Политический менеджмент и политические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

Политические технологии – это совокупности наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Определение политические технологии
1.1 Политические технологии, виды, задачи и цели использования…………6
1.2 Использование политических технологий в избирательной кампании….9
Глава 2. Партийное строительство в современной России
2.1 Партийное строительство и выборы………………………………………..12
2.2 Основные направления деятельности партийных организаций…………14
Глава 3. Политический менеджмент
3.1.Понятие и виды политического менеджмента…………………………….16
3.2. Роль политического менеджмента в современных условиях…………...19
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………..25

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.90 Кб (Скачать файл)

Способность быть избирательной машиной является родовым признаком политических партий, отличающим их от всех остальных структур гражданского общества. Все другие свои задачи партии могут решать лишь постольку, поскольку они могут приводить к власти своих представителей. Естественно, деятельность политических партий не сводится только к выборам . Однако, если говорить о создании политических партий и об организации их повседневной работы, то именно способность партии быть эффективной избирательной машиной выходит на первый план . Ведь если партия теряет эту способность (или не имеет ее изначально), она не имеет возможности решать и остальные свои задачи. Она утрачивает свою «Экологическую нишу» в гражданском обществе, становится бессильной

и никому не нужной. Итак, говоря далее о создании политической партии, мы будем понимать эту задачу как создание организации, способной бороться

за власть, проводя своих кандидатов в органы законодательной и исполнительной власти через конкурентные выборы. С нашей точки зрения, наиболее правильным и перспективным подходом к партстроительству является создание партии как эффективной избирательной машины. Все действия по созданию, укреплению и развитию партийных организаций и партийной структуры осмысленны лишь тогда, когда они изначально нацелены на выборы. Любой другой подход обречен на неудачу. Как же, в свете сформулированного выше понимания роли политических партий в публичной политике , обстоят дела с партийным строительством в современной России? Когда появились первые независимые политические партии и движения , их создатели хорошо понимали , что строить надо именно избирательные машины. Во всяком случае, такая цель открыто и

широко декларировалась  и не вызывала никаких возражений.

  2.2. Основные направления деятельности партийных организаций

Созданную партийную  структуру необходимо постоянно  поддерживать в рабочем состоянии , наращивать и укреплять, иначе она  начнет терять активистов и станет со временем недееспособной. Довольно типичной является картин а, когда в перерывах между избирательными кампаниями местная партийная организация превращается в дискуссионный клуб, обсуждающий исключительно мировые или общероссийские проблемы. Деятельным активистам становится скучно, и они постепенно покидают организацию . Остаются одни болтуны. И это еще не самый худший случай - иногда партийная организация , не занятая конкретным делом, полностью сосредотачивается на внутренних конфликтах и разборках. Такая организация только отталкивает потенциальных активистов от партии. Для партийной структуры главной формой существования является не прекращающаяся ни на один день работа по реализации политических (предвыборных) проектов . Политическим проектам, ввиду их важности, в рамках нашей книги посвящается отдельная глава. В данном разделе мы обсудим текущую работу региональной партийной организации (отделения), не привязанную к конкретным. политическим проектам. С функциональной точки зрения в текущей деятельности региональной организации целесообразно выделить те же направления ,  что и в избирательной кампании (хотя , конечно, задачи, решаемые в рамках каждого из направлений, будут иметь специфику, отличную от проведения выборов) . Такой подход позволяет в период выборов преобразовать аппарат организации в штаб избирательной кампании при минимуме организационных и кадровых изменений . Исходя из сказанного, текущую деятельность региональной партийной организации следует структурировать по следующим направлениям :

- оргмассовое  направление;

- агитационно-рекламное  направление;

- информационно-аналитическое  направление;

- связь с  внешними структурами;

- финансовое  обеспечение;

- юридическое  обеспечение;

- техническое  обеспечение управление партийной структурой и планирование ее работы. Иногда в качестве самостоятельного направления деятельности партии выделяют контрпропаганду. На наш взгляд, это не точно: разбиение деятельности партии на направления целесообразно проводить по функциональному (организационному) принципу, а не с точки

зрения содержательной стороны партийных мероприятий  и политических проектов. С точки же зрения организации акции контрпропаганды ничем не отличаются от любых других мероприятий, и при их реализации задействуются те же самые направления .      Глава 3.  Политический менеджмент

      3.1.Понятие и виды  политического менеджмента        Политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.  Политический менеджмент позволяет решать различные задачи. Первоначально решением всех этих многообразных задач занимались одни и те же люди. Однако возрастание значения политического менеджмента в современном политическом процессе привело к дифференциации и профессионализации деятельности в этой области. Появились люди, специализирующихся в решении различных задач политико-технологического управления.

