Порядок выбора президента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:22, контрольная работа

Описание работы

Выборы Президента Российской Федерации объективно предполагают повышение интереса избирателей РФ, всего народа к роли Президента в системе органов государственной власти, порядку его избрания и к кругу его полномочий, которыми он наделен как глава государства.
Любая избирательная кампания по выборам Президента РФ сама по себе имеет важнейшее политическое и общественное значение, которое не ограничивается актом выбора конкретного лица Президентом РФ.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. К истории становления института президента
в Российской Федерации 5
Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации 9
Глава 3. Вступление в должность Президента Российской Федерации 27
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Порядок выбора президента.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

   В конституциях  зарубежных стран устанавливаются  иные правила опубликования результатов выборов президента и признания их действительными. Конституционно закрепляется, что итоги выборов публикуются канцлером (Австрия), официально объявляются Конституционным Судом (Азербайджан, Молдова). В Польше действительность выборов подтверждается Верховным Судом. В Румынии действительность мандата признается Конституционным Судом. Во Франции об избрании Президента объявляет Правительство.

   Что касается постановления Центральной избирательной комиссии об установлении общих результатов выборов Президента РФ, как и результаты выборов депутатов Государственной Думы, то можно обратить внимание на отсутствие в нем, как правило, указания общего количества всех зарегистрированных избирателей. Обычно указывается число избирателей, принявших участие в выборах, в процентном соотношении к общему числу избирателей. Абсолютная цифра, характеризующая количество последних, не указывается, хотя именно она является основой для определения процента участвовавших в выборах избирателей, и ее публикация представляется обязательной.

Таблица 3. Президентские выборы в России и развитие законодательства

Дата выборов

Этапы

развития

Основная нормативная  база

Победитель

12 июня 1991г

(первые)

1-й этап

  • Конституция РСФСР 1978 г. (в ред. От 24 мая 1991г.);
  • Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. №1096-1 «О выборах Президента РСФСР»;
  • Закон РСФСР «О Президенте РСФСР»;
  • Иные законы и подзаконные акты;

Ельцин Б.Н.

16 июня 1996 г.

(очередные)

2-й этап

  • Конституция РФ 1993 г.;
  • Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. №56-ФЗ «О выборах Президента РФ»;
  • Иные федеральные законы и подзаконные акты;

Ельцин Б.Н.

26 марта 2000 г. (Внеочередные-в связи с отставкой)

3-й этап

  • Конституция РФ 1993 г.;
  • Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в ред. от 30 марта 1999 г.);
  • Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. №228-ФЗ «О выборах Президента РФ»;
  • Иные федеральные законы и подзаконные акты;

Путин В.В.

14 марта 2004 г. (очередные)

4-й этап

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права участия на референдуме граждан РФ» (в ред. от 4 июля 2003 г.);
  • Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента РФ»;
  • Иные федеральные законы и подзаконные акты;

Путин В.В.

2 марта 2008 г. 

(очередные)

5-й этап

  • Конституция РФ 1993 г.;
  • Федеральный закон от 12 июня 2002 г.№67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в ред. от24 июля 2007 г.);
  • Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах президента РФ» (в ред. от 24 июля 2007 г.);
  • Иные федеральные законы и подзаконные акты;

Медведев Д.А.

Март 2012

Вопрос о дальнейших перспективах развития законодательства о выборах Президента РФ пока остается открытым


 

 

 

  

 

 

 

 

Глава 3

Вступление  в должность Президента Российской Федерации

После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность.

Она заключается  в принесении Президентом присяги  в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Ее текст установлен в ст. 82 Конституции. Он сформулирован следующим образом: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Важной характеристикой  присяги является то, что она приносится народу. Присяга Президента, как  и всякая иная юридически закрепленная присяга, определяет те общие требования и ориентиры деятельности, которые неукоснительно должен  соблюдать Президент, в чем он дал клятву.

Конституция не предусматривает принесения присяги  лицам, исполняющими обязанности Президента в  случае прекращения полномочий избранного Президента и временно исполняющими такие полномочия. Не предусмотрено также повторного принесения присяги в случае принятия в течение срока полномочий президента РФ новой Конституции.

Именно с  момента принесения присяги Президент  вступает в должность и одновременно прекращаются полномочия прежнего Президента. Необходимость принесения присяги распространяется и на Президента, избранного на второй срок.

