Учение Платона о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 15:22, реферат

Описание работы

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона "Государство".
Как считал Платон, в образцово устроенном государстве царями должны быть люди, н

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………3
2. «Государство» Платона…………………………………………....6
2.1 Отрицательные формы правления………………………….10
2.2 «Разделение труда» в «идеальном» государстве…………..13
2.3 Четыре добродетели лучшего государства……………..….16
2.4 Ограничение свободы личности и единство людей в «идеальном» государстве Платона………………………………………..18
3. Почему государство Платона тоталитарно?.................................21
3.1. Возможное понимание автором слов «лучшее государство»…...............................................................................................21
3.2. Теория идей………………………………………………..24
4. Заключение……………………………………………………….26
5. Список литературы………………………………………………28

Файлы: 1 файл

политология реферат44.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

      СОДЕРЖАНИЕ: 

      1. Введение……………………………………………………………3

      2. «Государство» Платона…………………………………………....6

           2.1 Отрицательные формы правления………………………….10

           2.2 «Разделение труда» в «идеальном» государстве…………..13

           2.3 Четыре добродетели лучшего государства……………..….16

           2.4 Ограничение свободы личности и единство людей в «идеальном» государстве Платона………………………………………..18

      3. Почему государство Платона тоталитарно?.................................21

            3.1. Возможное понимание автором слов «лучшее государство»…...............................................................................................21

            3.2. Теория идей………………………………………………..24

      4. Заключение……………………………………………………….26

      5. Список литературы………………………………………………28

 

       ВВЕДЕНИЕ 

      Проблема  государственного устройства была, есть и будет  одной  из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед  человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона "Государство".

      Как считал Платон, в образцово устроенном государстве царями должны быть люди, наиболее отличившиеся в философии  и в военном деле. В таком  государстве не должно быть частной собственности, а "все у всех общее": жёны, дети, да и их воспитание тоже. Никто не должен ничего приобретать. Военные за свою службу должны получать вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, их обязанность - заботиться о государстве. А царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и военном деле. У всех всё общее, ни у кого нет ничего собственного.

      В мировоззрении Платона очень  важное место принадлежит его  взглядам на государство и общество. В нем сочетается философский  идеализм и интерес к общественным отношениям. Вопрос о совершенном общежитии и его сохранении в условиях человеческого общества является для Платона одним из самых важных. Общественно-политическим вопросам Платон посвятил два произведения: трактаты "Государство" ("Полития") и "Законы" (надо заметить, что эти произведения совсем не равноценны; если в первом идеальное строго противопоставлено несовершенной реальности, то второе произведение более "компромиссное", в нем сделан ряд уступок требованиям реальности). По Платону, существующим несовершенным формам государственности предшествовала идеальная форма общежития глубокой древности. Тогда боги управляли отдельными областями, а в обществе было все необходимое для жизни, войны отсутствовали, люди были свободны. Однако нельзя брать этот период за образец - этого не позволяют современные реалии. Идеальному типу государства у Платона противопоставляется отрицательный, в котором всем движут материальные стимулы. Все существующие государства Платон относит к этому - отрицательному типу: "Каково бы не было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно - государство богатых, другое - бедных".

      Тема  данного реферата - "Теория "идеального" государства Платона" - актуальна  в силу того, что, во-первых, Платон - это первый крупнейший утопист Запада, который создал законченную теорию идеального государства-полиса, во-вторых, в трактате "Государство" Платон выстраивает свой идеал общественно-политического целого, в-третьих, идеальный полис Платона - это реализация идеи блага.

      Целью данной работы является описать сущность теории "идеального" государства  Платона.

      Для достижения этой цели в работе показывается общая характеристика теории "идеального" государства Платона, а также описывается сущность государственно-политическое устройство в теории "идеального" государства Платона. В Заключении делаются основные выводы по работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      «ГОСУДАРСТВО» ПЛАТОНА. 

      Интерес к древнегреческому философу Платону [427 - 347 до н.э. (предположительно)], к его творчеству не ослабевает, быть может даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже самого обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот  человек - Платон. "Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние  греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений" - писал В.Ф. Асмус1. Итак, значение мнения гениальнейшего афинского философа о важнейших человеческих проблемах очевидно.

      Платон (427 - 347 до н. э.) - сын афинского гражданина. По своему социальному положению происходил из афинской рабовладельческой аристократии. И конечно же был своим человеком в Сократовском кружке. В молодости был слушателем кружка сторонника учения Гераклита - Кратила, где познакомился с принципами объективной диалектики, на него также оказала влияние и тенденция Кратила к абсолютному релятивизму. В 20 лет он готовился участвовать в соревновании как автор трагедии и случайно перед театром Дионисия услышал дискуссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и стал учеником Сократа. Было это примерно в то время, когда афинский флот одержал последнюю значительную победу в Перепелонской войне.

