Различные типы свободных экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Идея создания СЭЗ и особых экономических зон как специально выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях в мировой практике не нова. Достаточно вспомнить положительный опыт Китая, Сингапура и других стран. Следует отметить, что в России СЭЗ и особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из инструментов диверсификации экономики страны в XXI веке.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………
3
1 Свободные экономические зоны - как средство усиления открытости экономики….
5
1.1 Сущность и причины создания свободных экономических зон……………………
5
1.2 Территориальное размещение свободных экономических зон……………………..
9
2 Сущность и назначение функционирования различных типов СЭЗ…………………..
15
2.1 Характер деятельности и функциональное назначение различных типов СЭЗ..…
15
2.2 Глобальная сеть оффшорных зон на современном этапе…………………………...
25
Заключение ………………………………………………………………………………..
31
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

СЭЗ различные типы.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

   Введение ……………………………………………………………………………………

3

1 Свободные экономические зоны  - как средство усиления открытости экономики….

5

   1.1 Сущность и причины создания свободных экономических зон……………………

5

   1.2 Территориальное размещение свободных экономических зон……………………..

9

2 Сущность и назначение функционирования  различных типов СЭЗ…………………..

15

   2.1 Характер деятельности и функциональное назначение различных типов СЭЗ..…

15

   2.2 Глобальная сеть оффшорных зон на современном этапе…………………………...

25

   Заключение ………………………………………………………………………………..

31

   Список использованных источников…………………………………………………….

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Создание свободных и особых экономических зон (ОЭЗ) различного типа является одним из путей обеспечения экономического роста страны.

Идея создания СЭЗ и особых экономических  зон как специально выделенных территорий для формирования точек роста  за счет привлечения инвестиций на льготных условиях в мировой практике не нова. Достаточно вспомнить положительный опыт Китая, Сингапура и других стран. Следует отметить, что в России СЭЗ и особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из инструментов диверсификации экономики страны в XXI веке. Главное позитивное в социальном аспекте воздействия ОЭЗ в том, что успешная их деятельность оказывает благоприятное стабилизирующее воздействие на ситуацию в стране и в обществе. Соответственно, наличие и функционирование зон способствует укреплению экономической, социальной и правовой стабильности, упрочению основ правового государства. И в самом общем плане - ОЭЗ способствует включению страны в мировые интеграционные процессы, в международное разделение труда, использование выгод тесного сотрудничества с мировым рынком.

Используя такую форму бизнес-деятельности, как особые экономические зоны, государство реализует свои задачи не только в совершенствовании системы налогообложения, но и задачи развития и укрепления экономики регионов через рациональное развитие производства и предпринимательства.

Действующий в СЭЗ режим включает в себя таможенное регулирование экспортно-импортных операций, налогообложение, лицензирование, визовое оформление, банковскую деятельность, имущественные и залоговые отношения (в том числе касающиеся прав собственности на землю), предоставление концессий, управление свободной зоной.

Существует несколько видов  классификации СЭЗ: зоны промышленной обработки: промышленно-производственные зоны; экспортные зоны (внешние рынки) и экспортно-импортозамещающие зоны (смешанная сбытовая ориентация). Существуют два различных концептуальных подхода к организации свободных зон: территориальный и функциональный.

Создание зон целесообразно  там, где есть возможность, опираясь на иностранные технологии и капитал, обеспечить ускоренное развитее производительных сил, углубленную переработку сырья, значительное расширение производства товаров народного потребления и услуг. Зоны необходимы для увеличения выпуска конкурентоспособной экспортной продукции и обеспечения за этот счет роста валютных поступлений. СЭЗ нужны для расширения международных связей не только в собственной экономике, но и в области туризма, санаторно-курортной сферы и культуры, что также должно вести к увеличению валютных поступлений. При создании зон, в числе главных, должны ставиться цели обучения и подготовки современных рабочих, научно-технических, хозяйственных и управленческих кадров.

Появились зоны обработки информации. Ряд стран, обладающих соответствующим  и людскими ресурсами и телекоммуникациями, сделали ставку на функционирующие в беспошлинном режиме зоны обработки информации. Они охватывают широкий спектр деятельности: телемаркетинг, ввод и обработку данных, разработку программного обеспечения и т.д.

В последние десятилетия на различных  континентах формируются экономическо-финансовые образования - оффшорные зоны. Они дают использующим их хозяйственным агентам следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций.

Создание СЭЗ не зависит от уровня развитая экономики. Развитие СЭЗ имеет  международное значение и идет от форм низкого уровня к формам высокого уровня: торговая форма, промышленно-торговая, комбинированная и научно-техническая. Каждая зона проходит четыре этапа развития (зарождение, становление, расцвет, спад).

Актуальность данной работы видится  в том, что одной из важных звеньев  в реализации принципов развития экономики является создание свободных экономических зон. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика свободных экономических зон имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.

Важной причиной образования свободных  экономических зон является то, что  часто страна не желает полностью  открывать свою экономику для  притока иностранного капитала и  поэтому использует частичную, локальную открытость в виде спецзонах.

