Учение Платона о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Платон является родоначальником такого направления, как философия объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях, - Сократа, его учителя. Содержание этих бесед нашло отражение в ранних произведениях Платона, называемых «сократическими» диалогами. Собственно платоновское учение об идеях устройства общества и идеального государства появляется в более поздних диалогах. Проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности.

Содержание работы

Введение 3
I. Биография Платона. 4
II. Концепция идеального политического устройства в диалоге Платона «Государство» 6
1.1. Учение о совершенных и несовершенных формах государственного правления. 8
III. Вопросы государства и права в диалоге «Законы». 11
Заключение. 14
Библиография. 15

Файлы: 1 файл

Учение Платона о государстве.docx

— 43.09 Кб (Скачать файл)


Контрольная работа

 

по философии

 

 

 

 «Учение Платона о государстве»

 

 

 

Содержание

 

 

Введение 3

I.  Биография Платона. 4

II.  Концепция идеального политического устройства в диалоге Платона «Государство» 6

1.1.  Учение о совершенных и несовершенных формах государственного правления. 8

III. Вопросы государства и права в диалоге «Законы». 11

Заключение. 14

Библиография. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Одним из величайших мыслителей не только античности, но и всей истории политических и  правовых учений и философии является Платон. Его творчество  волнует  умы людей уже не одно тысячелетие. Интерес к его творчеству не только не ослабевает, но даже усиливается в наше время, потому что мнение и взгляды  столь великого  человека, жившего две с половиной тысячи лет назад,  интересны сами по себе. Роль Платона в истории настолько значительна, что исследованию и изучению его творчества посвящаются научные работы и по сей день. В истории философской мысли после Платона еще не было ни одного столетия, когда бы не спорили о нём, то непомерно его восхваляя, то недооценивая в каком-либо отношении. Что же привлекает людей двадцать первого века, наших современников, в деятельности этого философа Древней Греции?

Платон является родоначальником  такого направления, как философия  объективного идеализма. Его взгляды  сложились под влиянием знаменитого  мудреца, проводившего жизнь в беседах  и спорах на афинских площадях, -  Сократа, его учителя. Содержание этих бесед нашло отражение в ранних произведениях Платона, называемых «сократическими» диалогами. Собственно платоновское учение об идеях устройства общества и идеального государства  появляется в более поздних диалогах. Проблема  общественного,  государственного  устройства  перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящены диалоги Платона «Государство» и «Законы», в которых наиболее ярко проявляются его воззрения по политико-правовым вопросам.  Многие положения, представленные в них  остаются  актуальными и современными  и  в  наши дни.

В этой работе мне бы хотелось главной своей целью считать изучение труда Платона «Государство».

В первую очередь, я ставлю задачу понять, что  для современного человека не так-то просто, и в доступной, прежде всего  для себя, форме изложить основные моменты учения Платона о государстве.

 

 

 

 

I.  Биография Платона.

 

 

«Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - гениальный ученик Сократа, основоположник идеалистической европейской философии. Настоящее его имя - Аристокл. Платон - псевдоним, которому он обязан своим мощным телом и широким лбом ("платос" по гречески полнота, широта, просторность).

Платон - древнегреческий ученый идеалист. Учение Платона - первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (высшая из них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей. Познание - есть анамнесис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до её соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. Сочинения Платона - высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: "Апология Сократа", "Федон", "Пир", "Федр" (учение об идеях), "Государство", "Теэтет" (теория познания), "Парменид" и "Софист" (диалектика категорий), "Тимей" (натерфилософия).

Платоновская Академия - древнегреческая философская школа, основана Платоном около 387 г. до н. э. в Афинах; существовала до 1 в. до н. э. Традиция Академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (середина 1-2 вв.) и неоплатонизма (4-середина 6 вв.). В эпоху Возрождения Платоновская Академия учреждена во Флоренции (1459-1521) во главе с М. Фичино. »1

Платонизм - в широком смысле слова - идеалистические течения в философии, находящиеся под влиянием Платона (прежде всего его учения об идеях); прямое или косвенное воздействие Платона испытала вся европейская идеалистическая философия. В более узком смысле направление в древнегреческой философии с 4 в. до н. э. (с 3 в. - неоплатонизм).

Платонический (от имени Платон) - чисто духовный, не связанный с чувственностью (например, платоническая любовь), в переносном смысле - неосуществляемый на практике, отвлечённый.

