Основные течения в современной политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 03:18, контрольная работа

Описание работы

Одно из характерных явлений XX века – резкое возрастание роли политики, ее влияния на экономику, идеологию, культуру. Объективно это вызывается усложнением общественных структур, их интернационализацией, усилением социальной и политической активности народных масс и др.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...2
Глава 1. Политология как наука о политике…………………..4
Глава 2. Основные течения в современной политологии
2.1. Политические идеи М. Вебера………………………………….7
2.2. Либерализм и неолиберализм …………………………………9
2.3. Консерватизм и неоконсерватизм …………………………….13
2.4. Коммунистическая и социалистическая идеология ………17
2.5. Социал-демократия……………………………………………...22
2.5. Бихевиоризм………………………………………………………24

Заключение…………………………………………………………..28

Список литературы………………………………………………....29

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 55.91 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………...2

Глава 1. Политология  как наука о политике…………………..4

Глава 2. Основные течения в современной политологии

2.1. Политические идеи М. Вебера………………………………….7

2.2. Либерализм и неолиберализм  …………………………………9

2.3. Консерватизм и неоконсерватизм  …………………………….13

2.4. Коммунистическая и  социалистическая идеология ………17

2.5. Социал-демократия……………………………………………...22

2.5. Бихевиоризм………………………………………………………24

 

 Заключение…………………………………………………………..28

 

Список литературы………………………………………………....29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одно из характерных явлений XX века – резкое возрастание роли политики, ее влияния на экономику, идеологию, культуру. Объективно это вызывается усложнением общественных структур, их интернационализацией, усилением социальной и политической активности народных масс и др.

Современное состояние политологии характеризуется огромным разбросом мнений и воззрений. Человеческий мир формируется и структурируется в соответствии не только с разделением людей по труду, по принадлежности к той или иной культуре, но и по идейной принадлежности.  
Глубокие перемены в современном мире не могли произойти без серьезных изменений в политической идеологии. С возникновением новых политических интересов и порожденных их коллизиями проблем обнаружилась недостаточность ранее сложившихся взглядов. Поиски решения новых проблем потребовали корректировки и развития прежних политических идей и концепций, а также выдвижения новых. Этот факт и определил выбор данной темы.

Актуальность  темы данной работы не вызывает сомнений, поскольку в современной политике не разобраться, если не приобрести достаточного представления о политической идеологии. Составляющие ее разнообразные политические идеи и концепции в последнее десятилетие благодаря развитию коммуникаций легче и шире, чем прежде, распространяются, овладевают массами и становятся политической силой, определяя ориентиры и способы действия власти.

Объект исследования – основные политико-идеологические доктрины и течения современного мира.

Предмет исследования – основные направления развития политологии в ХХ веке либеразизм, консервативизм, коммунизм, социал-демократия, анархизм, бихевиоризм как основные доктрины и течения в политологической мысли.

Цель моей работы – проанализировать основные течения в современной политологии.

В XX веке классические доктрины XVIII-XIX веков пережили кризис, трансформировались и предстают как неоидеологии.

В современном мире классические идеи консерватизма, либерализма, анархизма, реформизма, социализма, коммунизма, фашизма  претерпевают трансформацию, приспосабливаясь к реалиям постиндустриальной эпохи  и переходных процессов, доминирующих в сегодняшнем мире. Основу каждого  политического течения составляет идеологическая доктрина – набор взаимосвязанных представлений об идеале общества – его экономической и политической системе и массовые политические организации, созданные сторонниками этих доктрин. Со временем каждая доктрина порождала свои многочисленные разновидности.

Задачи, решаемые в ходе работы:

  • раскрыть термин «политология» как наука о политике;
  • дать общий обзор развития политологии на современном этапе (ХХ век);
  • рассмотреть основные течения и новые тенденции в современной политологии;
  • проанализировать характер изменений политической мысли.

В написании данной работы использованы труды К.С. Гаджиева, А.И. Соловьева, А.В. Макеева и других авторов.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ  КАК НАУКА О ПОЛИТИКЕ.

