Чрезвычайные ситуации различного характера и способы защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 19:23, реферат

Описание работы

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

БЖД.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Чрезвычайные  ситуации техногенного характера

 

Чрезвычайная  ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

 ЧС классифицируются  по характеру источника и по  масштабам.

Опасность, возникающая  во время аварий на РОО, связана с выходом радиоактивных веществ в окружающую среду.

Радиоактивность – это способность ядер некоторых элементов к самопроизвольному распаду.

Распад (превращение) ядер атомов под воздействием условий, созданных человеком, называется искусственной радиацией.

Характеристика  радиоактивных излучений.

 

 

Вид излучения

 

Состав

Проникающая способность

Ионизирующая  способность

 

Защита

 

альфа

 

поток ядер гелия

 

10 см в воздухе

30000 пар ионов  на 1 см пути

лист писчей бумаги

 

бета

 

Поток электронов

 

20 м  в воздухе

70 пар ионов  на 1 см пути

летняя одежда наполовину задерживает

 

гамма

 

электромагнитное  излучение

 

сотни метров

несколько пар  ионов на 1 см пути

не задерживается

 

 

   нейтронное

 

 

Поток нейтронов

 

 

несколько километров

Несколько тысяч пар ионов на 1 см пути, кроме того, вызывает наведенную активность

 

 

задерживается материалами из углеводородов


Рассматривая  ионизирующую и проникающую способность, можно сделать выводы:

1.    Альфа  – излучение   опасно при  попадании во внутрь организма.

2. Защитой от  гамма и нейтронного излучения  могут быть убежища, противорадиационные  укрытия, простейшие укрытия.

 

Чрезвычайные  ситуации военного характера

 

Источники военной  опасности для РФ

Исходным моментом в оценке опасности для РФ является то, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможности возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.

Существуют  постоянные базовые национальные интересы для каждого государства. К ним можно отнести: государственный суверенитет, территориальную целостность, социально-политическую стабильность общества, конституционный строй, стратегическую стабильность в системе безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) становится невозможным.

Основные внешние  угрозы:

развертывание группировок сил и средств, имеющих  целью военное нападение на РФ или ее союзников;

территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения;

вмешательство по внутренние дела Российской Федерации  со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

демонстрация  военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

наличие вблизи границ Российской Федерации или  границ ее союзников очагов вооруженных  конфликтов, угрожающих их безопасности;

нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

расширение  военных блоков и союзов в ущерб  военной безопасности Российской Федерации или ее союзников;

деятельность  международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма  вблизи российских границ;

ввод иностранных  войск (без согласия Российской Федерации  и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных России государств;

вооруженные провокации, включая нападения на военные  объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;

действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;

действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного и других видов оружия массового  поражения, а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания ОМП и средств его доставки.

Основные внутренние угрозы:

попытки насильственного  изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;

планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

незаконное  распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

широкомасштабная  деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Федерации;

деятельность  сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в Российской Федерации.

 

Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени

 

Наше государство  в силу сложившихся обстоятельств, пережитых потрясений от крупномасштабных ЧС в числе первых осознало опасность указанных тенденций и подняло проблему защиты человека и общества от нарастающей угрозы природных и техногенных катастроф на уровне государственной политики.

Так, в послании Президента РФ Федеральному Собранию “О национальной безопасности“ говорится, что обеспечение безопасности и защиты интересов личности и общества от ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, являются одним из основных направлений государственной политики.

Осуществление этой функции Российского государства возложено на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Сегодня можно сказать, что в целом РСЧС создана, функционирует и не раз уже доказала свою эффективность и общественную значимость, готовность к экстренному реагированию на различные ЧС.

Подтверждением  этому - десятки примеров ликвидации многих опасных и сложных ЧС, таких  как Курильское землетрясение 1994 г., Сахалинское 1995 г., радиационная авария под Томском и десятки др. проведенных операций.

Серьезным испытанием Российской системы спасения стало  землетрясение в пос. Нефтегорск на Сахалине в мае 1995 г. К аварийно-спасательным работам были привлечены более 1600 человек, 230 единиц техники, в том числе 30 авиационных. В те трагические дни удалось спасти 406 человек, из-под завалов извлекли около двух тысяч тел погибших.

Уроки чернобыльской, спитакской и др. катастроф века, увеличение тяжести последствий  ЧС, их трансграничный характер, появление  новых видов гуманитарных бедствий привели мировое сообщество к пониманию необходимости международной координации деятельности по их предупреждению и ликвидации. К этому же подталкивает и фактор экологической зависимости государств и целых регионов. Жизнь потребовала мобилизовать международные усилия для преодоления ЧС с наименьшим ущербом для человека и окружающего его мира.

Вся деятельность РСЧС организуется и проводится в  рамках международного сотрудничества. Так в 1996 г. 10-12 сентября в Москве состоялась 12-я Генеральная Ассамблея  Международной организации гражданской обороны (МОГО). Генеральная Ассамблея рассмотрела и приняла программу своей деятельности на 1997-1998 гг.

Факт проведения высшего руководящего органа МОГО и  тот факт, что министр РФ по делам  ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий С. Шойгу был принят президентом Ассамблеи говорит о признании вклада России в решение задач, определенных международными программами и проектами по проблемам гражданской защиты.

 

Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций военного времени

 

Единая государственная  система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами РСЧС являются:

разработка  и реализация правовых и экономических  норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических  программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение  устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных  и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка  населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических  последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора  и контроля в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление  мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация  прав и обязанностей населения в  области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно  участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования РСЧС определяются законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

силы  РСЧС

К силам и  средствам РСЧС относятся:

службы (учреждения) организаций федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих контроль и наблюдение за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой  на потенциально опасных объектах и  прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

формирования  государственного комитета санитарно-эпидемиологического  надзора РФ;

ветеринарная  служба Минсельхоза и продовольствия РФ;

службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета РФ по торговле и Минсельхоза и продовольствия РФ;

геофизической службы РАН, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды и подразделений Минатомэнерго Росси;

учреждений  сети наблюдения и лабораторного  контроля ГО;

Силы и средства ликвидации ЧС:

военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

Информация о работе Чрезвычайные ситуации различного характера и способы защиты