрузочные работы. Военнопленных нельзя лишать права переписки с семьей; они имеют право получать посылки с продуктами питания, одеждой. Военнопленные могут представлять просьбы военному командованию, под властью которого они находятся, посылать жалобы державе-покровительнице. Военнопленные вправе выбирать из своей среды доверенных лиц, которые представляют их перед военными властями пленившего государства, перед представителями державы-покровительницы и обществ Красного Креста. Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства. За совершение преступления военнопленного судит военный суд, Воспрещаются всякие коллективные наказания за индивидуальные проступки. Взятие заложников из среды военнопленных запрещается.

 

Право вооруженных конфликтов содержит целую систему норм и принципов, регламентирующих защиту гражданского населения и гражданских объектов.

Защита гражданских  объектов осуществляется в двух формах: а) установление специальных мер  предосторожности: нападающий должен знать, что подлежащий уничтожению объект является военным; при выборе средств поражения необходимо стремиться к тому, чтобы избежать случайного ущерба гражданским объектам; воздерживаться от любого нападения на гражданские объекты, если ущерб от него будет чрезмерным по отношению к конкретному военному имуществу, которое предполагается получить. Воюющий обязан предусматривать меры предосторожности в отношении последствий нападения (удалять гражданское население из районов, расположенных вблизи военных объектов, не размещать военные объекты в густонаселенных районах и т.д.); б) установление особой защиты для таких объектов как санитарные и демилитаризованные зоны, необороняемые местности, объекты, необходимые для выживания гражданского населения, объекты и сооружения, содержащие опасные силы (АЭС, плотины, дамбы), объекты культурного назначения и гражданской обороны.

В отношении  гражданского населения оккупированной территории запрещаются при любых  обстоятельствах следующие действия: насилие над жизнью, здоровьем, физическим или психическим состоянием, в частности убийство; пытки всех видов, будь то физические или психические; телесные наказания; увечья; надругательства над человеческим достоинством, в частности, унизительное или оскорбительное обращение, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой его форме; взятие заложников; коллективные наказания. Население оккупированной территории нельзя принудить служить в вооруженных силах оккупанта.

 Уголовная  ответственность отдельных лиц  за нарушение норм и принципов права вооруженных конфликтов

 В основе  ответственности физических лиц  за нарушение норм права вооруженных  конфликтов лежат общие принципы  уголовной ответственности, сформулированные  в национальном законодательстве, а также нераспространение на такие преступления сроков давности, непредоставление права убежища, закрепленные как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве.

Проблема уголовной  ответственности индивидов за нарушение  норм международного права не нова. Уже IV Гаагская конвенция 1907 г. закрепила норму, согласно которой "каждая воюющая сторона... будет ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее вооруженных сил".

В Московской декларации от 30 октября 1943 г. говорилось, что офицеры и солдаты, которые причастны к зверствам, убийствам и казням в странах, захваченных германскими вооруженными силами, "будут доставлены обратно в страны, где были совершены их ужасные преступления, для того, чтобы они подверглись обвинению и наказанию по законам этих стран". В решениях Крымской конференции от 11 февраля 1945 г. ее участники взяли на себя обязательство "подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию". Для реализации этих норм государства антигитлеровской коалиции учредили Международный военный трибунал для суда над главными немецкими военными преступниками, который провел процесс в Нюрнберге; позже был создан такой же трибунал для суда над главными японскими военными преступниками.

После второй мировой  войны норма об уголовной ответственности отдельных лиц была закреплена в Женевских конвенциях 1949 г., Дополнительном протоколе I, в Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и в других актах, согласно которым государства обязаны ввести в действие национальные законы, необходимые для обеспечения эффективного преследования лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные нарушения конвенций. Это обязательство возложено на все государства как воюющие, так и не воюющие; наказание должно применяться ко всем виновным: собственным гражданам и иностранцам, независимо от места и времени совершения ими преступлений, если не происходит выдача преступника.

В соответствии с нормами современного международного права на военных преступников не распространяются сроки давности. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности от 26 ноября 1968 г. устанавливает, что никакие сроки давности не применяются к лицам, совершившим преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности как они определены в Уставе международного военного трибунала. В Конвенции устанавливается круг лиц, на которых не распространяется срок давности за совершенные преступления, это — представители государственных властей и частные лица, которые выступают в качестве исполнителей или соучастников этих преступлений; лица, которые непосредственно подстрекают других лиц к совершению таких преступлений, или участвуют в заговоре для их совершения, независимо от степени их завершенности, а также представители государственных властей, допускающих их совершение.

