Учение Платона о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 15:22, реферат

Описание работы

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона "Государство".
Как считал Платон, в образцово устроенном государстве царями должны быть люди, н

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………3
2. «Государство» Платона…………………………………………....6
2.1 Отрицательные формы правления………………………….10
2.2 «Разделение труда» в «идеальном» государстве…………..13
2.3 Четыре добродетели лучшего государства……………..….16
2.4 Ограничение свободы личности и единство людей в «идеальном» государстве Платона………………………………………..18
3. Почему государство Платона тоталитарно?.................................21
3.1. Возможное понимание автором слов «лучшее государство»…...............................................................................................21
3.2. Теория идей………………………………………………..24
4. Заключение……………………………………………………….26
5. Список литературы………………………………………………28

Файлы: 1 файл

политология реферат44.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

      Такой жизнь была в Спарте, которая иногда служила Платону как образец  для построения "идеального" государства. Все государство, безусловно, получит гораздо больше пользы, если плотник  останется плотником, а не начнет писать картины, но, по современным представлениям о человеческих ценностях и свободах, платоновское государство является квинтэссенцией тоталитаризма. Антииндивидуалистическое государство Платона можно описать следующей цитатой из "Законов", выражающей суть тоталитаризма: "никто никогда не должен оставаться без начальника - ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда - и на войне, и в мирное время - надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям. Пусть человеческая душа приобретает навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей, и даже не понимать, как это возможно. Пусть жизнь  всех людей всегда будет возможно более сплоченной и общей. Ибо нет и никогда не будет ничего лучшего в деле достижения удачи, а также победы на войне. Упражняться в этом надо с самых малых лет. Надо начальствовать над другими и самому быть у них под началом. А безначалие должно быть изъято из жизни всех людей, и даже животных,  подвластных людям"12.

      Очевидно, что эти принципы выполняются  в "идеальном"  государстве  Платона, и действительно, "нет ничего лучшего в деле  достижения удачи и победы на войне". Но как же личность? Дело в том, что для Платона личности с ее целями и интересами как бы не существует, существуют только общие интересы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.2. ТЕОРИЯ ИДЕЙ. 

      Однако  имеется и второй смысл словосочетания "идеальное государство". Дело в том, что для Платона "идеальное" не только "лучшее", но и то, что является "идеей" предмета. Слово "идея" и близкое к нему "эйдос" обозначает у Платона "сущность", "форму", "вид", "облик" предмета. Это умопостигаемая, внутренняя форма вещи, а не та, что непосредственно дана чувственному восприятию. Идеи-формы бестелесны. Тела пребывают в непрестанно  движущемся (все течет), неустойчивом, становящемся, а не ставшем мире, постоянно непостоянном. Разум ищет в этом движении ту скрытую поверхностью вещей сущность, которая не только сохраняется во всех изменениях вещного бытия, но и является исходной причиной этих изменений. Так разум различает сущность и явление. То, что кажется существующим, не есть истинное бытие, но лишь причастно ему - постольку, поскольку являет ("явление") идеальное, совершенное ("идею", "сущность"). Прежде всего надо различать: что всегда существует и никогда не становится, и что всегда становится, но никогда не существует", - писал Платон в диалоге Тимей.

      Так Сократ и вслед за ним Платон различают красивые предметы (лира, кухонный горшок, конь, девушка) и красоту, прекрасное само по себе, идея прекрасного; добрый поступок и добро как таковое.

      "Идея" у Платона это то, что есть13:

      1. Причина, источник бытия вещей,  то, что дает им жизнь, волю к жизни, вызывает их бытие.

      2. Образец, взирая на который, демиург создает вещный мир, подражая "идеальному".

      3. Цель, к которому надо стремиться как к верховному благу.

      4. Модель, порождающая структура, принцип вещи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

     Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты  реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в те катастрофические времена такая утопия? Практически она имела нулевое значение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны некоторых государственных и общественных деятелей.

      Таким образом, можно предположить, что, создавая трактат "Государство", Платон, в первую очередь, пытается понять, какова идея государства в нашем мире, с какого образца создавались существующие государства. Проблема познания идеи государства, безусловно, шире, чем проблема построения "лучшего" государства, поняв идею государства, мы одновременно поймем, к чему надо стремиться. Следовательно, вопрос о том, насколько хорошо государство Платона, вторичен, важнее то, что это не существующее государство, но его "идея".

      В связи с этим возникает еще одна проблема. Человек, не знакомый с творчеством Платона и впервые прочитавший трактат "Государство", скажет, что Платон создал отвратительное тоталитарное государство, что он был не прав. Современный человек осуждает Платона. Но ведь мы  понимаем только свои культурные ценности, мы ценим личность, а все притесняющее ее называем тоталитаризмом. При этом мы не хотим  понять, что автор имел совершенно другие понятия о  человеческих  ценностях. Мало того, мы даже не чувствуем, что, возможно, Платон не собирался воплощать в жизнь именно этот проект, что он писал об идее государства. Обвиняя Платона в тоталитаризме, мы сами подавляем его свободу, мы сами становимся тоталитарными людьми, уничтожающими  право человека на другие мысли, другую культуру. Не стоит спешить обвинять Платона в тоталитаризме, когда тоталитаризма достаточно в нас самих, в каждой личности. Быть может, это изначально заложено в нас, как инстинкт самосохранения, и без него человек перестанет быть человеком. Тем не менее, надо понять, что в любой, даже самой бытовой ситуации человек имеет право на собственное мнение. За две тысячи лет  мы научились осуждать тоталитаризм общества. Теперь каждый человек должен стремиться исключить тоталитаризм из собственной души. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 

1. Асмус В.Ф. «Платон». - М.: Мысль, 1975.

2. Гаджиев К. С. Политическая наука: Учебное пособие. - М., 1995.

3. Гуторов В.А. Античная социальная утопия. - М., 1990.

4. Лосев А.Ф. "Жизненный и творческий путь  Платона", собр. соч., т.1. - М., 1990.

5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. «Платон. Аристотель». - М.: «Молодая гвардия», 1993.

6. Платон, "Государство", собр. соч., т.3, ч. 1. - М., 1971.

7. Поппер К.  "Открытое общество и его враги", т.1. - М., 1995. 


Информация о работе Учение Платона о государстве