Политический менеджмент и политические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

Политические технологии – это совокупности наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Определение политические технологии
1.1 Политические технологии, виды, задачи и цели использования…………6
1.2 Использование политических технологий в избирательной кампании….9
Глава 2. Партийное строительство в современной России
2.1 Партийное строительство и выборы………………………………………..12
2.2 Основные направления деятельности партийных организаций…………14
Глава 3. Политический менеджмент
3.1.Понятие и виды политического менеджмента…………………………….16
3.2. Роль политического менеджмента в современных условиях…………...19
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………..25

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.90 Кб (Скачать файл)


Московский  государственный технический университет  им Н.Э.Баумана

Калужский филиал

 

 

 

Кафедра СЭ3-КФ « Философия и политология»

 

 

 

 

Реферат  на тему

  «Политический менеджмент и политические  технологии»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент Решетникова Ю.В.

Группа  МВТ-51

Проверил  Максимов М.А.

 

 

 

 

г.Калуга

2012 г.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1. Определение политические технологии

1.1 Политические  технологии, виды, задачи и цели  использования…………6

1.2 Использование  политических технологий в избирательной  кампании….9

Глава 2. Партийное  строительство в современной России

2.1 Партийное строительство  и выборы………………………………………..12

2.2 Основные направления деятельности  партийных организаций…………14

Глава 3.  Политический менеджмент

3.1.Понятие и виды политического менеджмента…………………………….16

3.2. Роль политического менеджмента  в современных условиях…………...19

Заключение………………………………………………………………………23

Список  использованной литературы…………………………………………..25

 

 

 

Введение

 

Термин “политические  технологии” весьма широко используется в современной философской и  политологической литературе, в публицистике. Политические технологии - это технологии реализации власти. Борьба за власть, ее удержание и использование порождает  множественность политических технологий, направленных на завоевание и удержание  политической, духовной власти, власти над умами и сердцами людей, над  общественным мнением.1

История российского государства  свидетельствует о том, что в  ряду универсальных средств завоевания и удержания власти насильственные политические технологии (страх, насилие) преобладали. В споре политических технологий эволюции и политических технологий кризиса часто побеждали радикальные технологии. Не случайно в российской литературе гораздо полнее изучены механизмы революций, заговоров, террора, различных форм политического экстремизма, нежели политические технологии эволюции, скажем, технологии парламентаризма, технологии переговорного процесса, достижения консенсуса и т.п.2 В современных российских условиях мы являемся свидетелями преобразования политических технологий. Избавляясь от тоталитаризма и авторитарности, постепенно осваивая демократические нормы политической жизни, мы выходим к пониманию тех способов политической деятельности, которые сопровождают подлинно демократическое преобразование общества. Мы можем констатировать, что политическая власть и политическая система в целом реализует свои сущностные свойства выражения интересов, властвования, организации, подчинения и т.п. как через соответствующие функции, так и технологии. Они развиваются, трансформируются с учетом конкретно-исторической обстановки, отмирают одни, появляются новые и видоизменяются ранее существовавшие. Актуальность темы. Функции, технологии политической системы находятся в динамике, обновлении. Политические технологии переводят в плоскость практической политической деятельности теоретическое политологическое знание, позволяя тем самым использовать все многообразие политических закономерностей, принципов, норм, факторов и т.п. при определении целей, средств и методов осуществления политики, в этом, собственно, и состоит сущность процесса технологизации политической среды. Построение политических технологий осуществляется при помощи аналитического целеполагания и последующего разделения деятельности на отдельные этапы, стадии, операции, отбора адекватных эффективных методов, средств и логики их применения в зависимости от реализуемых целей.3 Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: Политические технологии (политический менеджмент) играют исключительно важную роль в избирательной компании. Цель данной работы: определение политических технологий и политического менеджмента и их использование.

 

 

 

Глава 1. Определение  политические технологии

 

1.1 Политические технологии, виды, задачи и цели использования

 

Понятие политических технологий трактуется неоднозначно. Это связано с неоднозначностью понимания обоих его слагаемых.

