Министерство транспорта
РФ
Санкт-Петербургский Государственный
Университет Гражданской Авиации
Курсовая работа
по авиационной метеорологии
ВЛИЯНИЕ МНОГОЛЕТНЕГО РЕЖИМА
ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА НА ПРЕДЕЛЬНО
ДОПУСТИМУЮ ВЫСОТУ ПОЛЁТА САМОЛЁТА ТУ-154
| |
Студента 1 курса
группы 223 ФЛЭ
Герасименко Константина
Александровича
Руководитель: Афанасьева Ю.С.
|
Санкт-Петербург 2013
Введение.
Погода является одним
из важнейших факторов, влияющих на
выполнение полёта. Авиационная метеорология
изучает, анализирует и передаёт
данные о погоде всем авиационным
службам, нуждающимся в этом.
Под погодой принято понимать
физическое состояние атмосферы, в
какой – либо момент или промежуток
времени. Погода характеризуется совокупностью
метеорологических элементов и
явлений, таких как: атмосферное давление
- ветер
- влажность
- температура воздуха
- видимость
- осадки
- облака
- обледенение, гололед, туманы, грозы, метели, пыльные бури, шквалы, смерчи
- различные оптические явления
Метеорологическое обслуживание
необходимо для международной аэронавигации
в целях достижения безопасности
полётов, а также её регулярному,
экономному и эффективному осуществлению.
Эти цели достигаются путём
снабжения всех членов экипажа и
работников аэропорта точной метеорологической
информацией, которую в свою очередь
обрабатывают на метеорологических
станциях.
Экипаж воздушного судна
и диспетчера в аэропорту получают
метеорологическую информацию для
предполётной подготовки самолёта и
обработки безопасного маршрута.
Информация выглядит в виде полётной
документации или в устной форме
(инструктаж или брифинг) в зависимости
от вида и продолжительности полёта.
На предварительной подготовке
к полёту экипаж определяет:
- Взлётные характеристики ВС, такие как, максимально допустимую взлётную массу, потребные критерии, зависящие на дистанцию разбега и взлёта (давление, температуру, точку росы, направление и скорость ветра у земли, длина ВПП и её состояние)
- Первоначально допустимый эшелон полёта, определяемый по руководству лётной эксплуатации (РЛЭ), который зависит от полётной массы самолёта. Максимальный допустимый эшелон полёта, который зависит от температуры воздуха на данном эшелоне.
- Максимально допустимую посадочную массу на аэродроме назначения, зависящую от давления, температуры и длины ВПП (с учётом её состояния)
Так как температура воздуха
оказывает существенное влияние
на взлётно-посадочные и крейсерские
характеристики самолёта на всех этапах
полёта, то их необходимо уметь определять
с достаточной точностью для
максимальной безопасности выполнения
всего полёта, от начала движения по
ВПП аэропорта вылета и до
полной остановки в аэропорту
прибытия.
Целью данной курсовой работы
является приобретение необходимых
навыков, самостоятельной оценки влияния
различного температурного режима атмосферы
на полёт воздушного судна.
Глава I. Физико-географические
и авиационно-климатические особенности
аэропортов.
- Пункт вылета г. Петрозаводск, аэропорт Бесовец.
Географические координаты
Петрозаводска 61°47' северной широты и
34°22' восточной долготы. Город находится
на территории Восточно-Европейской равнины
к северу от Олонецкой возвышенности и
Шокшинской гряды. Расположен на берегах
Петрозаводской губы Онежского озера
амфитеатром на озерных террасах, вытянувшись
вдоль побережья на 21,7 км. Город окружён
лесами с юго-западной стороны и Петрозаводской
губой Онежского озера на северо-востоке.
Самое высокое место в
городе — гора Кукковка (193 метра над
уровнем моря).
Петрозаводск расположен
в 924 км к северу от Москвы и в 412 км
к северо-востоку от Санкт-Петербурга.
Климат Петрозаводска
Петрозаводск приравнен к районам
Крайнего Севера.
Климат в Петрозаводске
умеренно-континентальный с чертами
морского. Зима продолжительная, относительно
мягкая. Лето короткое, прохладное. Среднегодовая
температура +3,1°. Продолжительность безморозного
периода 120—130 дней. Погода здесь неустойчивая,
это обуславливается частыми циклонами,
идущими с запада. Больше половины дней
в году — пасмурные. Годовое количество
осадков 611 мм. Весна наступает в середине
апреля, но возврат холодов возможен и
в мае. Лето начинается в первой половине
июня.
Продолжительность светлого
времени суток составляет 22 часа
в июне, 21 час в июле, 16 часов
в августе. Средняя июльская температура
воздуха 17°. Преобладают ветры восточных
румбов, приносящие затяжные дожди. Порой
летом Карелию захватывает северная
часть Европейского антициклона, и
при ясной погоде воздух прогревается
до 30°. Однако, такая погода легко может
смениться ливневыми дождями и сильными
западными или холодными северными ветрами.
Осень с влажными юго-западными
ветрами или ясной, но холодной (вплоть
до заморозков в низинах) погодой приходит
в начале сентября.
