Содержательная модель бортового журнала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 05:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить и проанализировать содержательную модель такого типа корпоративного СМИ, как авиажурнал; определить основные имеющиеся проблемы и предложить пути их решения.
Задачи:
- определить место инфлайт-издания в системе корпоративных СМИ
- сформулировать определение бортовой прессы
- составить содержательную модель клиентских корпоративных изданий и на основании этой модели проанализировать контент авиажурналов
- на основании составленной модели корпоративного издания провести контент-анализ журналов
- выявить проблематику, найти варианты решения сложившихся противоречий

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
Глава I. Корпоративная пресса и ее разновидности ………………...............10
Глава II. Содержательная модель корпоративного издания…………………...17
2.1. Позиционирование инфлайт-изданий………………………………………22
2.2. Проблематика изучения аудитории авиажурналов………………………..25
2.3. Жанровая палитра……………………………………………………………31
2.4. Система рубрик………………………………………………………………41
2.5. Характер и модальность материалов……………………………………….43
2.6. Обратная связь с читателем…………………………………………………45
2.7. Проблематика содержательной модели авиажурнала: соотношение рекламы и журналистских материалов…………………………………………………….48
Глава III. Контент-анализ авиажурналов………………………………………..51
3.1.1.Анализ содержательной модели журнала «Аэрофлот»…………………..52
3.1.2.Разделы и рубрикация……………………………………………………....54
3.1.3.Тематика……………………………………………………………………..55
3.1.4.Жанровая структура………………………………………………………...58
3.2.1. Анализ содержательной модели американского инфлайт-издания «AmericanWay»……………………………………………………………………62
3.2.2. Разделы и рубрикация…………………………………………………….. 63
3.2.3. Тематика издания ………………………………………………………….66
3.2.4. Жанровое наполнение……………………………………………………...69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...

Файлы: 1 файл

efremova_diplom.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)

          На вопрос о том нужно ли  бортовым журналам организовывать  обратную связь с читателем  подавляющее большинство ответило, что такой необходимости нет.  Однако есть и такие (7 респондентов), которые желали бы выразить  благодарность автору, высказать свое мнение о публикации.

          Реклама в бортовых журналах не вызывает раздражения у большинства респондентов и запоминается ненадолго. Но с другой стороны, больше половины (23 респондента) считают, что авиажурналы перегружены рекламной информацией и чуть меньше половины и третья часть из них не замечают излишка рекламы.

          Большинство опрошенных, а именно  тридцать семь респондентов считают,  что в инфлайтах нет качественной  и уникальной информации, и лишь  только иногда она бывает для них полезной. Особо притягивают внимание в бортовом журнале качественные фотографии и дизайн, на третьем месте – хороший язык и стиль изложения материалов.  Следует отметить также, что ¼ читателей не считают информацию в авиажурналах актуальной. Примерно на равных люди, участвовавшие в анкетировании, ценят в любых журналах содержательность (полезность) информации, профессионализм авторов и визуальное оформление.

          Таким образом, читатель готов  платить только за уникальную  и качественную информацию, интересную ему, но не готов отдавать деньги за рекламу. Этот показатель, по мнению автора работы, характеризует определенный уровень качества контента издания. Очевидно, что есть определенная проблематика и с доверием к информации, изложенной в издании, а если читатель не доверяет журналу, то он никогда его не приобретет и, соответственно, он читает его действительно вынуждено (как указывают многие исследователи).

 

 

 

         Таблица 1. Сводная таблица показателей маркетинговых исследований аудиторий авиажурналов    (вертикальная ось – количество компаний, использовавших в исследовании переменные, горизонтальная ось - переменные)

Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. ЖАНРОВАЯ ПАЛИТРА

 

 

 

          Корпоративное издание, чтобы быть в тренде,  должно следовать лучшим экземплярам современной качественной журналистики. Корпоративные СМИ обычно не блещут разнообразием жанров, используя лишь три: заметку, статью и интервью39. Редко можно увидеть на страницах корпоративных изданий репортажи, рецензии, практически не  публикуются зарисовки и очерки, а фельетоны и эссе совсем исчезли. Стоит заметить, что именно от разнообразия меняется динамика самого издания, поскольку, допустим, если бы были исключительно новости или диалогические жанры, то читателю бы наскучило читать такое издание совсем скоро.

          Как отметил исследователь А.А. Тертычный, обновление жанрового содержания связано  напрямую с переломными моментами развития общества, который мы наблюдаем в настоящее время. Эти тенденции вызваны необходимостью «адаптации» жанров к новым коммуникативным ситуациям, в частности, изменением роли журналиста в обществе в конкретный период его развития40. Жанр напрямую связан с определенным типом жизненного материала и предназначен для решения определенной жизненной задачи41.