      Платон  разделял со всем кружком отвращение к афинской демократии. После осуждения  и смерти Сократа, в период, когда демократы снова вернулись к власти, Платон отправляется к одному из старших учеников Сократа - Евклиду - в Мегару. Однако вскоре он снова возвращается в город и принимает активное участие в ее общественной жизни. После возвращения в Афины он предпринял первое путешествие в Южную Италию и на Сицилию. Он пытается реализовать свои идеи и принял участие в политической жизни на стороне местной аристократии, возглавляемой тогда Дионом, зятем Дионисия Старшего. Дион был последователем пифагорейской философии и в своей общине представлял крайне реакционное крыло. Политическая деятельность Платона не была успешной. Дионисий выдал его, как военного, послу Спарты. На рынке рабов его выкупили друзья и он возвращается а Афины.

      В Афинах Платон интенсивно работает в области философии. Во время своих странствий он познакомился с Пифагорейской философией, которая в дальнейшем повлияла на него. Диоген Лаэртский считает, что учение Платона является синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа. В этот же период Платон в саду, посвященному полубогу Академу, основывает свою собственную философскую школу - Академию, которая становится центром античного идеализма2.

      В период правления в Сиракузах  тирана Дионисия Младшего Платон вновь  пытается включится в политическую борьбу. И на этот раз его стремление провести свои мысли в жизнь не находят ожидаемого понимания. Подавленный политическими неудачами он возвращается в Афины где и умирает в возрасте 80 лет.

      Социально-политическим вопросам посвящены несколько  произведений Платона: трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". Все они написаны в довольно необычном жанре - жанре диалога между Сократом и менее известными греческими философами, например,  Главконом, Адимантом, Кефалом. В своих произведениях Платон говорит о модели "идеального", лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель  такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию. Это не значит, что автор не пробовал повлиять на государственное управление. В то время на Сицилии, в Сиракузах, было правление тиранов, и Платон не раз пытался образумить развращенного Дионисия, остановить деспотию и кровопролитие на Сицилии, что закончилось весьма плачевно: афинского философа был не раз изгоняли из города, а один раз чуть  было не продали в рабство. Так бесславно закончилась попытка устроить государственное управление на основах разума.

      Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе3.

      Конструируя идеальное общество, Платон проводит аналогию между справедливым человеком  и справедливым государством. Так, трем началам (частям) человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны в государстве три схожих начала - совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия - правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

      Справедливость  состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось  в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической  соподчиненности этих начал во имя  целого: способности рассуждать (т.е. философам, носителям этой способности) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) - быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющих (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства»4.

      Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших и благородных. Таким образом, лучший тип государственного устройства - если среди правителей выделится кто-нибудь один - монархия, если несколько правителей - аристократия. 
 
 
 
 
 
 

      2.1 ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. 

      Идеальному  (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то,  во  времена  "золотого  века" имели "совершенный" строй) заключена в "господстве корыстных «интересов", обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке ухудшения государственности, «извращения» совершенного типа, нарастания "корыстных интересов" в их строе5.

      1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. Она появляется, когда появляется частная собственность на землю и дома, происходит превращение свободных в рабов. Это ведет к вырождению идеальной аристократии и возникновении тимократии. «Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там уже нет подобного рода простосердечных и прямых людей, там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще - скорее рожденных для войны, чем для мира, там будут в чести военные уловки и ухищрения, ведь это государство будет вечно воевать». В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и  ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям.

      Люди  этого государства отличаются жадностью, грубостью и сребролюбием. Удовольствиям, пишет Платон, они предаются втайне, «убегая от закона, как дети от старого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение». Платону ненавистны войны, особенно между эллинами.

      У людей уже заметно стремление к обогащению, и "при участии  жен" спартанский образ жизни  переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

      2. Олигархия - «строй, основывающийся на имущественном цензе». В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (немногочисленный правящий класс) и бедных, которые не участвуют в управлении и которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. В этом государстве как бы два государства: одно - бедняков, другое - богачей. У бедных появляется ненависть против бездельников -богатых, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии

      3. Демократия. «Демократия, на мой взгляд, - пишет Платон, - осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию». В этом государстве будет «полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь».  В таком обществе к власти может придти человек, который не имеет способности к управлению и не добродетелен, но ему оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе.

      Однако, демократия «опьяняется свободой в  неразбавленном виде», она еще более  усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании.

      4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. «Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство». Тирания - наихудший тип государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, «очищения» государства от всех тех, кто мужественен, великодушен, богат.

      С позиции своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы:

Информация о работе Учение Платона о государстве