Порядок выбора президента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:22, контрольная работа

Описание работы

Выборы Президента Российской Федерации объективно предполагают повышение интереса избирателей РФ, всего народа к роли Президента в системе органов государственной власти, порядку его избрания и к кругу его полномочий, которыми он наделен как глава государства.
Любая избирательная кампания по выборам Президента РФ сама по себе имеет важнейшее политическое и общественное значение, которое не ограничивается актом выбора конкретного лица Президентом РФ.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. К истории становления института президента
в Российской Федерации 5
Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации 9
Глава 3. Вступление в должность Президента Российской Федерации 27
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Порядок выбора президента.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение            3

Глава 1. К истории  становления института президента

в Российской Федерации         5

Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации   9

Глава 3. Вступление в должность Президента Российской Федерации  27

Заключение           32

Список использованных источников       34

 

Введение

Выборы Президента Российской Федерации объективно предполагают повышение интереса избирателей РФ, всего народа к роли Президента в системе органов государственной власти, порядку его избрания и к кругу его полномочий, которыми он наделен как глава государства.

Любая избирательная  кампания по выборам Президента РФ сама по себе имеет важнейшее политическое и общественное значение, которое  не ограничивается актом выбора конкретного лица Президентом РФ.

В ходе избирательных  кампаний поднимаются и становятся достоянием общественности наиболее значимые проблемы экономической, социальной и  иных сфер жизни общества, определяются стратегические перспективы российской государственности, а также текущие злободневные проблемы.

С учетом альтернативности выборов Президента РФ на суд избирателей, всего народа выносятся различные  позиции, касающиеся определений путей  дальнейшего развития государства, способов решения задач, стоящих  пред страной.

Каждый из баллотирующихся на пост Президента кандидатов – как зарегистрированный в порядке самовыдвижения, так и выдвинутый политической партией и избирательными блоками – проводит агитацию среди избирателей, исходя из содержания своей предвыборной программы (программы партии), предвыборной платформы. Причем важно, что при этом обеспечиваются равные права всех без исключения кандидатов, в частности, на участие в предвыборной агитации.

Это разнообразие взглядов и платформ, озвучиваемое во всех средствах массовой информации, на массовых мероприятиях, побуждает избирателей сознательно оценивать предлагаемые варианты общественного развития, осмысленно определять свой выбор.

Все это содействует  формированию и развитию гражданского общества в нашей стране, способствует повышению политической активности граждан.

Избирательная кампания  по выборам Президента РФ активизирует процесс формирования многопартийной системы. Партии в ходе избирательной кампании проверяют свою стратегию и тактику, определяют уровень своей социальной поддержки в обществе. Участие в выборах Президента показывает, имеют ли те или иные политические партии перспективы своего реального формирования в качестве социально значимого общественного объединения, пользующегося поддержкой сколько-нибудь значительного слоя населения.

Взвешенное, продуманное  решение каждым избирателем (а в  итоге всей их совокупности) вопроса  о том, кому отдать свой голос, имеет  важное значение для судеб всего  народа, всей страны.

Разумеется, в  любом демократическом государстве  нет и не может быть единомыслия. Справедливо изречение: «Там, где все думают одинаково, не думает никто». Главное, чтобы решение избирателя, мотивация его волеизъявления опирались на продуманные, рациональные доводы.

Российская  государственность – незакостеневшая структура. Она, особенно в первые десятилетия своего формирования, строится  на принципиально новых экономических и политических концепциях и принципах, находится в постоянном динамичном развитии.

И роль главы  в определении основных векторов преобразований страны огромна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

К истории  становления  института президента в Российской Федерации

   Наличие института президентской власти является традиционным для большинства государств мира. Так, по данным 1999 года, из 183 стран, входивших в Организацию Объединенных наций, более чем в 130 предусматривалась должность президента.

   В Российской Федерации институт президентства  появился сравнительно недавно. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей ХХ века, такого рода институт был органически чужд. Конституционно провозглашаемое полновластие Советов, соединение в них законодательной и исполнительной власти были несовместимы с принципом разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти президента.

