Ценность патриотизма на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:25, доклад

Описание работы

На современном этапе проблема российского патриотизма, приобретая междисциплинарный характер, получает развитие в ряде социально-гуманитарных наук: философии, истории, политологии, педагогики и социологии. Проблемное поле расширяется, одними из основных являются такие проблемы как изменение ценностного содержания патриотизма, формирование патриотических качеств у студентов.

Файлы: 1 файл

Имулова К.docx

— 17.03 Кб (Скачать файл)

Имулова К.Г. 
      Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск

ЦЕННОСТЬ ПАТРИОТИЗМА  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 

На современном этапе  проблема российского патриотизма, приобретая междисциплинарный характер, получает развитие в ряде социально-гуманитарных наук: философии, истории, политологии, педагогики и социологии. Проблемное поле расширяется, одними из основных являются такие проблемы как изменение  ценностного содержания патриотизма, формирование патриотических качеств  у студентов.

    Что же происходит  с нашей молодежью в начале  ХХI века? Какие жизненные ценности, социальные установки предпочитают  молодые люди, на какие образы  они ориентируются?

    Отвечая на  эти вопросы, сошлемся на результаты  социологических исследований, проведенных  Комитетом молодежи администрации  г. Владивостока и Институтом  социально-политических проблем  управления Морского государственного  университета им. адм. Г.И. Невельского.         Изучались представители основных групп молодежи: старшие школьники, студенты гражданских специальностей, студенты, обучающиеся на факультете военного обучения (ФВО); работающие молодые люди.  Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья, здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней в настоящее время возрастает).  Следует отметить, что ценностные ориентации молодежи за последние десятилетия претерпевали заметные изменения; особенно это касается значимости такой категории, как патриотизм.

    В советское  время, в 1960-х – первой половине 1970-х гг., ценность патриотизма  у молодежи занимала высокие  позиции, ее выбирали не менее  2/3 респондентов; теперь она на  четвертом месте. Это обусловлено,  в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология, раскрывающая особую общественную значимость патриотизма, патриотического воспитания.

   Важной ценностью  для общества всегда являлась  гордость за свое Отечество.  На вопрос-тезис «Я горжусь  тем, что я живу в России»  в абсолютно всех группах респондентов  наиболее часто встречающимся  ответом был вариант «Да» –  более 68 %.  Наиболее затруднившимися  ответить оказались учащиеся  школ (16,4 %).

   Примечательно, что  на вопрос «В случае военной  агрессии пошли бы вы добровольцем  защищать Отечество?» ровно половина  от числа всех опрошенных респондентов  дали утвердительный ответ на  поставленный вопрос (49,71 %), причем  стабильно военные выбирали данную  позицию чаще – 84,5 %; треть опрошенных  затруднились однозначно ответить (31,35 %); и не стали бы добровольно  участвовать в военных действиях  17,66 % всех опрошенных респондентов, причем позиция студентов, обучающихся  на ФВО, менее категоричная  по сравнению с позицией гражданских  студентов – 6,7 % и 22,4 % соответственно. Мнение горожан можно рассматривать  как равнозначное – только 47,1 % из числа опрошенных в данной  группе готовы отдать свой  гражданский долг, а 19,1 % и 32,2 % – соответственно «нет» и «затрудняюсь».  Можно проследить тесную связь  между вариантом «затрудняюсь  ответить» и мнением, что «в  армии должны служить только  профессионалы». Ответы военных  подтверждают данное предположение.  Таким образом, проведенное социологическое  исследование позволило выявить  ряд проблем, которые необходимо  решить для поднятия уровня  патриотизма в молодежной среде,  также ощущается потребность  в повышении престижа армии.  Необходимо повышать массовую  культуру, гражданское сознание. 

    Из сказанного  выше можно заключить, что в  русле молодежной политики и  воспитания подрастающего поколения  предстоит большая духовно-нравственная  работа по воспитанию и социализации  подрастающего поколения, сплочению  молодежи, всех ее групп, всего  общества на основе патриотизма  и гражданственности. 

   Из поколения в  поколение передается историческая  память народа. Духовные и культурные  ценности, созданные в прошлом,  становятся достоянием современного  общества. История обладает свойством  эмоционального воздействия на  мысли и чувства людей, она  активно участвует в гармоничном  воспитании человека и способствует  формированию патриотизма. Совместные  усилия педагогов и молодого  поколения должны быть направлены  на создание всевозможных условий  для становления духовно-нравственной  сферы современной личности, от  которой зависит будущее человеческого общества.

 

 

                                                      Список литературы 
1. Даниярова А.Е., Тлеугабылова К. С., Абдрахманова А. А. О ПАТРИОТИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1;  
2. Научные труды Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета. 2010. № 22. С. 298-305. 
3. Прашкевич Г. Мне все время хочется что-то менять // Московские новости. 1991. № 5. С. 2. 
4. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры: избранное. М., 1993. С. 56. 5. Лихачев Д.С. Культура не может жить в уголочке // Смена. 1999. 16 сентября. С. 128.

 

 

 

 


Информация о работе Ценность патриотизма на современном этапе