Цель курсовой работы – рассмотреть  функционирование различных типов  СЭЗ.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть сущность и причины создания свободных экономических зон;

- описать территориальное размещение свободных экономических зон;

- выделить особенности деятельности и функциональное назначение различных  типов СЭЗ; 

- раскрыть сущность глобальной сети оффшорных зон на современном этапе.

1 Свободные экономические зоны  - как средство усиления

    открытости экономики

1.1 Сущность и причины создания свободных экономических зон

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. СЭЗ - это в той или иной степени географически обособленная территория, имеющая расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предприятий. Фактически они представляют собой своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов. Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др.[1,c.26].

В своем развитии СЭЗ прошли долгий путь от средневековых торговых городов-портов до инновационных парков и исследовательских  центров. Их роль, место и формы  серьезно изменились, они существуют и действуют во многих странах  мира, превратившись в неотъемлемый институт мировой экономики. Придавая большое значение деятельности СЭЗ, страны размещения таких зон предусматривают внедрение системы экономико-правовых и социальных мер по их поддержке, в которую входят, в частности, поощрительная налоговая и финансовая политика, предоставление различных льгот.

Опыт создания СЭЗ и особых экономических  зон существенно дифференцирован  в зависимости от уровня развития страны. В настоящее время в  промышленно развитых странах СЭЗ  представлены всеми типами зон, однако наибольшее развитие здесь получили зоны свободной торговли и технико-внедренческие зоны, тогда как в развивающихся и странах с переходной экономикой - экспортно-производственные зоны.

Главной движущей силой развития СЭЗ  в промышленно развитых странах являются не иностранные инвестиции, а национальный частный капитал, а также различные государственные дотации и кредиты. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой, наоборот, основным источником выступают иностранные инвестиции и займы международных кредитных организаций.

Цель создания особых экономических  зон - развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции  и развития транспортной инфраструктуры.

В различных странах применяются два альтернативных метода создания свободных зон. В первом случае они создаются в соответствии с государственной программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиций (Китай, частично Южная Корея). Во втором случае (он распространен в мире гораздо чаще) свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.

Особые экономические зоны получили широкое распространение во многих странах к середине XX в. Но в разных государствах создание особых экономических зон происходило по-своему. Изначально особые (свободные) экономические зоны преимущественно создавались в портах и назывались они зонами свободной торговли. В настоящее время особые (свободные, специальные) экономические зоны с тем или иным успехом на отдельных территориях функционируют более чем в 120 государствах. Самое большое количество особых экономических зон работает в Соединенных Штатах Америки, по подсчетам специалистов, в США их более 240. В США функционируют три категории особых экономических зон: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны, технологические парки [2,c.61].

В России особые экономические зоны появились в середине 90-х гг. конца  прошлого тысячелетия. Объективная необходимость создания особых экономических зон заключалась в решении экономических, социальных и даже политических задач в условиях рыночных отношений. В работе «Свободные экономические зоны» Р.И. Зименков, исходя из опыта функционирования ОЭЗ (СЭЗ) в разных группах стран мирового хозяйства, определил цели создания ОЭЗ и классифицировал их на экономические, социальные и научно-технические [3,c.20].

Экономические цели создания ОЭЗ [3,c.21]:

- активизация и расширение внешнеторговой, а также внешнеэкономической  деятельности в целом;

- привлечение в экономику иностранных и национальных инвестиций;

- повышение конкурентоспособности  национального производства и  его экономической эффективности;

- увеличение экспорта и рационализация  импорта;

- рост национальных поступлений  в бюджет страны и регионов.

Социальными целями являются [3, c. 21]:

- создание новых рабочих мест, роль занятости населения;

- обучение и подготовка квалифицированных  рабочих, инженерных, хозяйственных  и управленческих кадров с  учетом использования мирового  опыта;

- насыщение национального  рынка высококачественными товарами и услугами производственного и потребительского назначения;

- рост благосостояния  и уровня жизни населения;

- ускорение развития  остальных регионов за счет  концентрации в пределах зон  ограниченных национальных ресурсов;

Научно-технические цели: [3,c.21]

- активное использование  новейших зарубежных и отечественных  технологий;

- ускоренное  внедрение результатов НИОКР;

- концентрация  научно-технических кадров, в том  числе зарубежных, на приоритетных  направлениях;

- привлечение  опыта и научно-исследовательских достижений научно-технических центров;

- повышение эффективности  используемых производственных  мощностей.

Задачей организации  ОЭЗ является создание благоприятных  условий для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли  экономики. Положительный эффект должен быть достигнут путем предоставления инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории ОЭЗ, различных льгот и преференций.

На первоначальном этапе, в связи с отсутствием  федерального законодательства, как  правило, офшоры создавались решением власти на местах. Чаще всего их освобождали от уплаты региональных налогов и устанавливали фиксированную сумму платежа, которую фирмы должны были регулярно перечислять в местный бюджет. В разных офшорах ее размер отличался незначительно, это происходило из-за высокой инфляции того времени, поэтому работающие в свободных экономических зонах (СЭЗ), они же ОЭЗ, компании должны были платить в бюджет твердой валютой - в долларах США.

Особой популярностью  у бизнесменов пользовались закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), но, как показала история, они повлияли на оживление предпринимательской деятельности, а для страны в целом принесли по части налогов большой урон.

Информация о работе Различные типы свободных экономических зон