Предусмотренная в ч. 2. Ст. 82 торжественная обстановка принесения присяги призвана показать важность акта вступления в должность нового Президента, сделать этот акт публичным, свидетельствующем о высоком статусе главы государства. Имеется специальный Протокол, регламентирующий порядок вступления в должность Президента. Председатель Центральной избирательной комиссии оглашает постановление об избрании Президента. Присягу Президента принимает Председатель Конституционного Суда РФ. После этого Председатель Совета Федерации возлагает на президента цепь со знаком президента. Этот знак является символом президентской власти и передается каждому очередному вновь избранному президенту. Вступление в должность Президента транслируется по каналам ТВ, радио, проходит в присутствии представителей государственных органов, политических партий, общественных объединений, представителей иностранных государств.

Конституция РФ связывает срок вступления в должность вновь избранного Президента и принесения им присяги со сроком окончания полномочий прежнего Президента.

В Федеральном  законе о выборах Президента РФ конкретизированы эти сроки, а также предусмотрены  сроки вступления в должность Президента в случаях досрочных или повторных выборов. В законе установлено, что вновь избранный Президент вступает в должность по истечению четырех лет со дня вступления  в должность Президента, избранного на предыдущих выборах Президента, а при проведении досрочных выборов, также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность прежнего Президента, на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента РФ.

В конституции  РФ не оговаривается возможность  преодоления срока полномочий президента путем отсрочки новых выборов в случае военных действий и иных чрезвычайных ситуаций. Однако в федеральных конституционных законах «О военном положении» и «О чрезвычайном положении» устанавливается, что выборы  в органы государственной власти и местного самоуправления, а также референдумы, не проводятся, что Совет Федерации и Государственная Дума продолжает свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения. Отсюда следует вывод о том, что и выборы Президента не проводятся в случае истечения срока его полномочий и последний продлевается.

В конституциях отдельных зарубежных стран можно  встретить установления, регулирующие сроки полномочий Президента в подобных ситуациях. Так в Конституции Молдовы определено, что срок полномочий Президента может быть продлен органическим законом в случае войны или катастрофы. Аналогичная норма без указания акта, которым это устанавливается, содержится и в Конституции Румынии. В Греции в случае войны срок полномочий Президента продлевается до ее окончания.

Необходимость принесения присяги Президента предусмотрена  практически в большинстве конституций зарубежных стран и именно с присягой связывается вступление в должность Президента. В Грузии Президент при вступлении в должность произносит грамотную речь. В Ирландии президент подписывает декларацию. В Латвии произносит торжественное обращение. По своему содержанию присяги президентов в различных государствах, естественно, не одинаковы. Есть различия и по признакам, связанным с отражением в них религиозного характера7.

В некоторых  странах допускается дополнение присяги религиозным содержанием. («Да поможет мне бог»). Это имеет место в Польше, Румынии и др. В Греции присяга в целом не носит светского характера, поскольку там имеется господствующая религия. В Грузии прямо в тексте присяги указано, что она приносится «перед Богом и Народом».

Во всех конституциях, в том числе и Конституции  РФ, принесение вновь избранным Президентом присяги является юридическим актом, с которым связывается момент вступления в должность Президента. В принципе отказ от принесения Президентом присяги должен иметь своим последствием невступлением его в должность. Однако прямые указания на такие последствия в конституциях встречаются как исключение.

Конституционно-правовое регулирование должно затрагивать  все ситуации, могущие привести к конституционному, политическому кризису, даже если они в данных конкретных ситуациях маловероятны.

Конституция РФ не предусматривает институт вице-президента. В прошлом такая должность учреждалась во время президентства М.С.Горбачева и первоначально в России до 1993 г. Вице-президенты избирались одновременно с Президентом (отдельно по вице-президентам голосования не было). Однако этот институт в нашей стране себя не оправдал и Конституцией 1993 г. предусмотрен не был.

В большом количестве зарубежных стран отсутствует должность  вице-президента. Она есть, например, в США, Болгарии, на Кипре (в последней  президент и вице-президент избираются отдельно). В недавно принятой Конституции Афганистана предусмотрено наличие даже двух вице-президентов.