 

Термин политология образуется из двух греческих слов – «polity» (политический порядок, право гражданства) и «logos» (знание). Политологию чаще всего определяют как науку о политике или как систему знаний о политике, политической системе, политической власти, политических отношениях, политическом сознании, политической культуре и политических процессах, об организации политической жизни общества, где:

Политика – это многообразный мир отношений, деятельности, поведения, общественных ориентаций, взглядов и коммуникационных связей по поводу реализации групповых интересов, власти и управления обществом.

Политология – наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений. В этом случае политология – дисциплина, однопорядковая с политической социологией, политической философией, политической психологией и т.п., т.е. одна из наук о политике.

Главным аргументом в пользу такой позиции является ссылка на естественно сложившуюся  в ходе истории дифференциацию наук. Действительно, в силу различных  причин традиционно главным объектом изучения политической науки были государство, его устройство и деятельность, а  также другие политические организации.

 Политология – точная наука. Политология – единая наука о политике. Однако она включает не все знания об этой сфере общественной жизни, а лишь те, которые опираются на строго научные методы.

В содержание политической науки не входят такие общетеоретические  дисциплины, как политическая философия, политическая этика, история политических идей и др.

Эта точка зрения представлена сторонниками бихевиоризма. Бихевиористы отрицают подлинную научность  предшествующих политических теорий и уподобляют политологию естественным наукам, основанным на точных эмпирических, математических, кибернетических и тому подобных методах.

Логическим следствием бихевиористской позиции является разделение политических знаний на две  части:

  • на нормативные знания, связанные с ценностями и оценками, требованиями и пожеланиями;
  • на строго научные знания, основанные на фактах.

Такой подход подвергается критике за противопоставление двух этих видов знаний и за отлучение  нормативных теорий от науки. Как  показывает история, хотя нормативные  и эмпирические знания имеют большую  специфику, их полный разрыв губителен  для общественной науки, поскольку  обрекает ее на дегуманизацию, отход  от жгучих проблем человечества и вырождение в малозначимые абстракции.

Политология – общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и права и т.д.

Достоинством широкой  трактовки политической науки является не только простота понимания, прямое соответствие категории «политология»  значению этого термина – общая  наука о политике, но, прежде всего  ориентация на интеграцию самых различных  политических знаний и тем самым  на получение целостной картины  исследуемых объектов.

Объектом политологии, т. е. тем, на что направлено познание, исследование в этой науке, является политика, политическое. В связи  со сложной ее структурой это могут  быть: а) политические взгляды, идеи, концепции, теории, политическое сознание; б) политические интересы, связи, действия, взаимодействия, отношения и др.; в) политические ценности, нормы, политическая культура; г) политические группы, объединения  и т. д.; д) политические институты, организации; е) политические процессы и др. Все это составляет основное содержание политической сферы, области общественной жизни, ее политического мира и пространства, изучаемых политологией. Главным объектом изучения в политологии были и остаются политическая система общества и ее основное звено – государство.

Политология как специфическая  наука отличается не только своим  предметом, но и методом. Если определение  объекта и предмета этой науки  позволяет понять, что изучает  политология, то характеристика ее метода дает ответ на вопрос о том, как, каким  образом исследует она политическую действительность. Политология, как и другие науки, использует и общенаучные методы, а также специальные методы других наук. Особенно большое и важное методологическое значение для нее имеет знание и использование категорий и законов таких более общих наук, как философия и социология, непосредственно их разделов – политической философии и политической социологии.

Политику, политическое по-своему исследуют не только политология, но и другие науки; в то же время политика, политическое проявляется не только в собственно политической, но и  в социальной, экономической и  духовной сферах общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

 

2.1. Политические идеи М. Вебера

Макс Вебер (1864–1920) крупный немецкий политический мыслитель и социолог. Если К. Маркса считают идеологом рабочего класса периода индустриализма, то Макса Вебера теоретиком буржуазного общества. Основные труды: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Политика как звание и профессия» (1918), «Хозяйственная этика мировых религий», «Хозяйство и общество» (1921) и др.