   Еще при всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 года вносилось предложение учредить в СССР должность президента. Сталин в своем докладе о проекте Конституции СССР решительно отверг это предложение, указав, что в СССР есть коллегиальный президент – Президиум Верховного Совета СССР. Последнему были действительно присущи некоторые функции, которые обычно  возлагаются на президента: он назначал послов СССР в иностранных государствах, при нем были аккредитованы послы иностранных государств, вручавшие ему свои верительное и отзывные грамоты; он принимал в гражданство СССР,  решал вопросы о выходе из гражданства СССР и лишения гражданства;  награждал орденами, присваивал почетные звания; при установленных условиях мог распустить Верховный Совет СССР и др. Однако и наличие таких полномочий не позволяло характеризовать Президиум Верховного Совета СССР как  орган, осуществляющий функции президента, хотя бы и коллегиального.

   Президиум включался в систему Советов, избирался Верховным советом, был ему подотчетен.

   Конституция 1977 г. Более развернуто охарактеризовала правовой статус Президиума. Он определялся как «постоянно действующий орган Верховного Совета СССР, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти СССР в период между его сессиями».

   В Советском государстве функции, аналогичные президентским, фактически осуществлял Генеральный секретарь ЦК КПСС. Именно он представлял государство в международных отношениях даже в те периоды. Когда он не занимал никакой государственной должности: либо Председателя Президиума Верховного Совета СССР, либо Председателя Совета Министров СССР.

   В ст.6 Конституции СССР закреплялось, что ядром политической системы СССР является КПСС; именно она определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР.

   Отмена ст.6 Конституции СССР, закрепляющей однопартийную систему. установление принципа многопартийности вызвали необходимость учреждения поста Президента СССР, что и было сделано Законом СССР от 14 марта 1990г. В этом же году Съезд народных депутатов СССР избрал Президентом СССР М.С.Горбачева.

В РСФСР пост президента учреждался более трудно и сложно. Эта идея встретила значительное сопротивление большинства народных депутатов левой ориентации. Съезд даже отказался принять решение о вынесении этого вопроса на референдум. По действовавшей тогда Конституции РСФСР референдум мог быть назначен по требованию одной трети народных депутатов. По инициативе последних и был назначен первый российский референдум, который проводился одновременно с первым союзным референдумом о сохранении Союза ССР  17 марта 1991года.

   На российский референдум был вынесен вопрос: «Считаете ли необходимым введение поста Президента СССР, избираемого всенародным голосованием?».

   Избиратели на референдуме высказались за установление поста президента РСФСР. Исполняя волю народа, выраженную на референдуме, Верховный Совет РСФСР 24 апреля 1991 года принял законы «О президенте РСФСР», «О выборах президента РСФСР». В Конституцию РСФСР была введена глава о президенте РСФСР, включившая положение Закона о Президенте РСФСР, помещена статья о принципе разделения властей.

Первый Президент  Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991г. На этот пост был избран Б.Н.Ельцин. Повторно он был избран в 1996г. В 1999г. Он досрочно ушел в отставку. Выборы, которые были назначены на 16 июня 1996 г. В соответствии с переходными положениями Конституции РФ и в связи с истечением полномочий Президента России Б.Н.Ельцина, избранного в 1991 г., стали единственными на сегодняшний день прошедшими в два тура. «Несмотря на то что эти выборы вошли в историю как самые грязные, они все же состоялись, хотя, по словам ряда свидетелей тех событий, вынашивались планы отмены выборов»1.

26 марта 2000г. на должность Президента РФ был избран Путин В.В. 14 марта на пост  Президента РФ претендовали шесть кандидатов. И.П. Рыбкин снял свою кандидатуру. Ни один из соперников не стал помехой для переизбрания на второй срок действовавшего Президента РФ. «Почти 50 миллионов голосов за Путина – это новый «исторический рекорд» доверия граждан России к политическому лидеру страны»2.

В настоящее  время Президентом РФ является Д.А.Медведев. В 2008 г. Кандидатами на пост Президента были всего четыре человека: трое от политических партией и один в порядке самовыдвижения, так как он не был выдвинут партией, имевшей представительство в Государственной Думе. Еще 14 претендентам было отказано по различным причинам в регистрации в качестве кандидатов либо они сами отказались от участия. Например, в подписных листах кандидата от Народно-демократического союза М.М.Касьянова было найдено много брака, в результате чего количество правильно оформленных подписей стало меньше 2 миллионов. Голоса избирателей на этих выборах распределились следующим образом: Д.А.Медведев – 70,28 % (победитель), Г.А.Зюганов – 17,72%, В.В.Жириновский – 9,35% и А.В.Богданов – 1,30%3.