На военных  преступников не распространяются нормы, регулирующие право убежища. Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. закрепила норму, согласно которой на право искать убежище и пользоваться им "не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности".

 

Устав ВС РФ – Закон воинской жизни.

 

Устав в ВС России

Древнерусский период

 Снаряжение  рядовых, урядников и начальных  людей полков солдатского строя,  Источник: воинский устав "Учение  и хитрость ратного строения  пехотных людей", 1647 год

В России воинские уставы появились начиная с XVI века — в качестве таковых можно  рассматривать документы:

«Боярский приговор о станичной сторожевой службе» (1571 года)

«Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» (1607 и 1621 годов)

«Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1647 года)

Воинский устав  Алексея Михайловича 1649 года.

Имперский период

 Воинский  устав Петра I 1716 года

Создавая регулярную армию и флот (вооружённые силы), Петр I разработал военные уставы:

«Военный артикул» (1716 года)

«Устав воинский сухопутный» (1716 года)

Книга Устав  морский о всем, что касается к  доброму управлению, в бытность флота  на море... (1720 года).

Морской устав  составлен генералом Г. Г. Кулешовым, (1779 года).

Полевой устав (1881)

Строевой кавалерийский  устав (1898 года)

Полевой устав (1904 года)

Строевой устав  конницы (1912 года)

Полевой устав (1912 года)

В XVIII – начале XX веках в русской армии воинские уставы издавались неоднократно.

Советский период

После октябрьской  революции (переворота) первые советские воинские уставы были изданы уже в 1918 году

Устав внутренней службы

Устав гарнизонной  службы

Тыловой устав

В 1919 году –  Дисциплинарный устав

Полевой устав 1936 года (ПУ-36)

Полевой устав 1939 года (ПУ-39)

В СССР Воинские уставы утверждались Президиумом Верховного Совета СССР и имели силу закона для военнослужащих.

Федеральный период

Система уставов  Вооружённых сил Российской Федерации включает:

Дисциплинарный  устав Вооружённых Сил Российской Федерации (введён в действие Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года № 2140) Шаблон:Утратил силу 2

Дисциплинарный  устав Вооружённых Сил Российской Федерации (введён в действие Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495)

Корабельный устав  Военно-Морского Флота Российской Федерации (введён в действие Приказом Главнокомандующего ВМФ 1995 года № 309) Шаблон:Утратил силу 2

Корабельный устав  Военно-Морского Флота Российской Федерации (введён в действие приказом Главнокомандующего ВМФ от 01 сентября 2001 года № 350)

Строевой устав  Вооружённых Сил Российской Федерации  Шаблон:Утратил силу 2

Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации (введён в действие Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года № 2140) Шаблон:Утратил силу 2

Устав гарнизонной  и караульной службы Вооружённых  Сил Российской Федерации (введён в  действие Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года № 2140) Шаблон:Утратил силу 2

Боевые уставы

 

Организация военного учета и его предназначение

 

Под воинской дисциплиной  понимается строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка  и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами  командиров (начальников). Значение и  роль воинской дисциплины в современных условиях постоянно возрастают. Это связано прежде всего с необходимостью согласованных и быстрых действий воинов, подразделений и частей в условиях частых изменений обстановки и больших физических и моральных нагрузок. Именно поэтому каждый военнослужащий обязан быть не только честным и храбрым, но и дисциплинированным. Сегодня быть дисциплинированным — значит добросовестно и честно выполнять требования воинских уставов, беспрекословно и точно выполнять приказы командиров и начальников.

Личная дисциплинированность каждого воина — это социально-психологическая  и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении, к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому  долгу, В дисциплинированности воина выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины. Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Дисциплинированность не является сознательной, если она диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность. Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующим каких-либо напоминаний, — это самодисциплина. Правильное поведение воина, которое направляется замечаниями, командами и приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, — это исполнительность.

   

Дисциплинированность  особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может  повлечь за собой невыполнение поставленной задачи.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации различного характера и способы защиты