Политические технологии – это совокупности наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического  процесса и достижение желаемых результатов  в сфере политики.4

Политические технологии включают в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение  глубинного, глобального, длительного  эффекта (стратегия).5 Использование тех или иных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов, устойчивость политической системы и всего политического пространства. Политические технологии определяются типом общественного развития (доминированием в нем эволюционных или революционных процессов), характером режима (демократический, авторитарный, тоталитарный и др.). Среди получающих все большее развитие технологий политической деятельности назовем технологии: социального партнерства; лоббистской деятельности; принятия и реализации политических решений; разрешения политических конфликтов; “паблик рилейшнз”; избирательные; политического управления; манипулирования; формирования имиджа; оптимизации политического риска и др. Слово «технология» в буквальном смысле (от греч. téchnē искусство, мастерство, умение и logos - слово, учение) это наука об искусстве, о приемах и способах получения запланированного результата.6 Используется же оно чаще в другом смысле, как сами эти приемы и способы. Но и в этом случае речь идет не произвольном наборе приемов, а о целенаправленно образованной и, как правило, апробированной, неоднократно применяемой совокупности. В нашем случае будем придерживаться второго подхода, понимая под технологией именно такую совокупность приёмов и способов достижения результата в той или иной сфере деятельности человека.

Определим политические технологии как целенаправленно сконструированную совокупность приёмов и способов достижения результата, использование которых затрагивает государство и несовпадающие интересы значимых социальных групп7. В конечном счете, политические технологии всегда представляют собой технологии борьбы за политическую власть и ее удержание, технологии распределения и применения политической власти. Политические технологии разнообразны. Их выбор и применение определяется характером целей и спецификой условий их достижения, а также ресурсами заинтересованной стороны. Но всю совокупность политических технологий можно сгруппировать в определенные типы по разным основаниям классификации. Прежде всего, технологии различают по характеру решаемых с их применением задач технологии политологического исследования, переговоров, принятия решений, избирательной кампании, политической рекламы и т.п Принципиально отличаются политические технологии по степени их открытости: от публичных, ориентированных на широкую общественность до латентных, скрытых от посторонних глаз механизмов «кабинетной» технологии.8 Применение латентных технологий делает политику менее предсказуемой, а ее результат хуже прогнозируемым для конкурентов и общественности. С другой стороны, публичность, обращение за поддержкой к населению является важным ресурсом политического влияния. В реальной политике, как правило, используются оба эти вида технологий. Отличаются технологии и в зависимость от масштаба решаемых задач.9 При решении глобальных политических задач, связанных с международным сотрудничеством или противостоянием, используются технологии, существенно отличающиеся от технологий решения задач национально-государственного, регионального или местного масштаба, даже если это однотипные задачи. По степени воспроизводимости технологии можно разделить на стандартные и уникальные. Политические технологии создаются и применяются, как правило, при реализации повторяющихся политических целей в сходных с известными случаями условиях, при решении повторяющихся задач,- для которых в арсенале политолога имеются апробированные наборы приемов и способов решения. Во многих случаях, однако, применительно к новым условиям и для решения нестандартных задач в дополнение к апробированным разрабатываются и новые, уникальные технологии или новые элементы апробированных технологий. Именно в таких случаях от политтехнолога требуется широкий теоретический кругозор, понимание общих закономерностей политики в сочетании с творческими, креативными способностями. Нередко уникальные технологии со временем переходят в разряд стандартных. По степени применения силы, принуждения отличают жесткие и мягкие технологии. В международной политике это противопоставление закреплено в терминах «hard power» и «soft power» как подчинение, основанное на жесткой власти, с одной стороны, и на всеобщем признании правомерными ценностей сильного, с другой. В политике внутригосударственного масштаба также применяются как технологии с использование административного нажима, так и различные способы легитимации на ценностной основе. К «мягким» технологиям, в противоположность административным, относят также приемы и способы достижения целей посредством переговоров, согласований и других процедур, позволяющих осуществлять политику с учетом интересов всех взаимодействующих сторон.