Основной вклад М. Вебера в политическую науку состоит  в разработке проблем современного ему капитализма как воплощения принципа рациональности, принципов  легитимности политической власти, концепции  рациональной бюрократии, теории «плебисцитарной» демократии, влияния религиозной  на социальное развитие и др.

В основе учения М. Вебера проблема рациональности в истории человечества. Он полагал, что прогресс человечества это рационализация способа ведения хозяйства, управления, социальной политики, культуры и т.д. По Веберу рационализация судьба западной цивилизации: в ее основе лежат достижения античных точных наук, римского права, рациональный способ ведения хозяйства (капиталистический), протестантская этика труда и другие факторы, позволившие преодолеть традиционализм, достичь индустриальной и постиндустриальной стадий развития общества. В этой связи он рассматривает дихотомию – «традиционное современное общество».

Как политолог М. Вебер  выделял следующие типы господства в обществе: легальное (законная, конституционная  власть), традиционное (наследственная власть или в силу обычая) и харизматическое (власть пророков, мулл и т.п.). Особое внимание уделял анализу бюрократии, полагая, что в принципе она необходима, а избежать ею крайностей можно посредством  демократизации управления и общества целом. М. Вебер полагал, что «государственный социализм» будет представлять собой доведенную до предела бюрократизацию общества, и в силу скептически относился к «социалистическому эксперименту» в России.

М. Вебер отмечал две  разновидности капитализма: один в  лице спекулянтов и предпринимателей, стремящихся к быстрому обогащению любой ценой, другой в виде «трудоголиков» людей, для которых главное сам  труд и возможность саморазвития в этом процессе, а также благотворительная  помощь обществу. Он писал, что капитализм Нового времени связан не с притоком новых денег, а нового духа. Вебер  классифицировал граждан по характеру  их участия в политической деятельности. Так, он выделял политиков «по  случаю» (эпизодическое участие  в голосовании и т.п.), политиков  «по совместительству» (доверенных лиц, руководства неполитических организаций), «профессиональных политиков» (живущих  либо «для» политики, либо «за счет»  политики).

В трудах Вебера также прослежена связь мировых религий с экономикой и политикой, разработаны принципы объективистского подхода к анализу  политических сов. Он широко использовал  понятие «идеального типа» (бюрократии, капитализма и др.), чтобы проникнуть в сущность сложнейших социальных явлений.

Вебер основатель понимающей социологии, науки, «которая хочет понять социальное действие и благодаря  этому прчинно объяснить его  в протекании) последствиях». Он выделяет следующие типы социального (и политического  действия: 1) целенаправленно-рациональное (критерий экономический или иной успех любой ценой); 2) целостно-рациональное (достижение морально-этических, религиозных, моральных политических целей); 3) аффективное (эмоциональное); 4) традиционное, обычное, повседневное действие, через привычку, сегодня ряд исследователей вновь  обращается к трудам этого ученого, что эти ответы на вопросы о  том, как в современном обществе сформировать существующую ему трудовую этику и использовать ее в качестве ускорителя общественного прогресса.

2.2. Либерализм и неолиберализм

Унаследовав ряд идей древнегреческих  мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей  Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Милля, А. Смита  в конце XVII–XVIII в. Связав свободу  личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм заложил  в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Основополагающим критерием оценки развития общества стала свобода  личности. В соответствии с этими  приоритетами ведущими политическими  идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также  в более позднее время сформировавшееся убеждение о равноправии соперничающих  в политике «профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых» не может иметь  «морального превосходства и  практического преобладания над  другими». Причем, как подчеркивает И. Валлерстайн, если для социалистов  главным в идеологических проектах была цель, а для консерваторов  – торможение преобразований в соответствии с идеалами прошлого, то для либерализма, негативно относящегося к понятию  «прогресс», наличию «общесоциальных» тенденций и «законов истории», важнейшим  ориентиром было понимание ценности самого процесса жизни, убежденность в  необходимости постепенности и рациональности изменений.

Информация о работе Основные течения в современной политологии