Конституционно-правовой статус Президента РФ определяется в гл.4 Конституции РФ (cт.80-93) и в ряде федеральных конституционных и федеральных законов. Порядок выборов определяется соответствующим федеральным законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Порядок выборов  Президента Российской Федерации

   В соответствии со ст. 81 Конституции РФ Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Такой порядок выборов главы государства используется во многих странах, хотя имеют место и иные способы избрания президента. Так в США президент избирается путем косвенных выборов – выборщиками. В ряде стран президент избирается парламентом (ФРГ, Италия, Венгрия, Турция, Албания, Латвия, Чехия, Эстония и др.).

   Порядок выборов Президента РФ устанавливается Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003г.

   На конституционном  уровне определяются те требования, которым, должно отвечать лицо, могущее быть избранным Президентом  РФ.

   Прежде  всего, он должен быть гражданином Российской Федерации. Устанавливая это правило, ч.2 ст. 80 Конституции придерживается принципа равного гражданства, не связывает его с основанием приобретения гражданства (по рождению или путем натурализации) и со сроком такого приобретения. Возрастной нижний предел для Президента – 35 лет обусловлен необходимостью обладания определенным жизненным опытом. Однако в отличие от прежней Конституции устранена норма о верхнем возрастном цензе, который определялся в 65 лет. Вместе с тем введена новая форма о необходимости постоянного проживания в РФ не менее 10 лет, что обусловлено требованием хорошего знания положения в стране, проблем и перспектив ее развития.

   Подобного  рода требования к кандидатам  в президенты устанавливаются  и в конституциях большинства зарубежных государств, правда, в различных вариантах.

   В некоторых  государствах кандидат в президенты  должен быть гражданином государства по рождению (Албания, Болгария, Грузия, Казахстан, Финляндия и др.). В Греции требуется, чтобы отец кандидата был греческим гражданином. Имеются и различные подходы к возрасту кандидата. Как правило, кандидат должен иметь возраст старше 35 лет. Однако в Болгарии, Греции, Словакии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии и др. возраст устанавливается в 40 лет, а в Италии – в 50 лет4.

   Требование  постоянного проживания в стране  также закрепляется в конституциях отдельных государств. Этот срок составляет 15 лет (Казахстан), 10 лет (Молдова), з последних года (Литва). Однако в конституциях зарубежных государств есть и такие требования, которые в Конституции РФ отсутствуют. Например, некоторые конституции закрепляют для кандидатов необходимость знания государственного языка или свободное владение им (Казахстан, Молдова, Украина), наличие высшего образования (Турция), встречаются требования о том, чтобы кандидат не был связан с бесчестными, аморальными поступками, не страдал от душевного заболевания.

   В соответствии  с действующим законодательством  срок полномочий Президента РФ  составляет шесть лет.

   Обычно  в зарубежных государствах срок полномочий президента составляет 4 года или 5 лет. Превышение этого срока встречается редко (В Румынии и Австрии – шесть лет, в Ирландии, Италии – 7 лет).

   В п. 3 ст. 81 Конституции Российской Федерации  предусмотрена норма о невозможности занимать должность Президента более двух сроков подряд. Она имеет целью воспрепятствовать формированию несменяемого слоя управляющих, появлению и сохранению стойких корпоративных групп, открыть приток в эшелоны власти свежих сил, политических лидеров нового поколения. Вместе с тем, Конституция не исключает возможности выдвинуть кандидатуру бывшего Президента на должность Президента на другой срок, кроме очередного.

   Такое  установление является традиционным  для конституций зарубежных государств.

   В некоторых из них конкретизируются могущие возникать по этому поводу проблемы. Так, в Австрии предусмотрено, что отклонение на референдуме по требованию парламента отрешения президента от должности считается его новым избранием, но и в этом случае срок его полномочий не может быть превышен двукратного срока, установленного Конституцией.

Информация о работе Порядок выбора президента