Грамотное применение политических технологий повышает эффективность  политической деятельности и позволяет  достигать поставленной цели оптимальным  образом. В условиях конкурентной борьбы, когда каждая из сторон использует политические технологии, результат зависит от многих обстоятельств, среди которых решающее значение имеют ресурсы соперников, не только материальные, но и организационные, интеллектуальные, личностные (если речь идет о конкуренции персоналий) и другие.

           1.2 Использование политических технологий в избирательной кампании

             Одна из наиболее значимых и насыщенных технологиями политических кампаний избирательная кампания, в ходе которой разворачивается борьба претендующих на места во властных структурах партий и лидеров. В законодательстве Российской Федерации избирательная кампания определяется как заключительный этап избирательного процесса по выборам в конкретный орган государственной власти- деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения об их назначении до дня представления избирательной комиссией отчета о расходовании средств. Известно, однако, что на деле предвыборная борьба начинается задолго до официального старта. Определим ее как совокупность мероприятий, имеющих целью достижение конкретным политиком или общественно-политической организацией определенных результатов по итогам выборов, а избирательную технологию как способ ведения избирательной кампании.

Основные субъекты избирательной кампании кандидаты и партии, борющиеся за соответствующие мандаты либо решающие другие задачи (повысить степень политического влияния накануне следующих выборов, обменять электоральный ресурс на доступ к ресурсам иного рода и т.п.). Важнейшая роль избирательных комиссий состоит в формировании правового пространства избирательной кампании и контроле за соблюдением правовых норм сторонами предвыборной борьбы. Избирательная кампания может быть представлена как целенаправленное взаимодействие кандидата или партии, претендующих на мандат избирателей, с элементами общественной среды, оказывающими решающее воздействие на исход голосования. Совокупность реализуемых при этом связей образует поле избирательной стратегии . Прежде всего, как политик, кандидат, вступающий в предвыборную борьбу, должен позиционировать себя среди политической элиты определить свое место в сложившемся пересечении политических интересов и образов. Во-первых, поддержка крупных политических фигур необходима ему, с одной стороны, как средство привлечения дополнительного финансового, организационного, административного ресурса. Во-вторых, кандидат должен иметь политический имидж, позволяющий ему занять выигрышную нишу в конфигурации претендентов на оспариваемый им мандат. В-третьих, демонстрация поддержки политических «тяжеловесов» помогает кандидату убедить избирателей в своей способности выполнить предвыборные обещания.10 В-четвертых, необходимо учесть степень популярности этих «тяжеловесов» среди населения и, прежде всего, тех слоев, на поддержку которых рассчитывает кандидат. Наконец, в-пятых, способы решения этих проблем не должны противоречить друг другу.

        Существуют определенные требования и к позиционированию в совокупности претендентов на искомый мандат. Чтобы иметь шанс быть избранным, необходимо, чтобы тебя узнавали, отличали от других кандидатов и чтобы черты предложенного избирателям имиджа импонировали значительной их части. И главное, в конечном счете, правильное позиционирование в структуре электората, для чего осуществляется его сегментирование, т.е. разбиение на социальные группы по демографическому, профессиональному, территориальному признакам, уровню доходов, политическим предпочтениям и определение тех групп, опора на которые обеспечит победу. Формирование имиджа должно отвечать их ожиданиям. Способы позиционирования в остальных сферах не должны, как минимум, противоречить электоральным задачам. Наконец, выстраивание отношений со всеми элементами среды невозможно без установления эффективных связей с ними. Совокупность этих связей составляет информационное пространство, формирование которого является одной из основных задач, решаемых в ходе предвыборной кампании. Оно образуется из средств массовой информации, агитационных материалов, слухов, служебной, доверительной информации и др. Выбор и характер использования конкретных средств коммуникации зависит от объекта информационного воздействия и конкретной политической ситуации.