По учению Платона, мир чувственно воспринимаемых вещей не есть мир  истинно сущего, подлинной реальности. В нем нет ничего прочного и  устойчивого, все относительно, любая  вещь обречена на изменение и гибель.

Подлинный, истинно-реальный мир представлен  бестелесными образованиями, постигаемыми умом. Их Платон назвал эйдосами или  идеями. Каждому классу (группе) чувственных  предметов соответствует в истинном, идеальном мире, некоторый "вид" или "идея". По отношению к чувственным  вещам идеи суть одновременно и их последние причины (предельные основания), и эталоны (образцы, модели), и цели, и понятия, понятия об общей основе вещей каждого класса, о том, чем  они, эти вещи, должны быть по своей  сущности или природе. Идеи не вовлечены  в вихревой поток становления, в  водовороте которого живет мир чувственного. Чувственно воспринимаемые вещи обязаны  своим существованием (в той мере, конечно, насколько они подлинны) "причастностью" (приобщением  к) идеям. Они - бледные, несовершенные  копии этих идей. Мир идей, по Платону, иерархизирован таким образом, что на вершине его находится идея Блага. Свои идеи Платон поместил в "место над небесами"; названное им Гиперуранией.

Учением об идеальном мире, мире идей Платон решает проблему общего, универсального - как и почему оно существует в отличие от единичного. Общее  для него существует само по себе, а  не в единичном, через единичное - как реальность, возвышающаяся  над единичным. Например, прекрасное как идея - это не прекрасная девушка, не прекрасная лошадь, не прекрасный кувшин, т. е. не качество вещей и явлений  видимого мира, а прекрасное само по себе (в себе и для себя).

Отношение между миром идей и  миром вещей хорошо проясняется  его, Платона, образом пещеры. Философ сравнивает людей, верящих в реальность, подлинность и истинность, чувственной картины мира, с узниками подземелья. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, и по этой причине взоры их обращены вглубь пещеры. За спиной у этих людей сияющее солнце, лучи которого проникают в подземелье через широкий просвет во всю его длину и освещают стену, в которую как раз и упираются взоры узников. Между источником света и узниками проходит дорога, по которой двигаются люди, неся различную утварь, статуэтки и другие предметы. Узники пещеры не в состоянии видеть ничего, кроме теней, отбрасываемых "дорогой жизни" на стену их мрачного обиталища. Однако они полагают, что эти тени - единственная реальность, что, кроме их пещеры, слабого света и бледных теней в ней, ничего больше в мире нет. Они не верят тому из них, кто, сумев вырваться из подземелья и увидев реальные вещи, возвращается к ним и говорит им о мире за пределами пещеры. Так и все люди - они живут среди теней, в призрачном, нереальном мире. Но есть другой - истинный мир, и люди могут увидеть его очами разума. Человек, вырвавшийся из пещеры и говорящий людям об истинном мире - это и есть философ. Нести людям весть о подлинном мире и есть его истинное предназначение.

Платон оставил нам одну детально разработанную Идею - образец совершенного государства. В идеальном платоновском государстве царит справедливость, каждый занимается своим (отвечающим его  природным наклонностям) делом, а  правят мужи-философы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.  Концепция идеального политического устройства в диалоге Платона «Государство»

 

В мировоззрении  Платона важное место принадлежит  его взглядам  на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное  общежитие и каким воспитанием  люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению его.

Учение  Платона о государстве и праве  в общих чертах впервые изложено им в известном диалоге – “Политик”. Этот диалог относится к раннему  периоду деятельности Платона и  представляет собой несовершенное  развитие тех  мыслей, которые впоследствии легли в основание более  знаменитого  диалога Платона – “Государство”. Этот диалог принадлежит к более  зрелой эпохе Платона и заключает  в себе учение о государстве в  его самой совершенной форме.