В настоящее  время можно говорить о следующих  основных видах политического менеджмента:

1. Имиджмейкинг  или создание образа, имиджа государственного, политического деятеля, привлекательного  для широких масс;

2. Корпоративный  политический имиджмейкинг или  формирование в массовом сознании  узнаваемого положительного образа  государственного учреждения, политической  организации, партии;

3. Электоральные  технологии как системная организация  предвыборной кампании;

4. Политический  брендинг (бренд – торговая марка)  или внесение в массовое сознание  узнаваемых символов, значений, образов,  способных в соответствии с  целями субъекта политико-технологического  управления сплачивать, объединять  людей или, напротив, разъединять  их на соперничающие группы. Политический  бренд – это своеобразный маркер, который позволяет при помощи  одного слова, словосочетания  или заменяющих их символов  указывать на принадлежность  людей к той или иной политической  группе и на то место, которое  они занимают в политическом  пространстве. Например, такие слова-маркеры,  как «коммунисты», «демократы» позволяли  россиянам в конце ХХ в. разделять  общество на тех, кто выступает  за обновление страны, и кто  противится этому обновлению. Политические  бренды, при умелой их раскрутке  превращаются в символы, объединяющие  людей, поэтому можно сказать,  что главный смысл политического  брендинга как вида политико-технологического  управления – формирование политической, социальной идентичности в интересах  субъекта управления;

5. Технологии  политических союзов как деятельность, ориентированная на вовлечение  в решение поставленных задач  своих политических союзников  и оппонентов;

6. Технологии  регулирования и разрешения политических  конфликтов, предполагающие поиск  путей и средств снижения политического  противостояния и политической  напряженности в обществе;

7. Технологии  лоббизма, представляющие собой  деятельность, направленную на оказание  воздействия на государственных  должностных лиц, принимающих  управленческие решения.

Перечисленные виды политического менеджмента  различаются по целям, которые может  ставить перед собой субъект  политического управления. Достижение каждой такой цели потребует от субъекта разработки различных стратегий. Так, при формировании имиджа политический менеджер направляет усилия на формирование образа конкретного политика, создавая благожелательное отношение к нему широких слоев населения; при регулировании конфликтов – на поиск точек соприкосновения во взглядах противоборствующих сторон и т.д.

Вместе  с тем, разделение политико-технологического управления на различные виды является достаточно условным. На практике приходится нередко одному и тому же субъекту управления решать различные задачи, например, создавать узнаваемый, понятный населению образ политической организации  и одновременно формировать имидж  сильного, компетентного, заботящегося о нуждах простого человека, лидера этой организации. Технологии лоббизма включают, как правило, не только поиск  возможностей воздействия на лиц  принимающих государственные решения, но и формирование в глазах общественности образа группы интересов как силы, борющейся за процветание страны.

Переплетение  видов политико-технологического управления, их взаимодополняемость становятся возможными благодаря тому, что в  их основе лежат общие принципы организации  управленческого взаимодействия, общие  технологические приемы достижения поставленных целей. Решение задач в рамках каждого вида политико-технологического управления требует усилий специалистов в различных областях. Например, в формировании имиджа политика участвуют ученые-аналитики, психологи, визажисты, спичрайтеры, специалисты PR, организаторы публичных акций, рекламисты.

Выделение особых видов профессий дало основание  для классификации политико-технологического управления по профессиональному признаку. В соответствии с этим критерием  принято выделять следующие виды политического менеджмента:

  • Аналитическое обеспечение политических кампаний.
  • Политическая реклама.
  • Политический PR как информационное обеспечение политических кампаний.
  • Имиджмейкинг в узком смысле слова, включающий работу консультантов с политиком с целью коррекции его поведения.
  • Спичрайтинг или написание текстов выступлений для политика.
  • Организация и проведение массовых политических акций.