          В свою очередь, жанр журналистского произведения может в той или иной степени видоизменяться в зависимости от того, для какой газеты или журнала предназначается42.  Это связано с тем, что жанр в любом издании выполняет ряд функций, которые исходят от целей самого издания. Цели могут быть разные, а именно коммерческая, пропагандистская,  рекламная, имиджевая, информативная и т.д. По сути дела, цели издания влияют  напрямую на его жанровую палитру.

          В теории журналистики жанры традиционно делятся на три группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. В данном разделе для того, чтобы разобраться в разнообразии жанров   мы рассмотрим классификацию С. М. Гуревича43, поскольку считаем ее более структурированной и логичной. Автор выделяет два вида жанров по назначению: жанры новостной информации и жанры диалогические.

          Жанры новостной информации.  В эту группу входят заметка, репортаж и отчет. Эти жанры используются с целью передачи информации о последних событиях и фактах. Для этой группы важны актуальность фактической информации и ее общественная значимость.

          Корпоративная пресса  (в том числе авиажурналы) может использовать следующие виды репортажа44:

- событийный репортаж (рассказ о конкретном мероприятии, связанном с компанией),

- специальный репортаж (с акцентом на место действия),

- репортаж в стиле «журналист меняет профессию» (как я работал диспетчером, погрузчиком на авиарейсах),

- постановочный репортаж (когда описываемое событие изобретается  и моделируется самими журналистами),

- репортаж в формате  «один день с…» (когда журналист  проводит один день с героем или героями публикации, а затем рассказывает читателю о своих впечатлениях).

          Ежемесячно происходят изменения в  отрасли воздушного транспорта: авиакомпании закупают новые самолеты, меняют расписания рейсов, появляются новые направления следования, повышается уровень сервиса на борту и т.д. Это, безусловно, является важной информацией для пассажиров. Заметки и отчеты в инфлайт-изданиях встречаются довольно часто, а вот репортажи для такого типа клиентских СМИ не свойственны.

          Диалогические жанры. К этой группе автор относит интервью, диалог и полилог (беседа). У этих жанров общее назначение и специфический предмет отображения – с помощью этих жанров журналисты сообщают не только о событиях, но и о мнениях людей об этих событиях. А различаются они количеством участников, их ролью и методами получения информации.

          В авиажурналах такой жанр как интервью нередок. Как правило, в каждом номере присутствует два-три интервью со знаменитостями. Встречаются и аналитические формы интервью. Что касается форм интервью-монологов или диалога (когда участвует не менее трех человек), то в инфлайтах их совсем не встретишь. Интервью-монолог предполагает единственный вопрос (определяющую тему беседы) со стороны журналиста и пространный ответ на него интервьюируемого.  Это не означает, что интервьюер не задавал больше вопросов в течение беседы. Журналист предпочел не разбивать текст на реплики, которые для читателя возможно не имели бы значения. В прессе, как правило, такой тип интервью встречается редко из-за специфики формы, которая затрудняет восприятие текста. Такая форма интервью схожа с комментарием.

          Не стоит забывать о таких коллективных формах интервью как круглый стол. Круглый стол предполагает такую форму беседы, когда на вопросы журналиста отвечают собеседники в определенном порядке.  Ответы интервьюируемых могут быть одинаковыми. Однако журналист должен учесть мнение каждого из участников, даже если ответы повторяются. В таком случае информация фиксируется в виде отдельных блоков. Такая форма беседы не встречается в инфлайт-изданиях. Жанр отличается последовательностью изложения информации, подробным описанием и полнотой событийной информации.

          Интервью-зарисовка выделяется среди других типов интервью повышенной эффективностью. Автор помимо блока вопрос-ответ воспроизводит обстановку, в которой проходит беседа. «Интервью-зарисовка дает  журналисту возможность не только  задавать  вопросы,  но  и высказывать свое  мнение, комментировать факты, о которых идет речь,  рассказывать  об  обстановке,  в которой проходила беседа, давать краткие характеристики своего  собеседника, несколькими штрихами создавать его портрет»45.  В интервью могут включаться элементы репортажа. Такой вид жанра характерен  для корпоративной прессы, когда журналист создает образы бизнесменов, директоров компаний.

          Беседу часто относят к форме интервью, и это является ошибочным суждением. В беседе или полилоге может участвовать неограниченное количество человек. Такой жанр используется для более полного освещения темы или проблемы. Перед проведением беседы журналист отбирает  потенциальных участников. В начале полилога задается несколько вопросов и участники в свободном порядке отвечают на них. Перед автором стоит  задача выбрать актуальную информацию и оформить ее в текстовую форму.

          В бортовых изданиях диалогические жанры носят условный характер, хотя для лучшего контакта с читательской аудиторией они бы были уместны. Пассажир волей-неволей становится участником диалога, если затронуты какие-то насущные темы. Читатель реагирует на диалогические формы жанров, так как в какой-то степени они  замещают живую форму общения и дают эффект присутствия.