Идеальное государство трактуется Платоном как  реализация идей в максимально возможное  воплощение мира идей в земной общественно- политической жизни – в полисе. В «Государстве» Платон, создавая идеальное справедливое государство, исходит из соответствия между космосом  в  целом, государством и отдельной  человеческой душой. Подобно тому, как  в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. В человеческой душе – разумному, яростному и  вожделеющему - аналогичны три основных начала государства  – совещательное, защитное и деловое. Последним же соответствуют три сословия –  правителей-философов, воинов (стражей) и производителей (ремесленников  и землевладельцев). Сословное деление  общества Платон объявляет условием прочности государства. Справедливость состоит в том, что каждый должен  заниматься тем  делом,  которому он предназначен от природы и не вмешиваться в чужие. Самовольный  переход из низшего сословия в  высшие является величайшим преступлением, так как нарушается соответствующая  иерархическая  соподчинённость  этих начал во имя целого. Вышеуказанные  сословия вполне соответствуют трём сторонам человеческой души, то и добродетели, свойственные последним, переносятся  у Платона равным образом на первые. Так, мудрость, есть добродетель правителей; мужество свойственно более всего  сословию воинов, ограждающих общественную безопасность и благоденствие; рассудительность усматривается в подчинении народной толпы воле правителей и во взаимном согласии граждан; а справедливость – в том, что не только согласны между собой граждане, но и целые  сословия их строго исполняют свои обязанности и, таким образом, каждое из них всё более утверждается в свойственной себе добродетели.

 Для  обоснования вводимой иерархии  сословий Платон большое значение  придавал распространению среди  населения идеального государства  “благородного вымысла” о том,  что хотя все они – братья, но бог, который их вылепил,  в тех из них, кто способен  править, примешал при рождении  золота, в их помощников – серебра,  а в землевладельцев и ремесленников  – железа и меди. Государство  погибнет, если его будет охранять  железный или медный страж. 

Сословию  правителей Платон уделяет значительно  больше внимания, чем двум другим сословиям. Во главе государства, утверждал  Платон, необходимо поставить философов, причастных к вечному благу и  способных воплотить небесный мир  идей в земной жизни. “Пока в государстве  не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, до тех пор государство не избавится от зол”2. Именно  философы  обуславливают  благосостояние, справедливость государства Платона, ведь  им  свойственны  «...справдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к  ней и любовь к истине». По Платону политический руководитель таков,  что его «страстно влечёт к познанию», он «стремится ко всему бытию в целом». Власть философов в государстве не подвержена  каким–либо ограничениям или контролю. Они не должны стесняться писаными законами и в каждом отдельном случае руководствуются своим непосредственным усмотрением.

В основе государства должны лежать разделение и кооперация труда. По мнению Платона, «государство … возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить  сам себя, но нуждается ещё во многом». Для удовлетворения этих нужд люди собираются воедино, чтобы обитать  сообща и оказывать друг другу  помощь. Это общежитие и есть государство.

Женщины и мужчины в «Государстве»  Платона уравнены в их правах и  возможностях. Платон полагал, что «одинаковые  природные свойства встречаются  у живых существ того и другого  пола».  Не пол, а способности, как  и у мужчин, определяет социально-психологическое  место женщины в структуре  общественной жизни. Между мужчинами  и женщинами имеются различия, но они не имеют отношения к  политике.

Главная задача трактата Платона о государстве - проблема благой и совершенной  жизни общества в целом и его  членов.

Устройство  совершенного государства должно строится в первую очередь на потребностях: «Государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить  сам себя, но во многом еще нуждается. ... Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать  сообща и оказывать друг другу  помощь: такое совместное поселение  и получает у нас название государства». Перечисление потребностей доказывает, что в государстве существуют самые разные области общественного  разделения труда. Для обеспечения  различных типов работников государству  необходима торговля (ввоз необходимых  товаров и вывоз излишних). Торговля необходима не только для внешней  политики, но и для отношений внутри государства в сложившихся условиях разделения труда. Отсюда Платон выводит  необходимость рынка и единиц обмена (монет). Говоря об общественной жизни философ также признает необходимость наличия разряда  наемных обслуживающих работников, которые продают свою рабочую  силу за плату. Также для государства  важным разрядом являются специалисты  военного дела. Высшим классом (после  классов работников хозяйства и  воинов-стражей) Платон считает разряд правителей государства. В основном  значение общественного разделения труда у Платона состоит в  том, что каждый разряд должен заниматься лишь одним своим делом.

Совершенное государство по Платону обладает четырьмя доблестями:

1) мудростью, 

2) мужеством, 

3) благоразумием, 

4) справедливостью.

 Под  «мудростью» Платон имеет в  виду высшее знание. «Это искусство  быть всегда на страже: им обладают  те правители, которых мы недавно  назвали совершенными стражами»3. Это знание принадлежит лишь немногим философам, которые и управляют государством. «Государство, основанное согласно природе, всецело было бы мудрым благодаря совсем небольшой части населения, которая стоит во главе и управляет, и ее знанию»4.  Только философы должны управлять государством и только при их правлении государство будет благоденствовать.

Информация о работе Учение Платона о государстве