Приведенный перечень видов политических технологий не является исчерпывающим. Рождаются  новые профессии – ньюсмейкер (создатель событий, новостей или  информационных поводов), спин-доктор (организатор пропагандистской кампании, направленной на снижение роли негативной для политического деятеля информации). Таким образом, политико-технологическое  управление не только дифференцируется по видам решаемых задач, но и усложняется  по профессиональному признаку.

    3.2. Роль политического менеджмента в современных условиях

    Политический менеджмент существуют уже давно. Даже в ранних обществах правители вынуждены были решать задачи повышения своего авторитета, расширения своего влияния на широкие слои населения, а конкурирующие группы и кланы всегда искали пути эффективного влияния на своих вождей, королей и императоров. Однако только в современном обществе политический менеджмент обретает масштабный характер. Это связано с пятью важными процессами, получившими бурное развитие в XIX-ХХ вв.

Первый  из них – изменение роли масс в политической жизни общества. На смену обществам, где все решалось аристократическим меньшинством, где  управляемость социумом обеспечивалась, прежде всего, за счет инертности широких  масс, их невмешательства в вопросы  политической власти, пришли общества, где массы перестали быть послушными этим самым меньшинствам: они не повинуются им, не следуют за ними, не уважают их, а, наоборот, отстраняют и вытесняют их. Для сдерживания  разрушительных охлократических тенденций необходимо было переходить от прямого давления на массы к более скрытым способам воздействия.

Второй  процесс – утверждение в сознании многих людей ценностей либерализма: свободы личности, идеологического  и политического плюрализма, толерантности, равенства всех перед законом, недопустимости вмешательства со стороны государства  в частную жизнь и т.д. В этих условиях для достижения своих целей  политической элите все чаще и  чаще приходится прибегать к косвенному воздействию на людей, предпринимать  попытки такого влияния на их мотивационную  структуру, которое не противоречило  бы их ценностным ориентациям и поддерживало бы у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых  ими действий.

Третий  процесс – демократизация обществ. Утверждение в политической практике многих современных государств принципов  правового государства вело к  резкому сужению институциональных  возможностей для произвола и  применения нелегитимных форм насилия  со стороны властей. Будучи ограниченными  законом в своих действиях, государственные  должностные лица и другие политические деятели не могли не обратиться к  теории и практике политического  менеджмента для укрепления своего авторитета и влияния, для проведения в жизнь своих замыслов и решений.

Четвертый процесс – введение всеобщего  избирательного права. Как это ни кощунственно звучит, но массой, способной  повлиять на выбор того или иного  кандидата, нужно было управлять  так, чтобы она не замечала направляющего  воздействия, чтобы у каждого  человека, пришедшего на избирательный  участок, всегда сохранялось ощущение, что он действует самостоятельно, что его выбор является свободным.

Пятый процесс  – превращение политических партий и общественных организаций, групп  интересов в самостоятельных  субъектов, стремящихся играть активную роль на политической арене. Партии, общественные организации, группы интересов в отличие от государства лишены права на создание общеобязательных норм и на применение легитимного насилия, поэтому политический менеджмент становится для них единственно возможной формой управленческого воздействия на массы.

Итак, возрастание  интереса к политическому менеджменту  в ХХ в. было во многом обусловлено  сужением рамок силового решения  проблем в сфере политических властеотношений, утверждением ценностей  и принципов правового государства, идеологического и политического  плюрализма, уважения прав меньшинства, свободы оппозиции, толерантности. Ограничение действий высших государственных  должностных лиц законом, провозглашение незыблемости прав и свобод личности, выход на политическую арену партий и иных организаций, не обладающих статусными ресурсами власти, требовали пересмотра способов достижения политических целей. Широко распространенные ранее методы государственного принуждения, откровенного насилия уже не соответствовали  новым реалиям. Эффективность политического, в том числе и государственного управления должна была достигаться  на основе иных средств, обеспечивающих исполнение принимаемых решений  без репрессивного механизма  санкций.

   Политический менеджмент позволяет решать следующие задачи:

  1. укрепление авторитета государственного или политического деятеля.
  2. создание привлекательного образа государственного учреждения политических партий, общественных организаций или группы давления.
  3. расширение числа сторонников той или иной политической программы.
  4. формирование электоральных предпочтений населения.
  5. организация политических союзов и блоков.
  6. влияние на политических оппонентов и противников в политических конфликтах.
  7. оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения.
  8. мобилизация масс для политической поддержки.

Информация о работе Политический менеджмент и политические технологии