Температура воздуха
Месяц |
Абсолют. минимум |
Средний минимум |
Средняя |
Средний максимум |
Абсолют. максимум |
январь |
-41.6 (1987) |
-12.6 |
-9.4 |
-6.4 |
5.4 (1971) |
февраль |
-39.3 (1946) |
-12.3 |
-9.1 |
-5.9 |
7.3 (1990) |
март |
-30.0 (1945) |
-7.0 |
-3.7 |
-0.3 |
15.5 (2007) |
апрель |
-19.3 (1998) |
-1.6 |
2.3 |
6.5 |
24.2 (2000) |
май |
-9.8 (1941) |
3.9 |
8.7 |
13.6 |
29.6 (1958) |
июнь |
-2.6 (1962) |
9.0 |
13.7 |
18.4 |
31.9 (1998) |
июль |
-0.1 (1958) |
12.5 |
17.0 |
21.5 |
33.9 (2010) |
август |
-1.7 (1980) |
10.7 |
14.5 |
18.6 |
32.4 (2010) |
сентябрь |
-5.0 (1973) |
6.3 |
9.5 |
13.1 |
28.5 (1938) |
октябрь |
-13.4 (1992) |
1.4 |
3.8 |
6.4 |
21.3 (2005) |
ноябрь |
-27.5 (1955) |
-5.2 |
-2.8 |
-0.5 |
11.1 (2005) |
декабрь |
-36.8 (1978) |
-9.9 |
-7.0 |
-4.3 |
9.4 (2006) |
год |
-41.6 (1987) |
-0.4 |
3.1 |
6.7 |
33.9 (2010) |
|
Осадки
Месяц |
Норма |
Месячный минимум |
Месячный максимум |
Суточный максимум |
январь |
36 |
4 (1950) |
61 (2011) |
20 (1995) |
февраль |
26 |
3 (1953) |
47 (1957) |
14 (1990) |
март |
32 |
4 (1939) |
69 (1966) |
20 (1971) |
апрель |
30 |
2 (1937) |
101 (1966) |
24 (1994) |
май |
48 |
3 (1978) |
92 (2001) |
47 (1957) |
июнь |
65 |
6 (1937) |
128 (1981) |
43 (1957) |
июль |
83 |
3 (1941) |
178 (2004) |
64 (2011) |
август |
82 |
12 (1936) |
206 (2003) |
68 (2003) |
сентябрь |
60 |
20 (1971) |
182 (1970) |
41 (1973) |
октябрь |
59 |
0.4 (1987) |
114 (1984) |
26 (1957) |
ноябрь |
50 |
6 (1949) |
97 (1974) |
22 (1980) |
декабрь |
43 |
4 (1944) |
97 (1999) |
23 (1982) |
год |
614 |
349 (1939) |
787 (1981) |
68 (2003) |
|
Число дней с твердыми,
жидкими и смешанными осадками
вид осадков |
янв |
фев |
мар |
апр |
май |
июн |
июл |
авг |
сен |
окт |
ноя |
дек |
год |
твердые |
22 |
20 |
15 |
5 |
1 |
0.1 |
0 |
0 |
0 |
4 |
15 |
22 |
104 |
смешанные |
4 |
3 |
5 |
5 |
3 |
0.2 |
0 |
0.1 |
1 |
5 |
6 |
5 |
37 |
жидкие |
0.4 |
0.4 |
1 |
6 |
14 |
18 |
18 |
18 |
19 |
15 |
5 |
1 |
116 |
|
Ветер
янв |
фев |
мар |
апр |
май |
июн |
июл |
авг |
сен |
окт |
ноя |
дек |
год |
3.1 |
3.1 |
3.1 |
2.9 |
2.8 |
2.5 |
2.2 |
2.3 |
2.5 |
3.0 |
3.1 |
3.1 |
2.8 |
|
Повторяемость различных
направлений ветра, %
направл. |
янв |
фев |
мар |
апр |
май |
июн |
июл |
авг |
сен |
окт |
ноя |
дек |
год |
С |
4 |
5 |
5 |
8 |
10 |
10 |
9 |
10 |
7 |
5 |
6 |
4 |
7 |
СВ |
3 |
3 |
4 |
9 |
9 |
11 |
8 |
7 |
6 |
4 |
4 |
3 |
6 |
В |
11 |
14 |
17 |
21 |
22 |
22 |
18 |
16 |
12 |
6 |
6 |
7 |
14 |
ЮВ |
10 |
8 |
8 |
6 |
6 |
6 |
7 |
7 |
6 |
7 |
11 |
9 |
8 |
Ю |
11 |
11 |
12 |
10 |
6 |
6 |
9 |
8 |
10 |
14 |
14 |
13 |
10 |
ЮЗ |
23 |
23 |
25 |
21 |
19 |
20 |
22 |
24 |
26 |
29 |
25 |
27 |
24 |
З |
30 |
28 |
22 |
17 |
19 |
17 |
18 |
20 |
25 |
28 |
26 |
30 |
23 |
СЗ |
8 |
8 |
7 |
8 |
9 |
8 |
9 |
8 |
8 |
7 |
8 |
7 |
8 |
штиль |
7 |
6 |
5 |
5 |
5 |
6 |
7 |
7 |
5 |
4 |
5 |
7 |
6 |
|