Таблица 3. Полномочия Президента

В области исполнительной власти

По отношению  к законодательной власти

В области судебной власти

В области обороны и безопасности

В области внешней  политики

В отношении  граждан

  • Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • Назначает и освобождает остальных членов Правительства;
  • Имеет право председательствовать на заседании Правительства;
  • Принимает решение об отставке Правительства;
  • Вносит Совету Федерации представление о назначении и освобождении генерального прокурора РФ;
  • Предлагает кандидатуру председателя Центрального банка;
  • Формирует Администрацию Президента;
  • Назначает выборы в Государственную Думу и референдум;
  • Распускает Государственную Думу;
  • Вносит законопроекты в Государственную Думу;
  • Подписывает и обнародует федеральные законы, обладая при этом правом отлагательного вето;
  • Обращаться к Федеральному Собранию с ежегодным посланием;
  • Подает запросы в Конституционный Суд о соответствии нормативных актов Конституции РФ, а также ее толковании;
  • Представляет Совету Федерации кандидатуры судей Конституционного, Верховного и высшего Арбитражного Судов РФ;
  • Назначает судей других федеральных судов;
  • Утверждает военную доктрину;
  • Является Верховным Главнокомандующим;
  • Вводит военное или чрезвычайное положение;
  • Назначает высшее военное командование;
  • Формирует и возглавляет Совет Безопасности;
  • Определяет основные направления внешней политики;
  • Осуществляет руководство внешней политикой;
  • Ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей;

Назначает дипломатических представителей;

  • Решает вопросы гражданства;
  • Предоставляет политическое убежище;
  • Осуществляет помилование;
  • Награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Каковы же могут быть выводы из выше сказанного? Необходимо констатировать, что российское законодательство о выборах Президента, равно как и сам институт, еще достаточно «молодо». По аналогии с растущим организмом на первых этапах ему свойственно бурное развитие. Когда же «организм» уже сформировался и черты его становятся четкими и узнаваемыми, он еще какое-то время находится в стадии медленного роста, плавно подходя к периоду зрелости, когда уже ничего не меняется, а лишь шлифуется. Если следовать этому сравнению, то наиболее правильно будет утверждать, что российское законодательство о выборах Президента еще не прошло стадию формирования. Надо признать, что в целом произведенные  изменения и дополнения «укладываются в логику общего движения к созданию системы нормальной политической конкуренции, призванной, в свою очередь, сформировать механизм политической ответственности. Однако этот процесс находится еще далеко от завершения»8. Простор для изменений существует, и они могут носить различный характер: от изменения собственно положений действующей  Конституцией РФ, касающихся выборов и самого статуса российского  Президента РФ, а следовательно, и коренного изменения базовых законов о выборах, до точечных поправок в законодательство, которые в совокупности могут серьезно трансформировать систему выборов. Менять можно еще многое, причем как сторону в ужесточения, так и в сторону демократизации, либо просто рационализации и большой проработанности.

Как отмечает М.В.Баглай: «Легитимность выборов Президента требует, чтобы они опирались на прочную правовую базу. Буквально все эти этапы избирательного процесса, начиная от создания избирательных комиссий и кончая объявлением результатов голосования, таят опасность злоупотреблений, избежать которых можно только через детальное правовое регулирование. Россия не имеет пока ни значительного опыта проведения президентских избирательных кампаний, ни необходимого доверия населения к органам, ответственным за проведение выборов»9. Значит, потребность и дольше развивать законодательство о выборах Президента Российской Федерации существует.

 

  

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

                  

1.Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция РФ 1993 г. Гл. 4.
  2. О Правительстве РФ: ФКЗ от 17.12.98 // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 5712.
  3. О судебной системе РФ: ФКЗ от 31.12.96 // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
  4. О выборах Президента РФ: ФЗ от 10.01.03. // СЗ РФ. 2003. №2; с изм. и  доп.  От 21.07.2005
  5. Об обороне: ФЗ от 31.05.96 // СЗ РФ. 1996. № 23. СТ. 2750.
  6. О чрезвычайном положении: ФКЗ от 30.05.01 // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
  7. О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему испол            нение своих полномочий, и членам его семьи: ФЗ от 12.02.2001 // СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 617.
  8. О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ: Указ Президента РФ от 27.12.2004 № 1603 // СЗ РФ. 2004. № 52.
  9. Положение о порядке предоставления политического убежища в РФ. Утверждено Указом Президента РФ от 26.07.1995 // СЗ РФ. 1995. № 31.
  10. Положение о Совете безопасности РФ: Указ Президента РФ от 07.07.2004 // СЗ РФ. 2004. № 219.
  11. Об утверждении положения об Администрации Президента РФ (положение): Указ Президента РФ от 06.04.2004 // СЗ РФ. 2004. № 15.
  12. Ст. 1395; № 24. Ст. 2392.
  13. Положение о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Феде    рального Собрания РФ в законотворческом процессе. Утв. указом Президента РФ от 13.04.96 // СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1842

Информация о работе Порядок выбора президента