Способы позиционирования, конфигурация и использование информационного  пространства закладываются в содержание стратегии избирательной кампании совокупности ключевых идей, основной и вспомогательных тем кампании, реализация которой призвана обеспечить достижение цели. В соответствии со стратегией выстраивается тактика избирательной кампании основные направления и этапы, мероприятия, структура, план-график, структура управления, а также более частные планы- календарный план работы штаба, планы загрузки СМИ, мониторинга общественных настроений, массовых мероприятий, встреч с избирателями и т.д.

Глава 2. Партийное строительство  в современной  России

2.1. Партийное строительство в современной России.

    Политические партии являются исторически сложившимся институтом гражданского общества, который играет роль связующего звена между обществом и властью. Партии вырабатывают и аккумулируют политическую волю граждан и преобразуют ее в решения и действия государственных органов. Развитая многопартийная система - необходимое условие политического плюрализма и реальной демократии .Как институт гражданского общества, политические партии решают весьма широкий круг задач, среди которых в первую очередь можно выделить следующие.

l . Идеологические, научные и просветительские, путем  разработки и внедрения в массовое сознание партийной идеологии и партийных программ, выражающих определенную систему ценностей и интересы определенных социальных групп общества

2. Политические, посредством выработки партийных  позиций , заявлений, обращений к гражданам и предложений по всем значимым для общества вопросам, а также через участие в проведении этих предложений в жизнь.

3 . Управленческие, через участие своих представителей и партийных

фракций в  деятельности выборных органах государственной власти и местного самоуправления.

4. Кадровые, путем отбора и подготовки кадров для работы в выборных органах власти .

5 . Электоральные,  путем участия в формировании  выборных органах

власти через  выдвижение и проведения в них своих кандидатов. Далеко не все перечисленные задачи относятся к области публичной политики . Соответственно, довольно важная и обдирная область деятельности политических партий лежит за пределами области применения политтехнологи. Этот момент необходимо постоянно иметь в виду, поскольку последующий анализ деятельности партий и партийного строительства в проекции публичной политики

является  заведомо неполным . Авторы в этом случae и не претендуют на полноту: проекция никогда не дает полномасштабного описания «объемного» объекта. Зато она иногда позволяет ярко высветить такие вопросы и проблемы , которые не всегда видны при более общих подходах.

Что же представляет из себя политическая партия в плане  публичной политики? Здесь необходимо выделить два момента.

1 . В гражданском  обществе политические партии  являются основными субъектами  публичной политики. Они выдвигают  конкурирующие между собой программы  и позиции и обеспечивают им  поддержку граждан. Они выдвигают  на выборах своих представителей  и обеспечивают им голоса избирателей  . В этом плане каждая полноценная  партия обязательно должна обладать  положительным образом, соответствующим  хотя бы одному из распространенных доминирующих стереотипов избирателей . На выборах положительный образ партии работает как непосредственно (при голосовании за партийный список), так и через отождествление партийных кандидатов с партией . Не имеющая (утратившая) положительный образ партия не способна аккумулировать поддержку граждан и, следовательно, не является политической партией в смысле приведенного в начале данного параграфа определения.

2 . В гражданском  обществе политическая партия выступает не только как носитель некоего положительного образа, но и как организатор продвижения этого образа (т. е. партийных списков и кандидатов), прежде всего - на конкурентных выборах. Другими словами, с точки зрения публичной политики, политическая партия - это не только носитель некоего положительного образа, это носитель образа избирательная машина. Причем вторая функция здесь не менее важна, чем первая . Во всяком случае, именно способность западных партий быть эффективными избирательными машинами делает их абсолютным ресурсом на выборах; ресурсом , без опоры на который ни один кандидат, каким бы мощным личным положительным образом он ни обладал, не имеет практических шансов на победу.

Информация о работе Политический менеджмент и политические технологии