          Ситуативно-аналитические жанры. К этой группе относятся комментарий, корреспонденция, статья и обозрение. Все они объединены общим назначением: анализ ситуаций, возникающих и развивающихся в различных сферах жизни общества. Это распространенные жанры в корпоративной прессе, в том числе инфлайт-изданиях. Такая специфика связана, прежде всего, с тем, что авиажурнал выходит, как правило, один раз в месяц или один раз в два месяца. Издатели инфлайтов могут себе позволить поместить статью на несколько разворотов, иногда их количество достигает от пяти до десяти. Как правило, это статьи о путешествиях. Встречаются и аналитическая форма статьи, но гораздо реже, не смотря на то, что журнал может себе позволить такую форму, так как у журналистов достаточно времени для сбора информации, подключению к теме экспертов. Стоит учесть еще тот факт, что у авиапассажиров достаточно времени для прочтения аналитических жанров и, соответственно, они будут более внимательно усваивать информацию.

         Комментарий в отличие от статьи и обозрения, дает лишь первичный анализ возникшей ситуации. Это оперативный жанр, который чаще свойственен для ежедневных или еженедельных изданий. Как правило, анализируемое в комментарии явление уже известно аудитории. Комментарий позволяет автору выразить свое отношение к актуальному событию, сделать определенную оценку происходящего, сформулировать связанные с этим событием проблемы и задачи, выразив их в форме краткого анализа, спрогнозировать дальнейшее развитие события.

          Статья дает возможность журналисту сделать наиболее глубинный анализ ситуации, сформулировать и исследовать проблему, предложить пути ее решения. Именно статья поднимает фундаментальные,  основополагающие темы. Предметом его анализа становится крупномасштабная ситуация, возникшая в политике, экономике или любой другой области жизни общества. Обычно такая ситуация связана с возникновением и постановкой актуальной проблемы, затрагивающей интересы многих людей. Для облегчения восприятия статьи в корпоративном журнале необходимо сопровождать ее различными вставками в виде экспертных мнений, комментариев специалистов, инфографикой, диаграммами и так далее. Дробление материала делает его удобочитаемым и есть вероятность, что пассажир дочитает ее до конца.

          К ситуативно-аналитическим жанрам примыкают рецензия и обзор СМИ. Их объединяет особенность назначения и предмета отображения. Журналист, используя эти жанры, отображает уже отображенную действительность. Задача рецензента – оценить это произведение, его соответствие реальной действительности, его достоинства и недостатки. Обзор СМИ как жанр публицистики имеет много общего с рецензией: проводится анализ и дается оценка произведениям, где уже отображена реальная жизнь. Обзор СМИ – форма перехода к жанру обозрения. Цель обозревателя, обращающегося к этому жанру публицистики, – дать читателю представление о целом комплексе фактов, событий и ситуаций, происходящих и возникающих в определенном регионе и в определенный временной период. В инфлайт-изданиях появляются своеобразные обзоры событий, фильмов, книг, но они не аналитичны и носят информационный характер.

          Художественно-публицистические жанры. К этой группе относятся зарисовка и очерк, сатирические жанры – фельетон, памфлет, пародия, сатирическая заметка и эссе. Эти формы жанров позволяют журналистам художественными методами описывать фактологическую информацию. Зарисовка имеет особое назначение среди этих жанров: она дает возможность запечатлеть встречу автора с кем(чем)-нибудь. Для этого жанра публицистики характерна описательная форма, воспроизведение деталей и подробностей. Автор зарисовки стремится обеспечить эффект присутствия читателя на месте встречи для передачи эмоций. Этот  жанр часто сравнивают с репортажем, так как они используют схожие приемы передачи информации.

          Очерк, как один из важнейших жанров публицистики, требует от журналиста профессионального мастерства. Очерк показывает и сообщает все, что окружает человека. Объектом очерка  может являться все, что представляет интерес для людей: их отношения между собой и с природой, результаты их деятельности и проблемы, которые встают перед ними и т.д. В центре очерка – его герой, человек или люди, составляющие коллектив. Автор очерка стремится создать портрет своего героя – внешний, рисуя основные черты его облика, и внутренний, психологический, фиксируя особенности его характера, объясняющие его действия, поступки, отношение к другим людям.  Такой очерк называется портретным. Существует также проблемный очерк. Задача  журналиста такого вида очерка сосредоточить внимание на проблеме, стоящей перед героем текста, на методах её решения и на её общественном значении. Роль очеркиста в таком очерке возрастает, его мнение об исследуемой проблеме, выводы, которые он делает в итоге проведенного анализа, имеют большое значение.

Очерки в корпоративной  прессе, в том числе бортовых изданиях, играют важную роль. Для инфлайт-изданий  очерк является постоянным жанром. Как правило, в номере публикуются  очерки о знаменитостях. Этот жанр вызывает доверительное отношение у аудитории, поскольку он дает разноплановую характеристику главному герою.

Информация о работе Содержательная модель бортового журнала