Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 03:18, контрольная работа
Одно из характерных явлений XX века – резкое возрастание роли политики, ее влияния на экономику, идеологию, культуру. Объективно это вызывается усложнением общественных структур, их интернационализацией, усилением социальной и политической активности народных масс и др.
Введение………………………………………………………………...2
Глава 1. Политология как наука о политике…………………..4
Глава 2. Основные течения в современной политологии
2.1. Политические идеи М. Вебера………………………………….7
2.2. Либерализм и неолиберализм …………………………………9
2.3. Консерватизм и неоконсерватизм …………………………….13
2.4. Коммунистическая и социалистическая идеология ………17
2.5. Социал-демократия……………………………………………...22
2.5. Бихевиоризм………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………....29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Политология как наука о политике…………………..4
Глава 2. Основные
течения в современной
2.1. Политические идеи М. Вебера………………………………….7
2.2. Либерализм и неолиберализм …………………………………9
2.3. Консерватизм и
2.4. Коммунистическая и
социалистическая идеология ………
2.5. Социал-демократия…………………………………
2.5. Бихевиоризм…………………………………………………
Заключение…………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Одно из характерных явлений XX века – резкое возрастание роли политики, ее влияния на экономику, идеологию, культуру. Объективно это вызывается усложнением общественных структур, их интернационализацией, усилением социальной и политической активности народных масс и др.
Современное состояние политологии
характеризуется огромным разбросом мнений
и воззрений. Человеческий мир формируется
и структурируется в соответствии не только
с разделением людей по труду, по принадлежности
к той или иной культуре, но и по идейной
принадлежности.
Глубокие перемены в современном мире
не могли произойти без серьезных изменений
в политической идеологии. С возникновением
новых политических интересов и порожденных
их коллизиями проблем обнаружилась недостаточность
ранее сложившихся взглядов. Поиски решения
новых проблем потребовали корректировки
и развития прежних политических идей
и концепций, а также выдвижения новых.
Этот факт и определил выбор данной темы.
Актуальность темы данной работы не вызывает сомнений, поскольку в современной политике не разобраться, если не приобрести достаточного представления о политической идеологии. Составляющие ее разнообразные политические идеи и концепции в последнее десятилетие благодаря развитию коммуникаций легче и шире, чем прежде, распространяются, овладевают массами и становятся политической силой, определяя ориентиры и способы действия власти.
Объект исследования – основные политико-идеологические доктрины и течения современного мира.
Предмет исследования – основные направления развития политологии в ХХ веке либеразизм, консервативизм, коммунизм, социал-демократия, анархизм, бихевиоризм как основные доктрины и течения в политологической мысли.
Цель моей работы – проанализировать основные течения в современной политологии.
В XX веке классические доктрины XVIII-XIX веков пережили кризис, трансформировались и предстают как неоидеологии.
В современном мире классические
идеи консерватизма, либерализма, анархизма,
реформизма, социализма, коммунизма, фашизма
претерпевают трансформацию, приспосабливаясь
к реалиям постиндустриальной эпохи
и переходных процессов, доминирующих
в сегодняшнем мире. Основу каждого
политического течения
Задачи, решаемые в ходе работы:
В написании данной работы использованы труды К.С. Гаджиева, А.И. Соловьева, А.В. Макеева и других авторов.
ГЛАВА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПОЛИТИКЕ.
Термин политология образуется из двух греческих слов – «polity» (политический порядок, право гражданства) и «logos» (знание). Политологию чаще всего определяют как науку о политике или как систему знаний о политике, политической системе, политической власти, политических отношениях, политическом сознании, политической культуре и политических процессах, об организации политической жизни общества, где:
Политика – это многообразный мир отношений, деятельности, поведения, общественных ориентаций, взглядов и коммуникационных связей по поводу реализации групповых интересов, власти и управления обществом.
Политология – наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений. В этом случае политология – дисциплина, однопорядковая с политической социологией, политической философией, политической психологией и т.п., т.е. одна из наук о политике.
Главным аргументом в пользу такой позиции является ссылка на естественно сложившуюся в ходе истории дифференциацию наук. Действительно, в силу различных причин традиционно главным объектом изучения политической науки были государство, его устройство и деятельность, а также другие политические организации.
Политология – точная наука. Политология – единая наука о политике. Однако она включает не все знания об этой сфере общественной жизни, а лишь те, которые опираются на строго научные методы.
В содержание политической науки не входят такие общетеоретические дисциплины, как политическая философия, политическая этика, история политических идей и др.
Эта точка зрения представлена сторонниками бихевиоризма. Бихевиористы отрицают подлинную научность предшествующих политических теорий и уподобляют политологию естественным наукам, основанным на точных эмпирических, математических, кибернетических и тому подобных методах.
Логическим следствием
бихевиористской позиции
Такой подход подвергается критике за противопоставление двух этих видов знаний и за отлучение нормативных теорий от науки. Как показывает история, хотя нормативные и эмпирические знания имеют большую специфику, их полный разрыв губителен для общественной науки, поскольку обрекает ее на дегуманизацию, отход от жгучих проблем человечества и вырождение в малозначимые абстракции.
Политология – общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и права и т.д.
Достоинством широкой трактовки политической науки является не только простота понимания, прямое соответствие категории «политология» значению этого термина – общая наука о политике, но, прежде всего ориентация на интеграцию самых различных политических знаний и тем самым на получение целостной картины исследуемых объектов.
Объектом политологии, т. е. тем, на что направлено познание, исследование в этой науке, является политика, политическое. В связи со сложной ее структурой это могут быть: а) политические взгляды, идеи, концепции, теории, политическое сознание; б) политические интересы, связи, действия, взаимодействия, отношения и др.; в) политические ценности, нормы, политическая культура; г) политические группы, объединения и т. д.; д) политические институты, организации; е) политические процессы и др. Все это составляет основное содержание политической сферы, области общественной жизни, ее политического мира и пространства, изучаемых политологией. Главным объектом изучения в политологии были и остаются политическая система общества и ее основное звено – государство.
Политология как специфическая
наука отличается не только своим
предметом, но и методом. Если определение
объекта и предмета этой науки
позволяет понять, что изучает
политология, то характеристика ее метода
дает ответ на вопрос о том, как, каким
образом исследует она
Политику, политическое по-своему исследуют не только политология, но и другие науки; в то же время политика, политическое проявляется не только в собственно политической, но и в социальной, экономической и духовной сферах общественной жизни.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ
ТЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
2.1. Политические идеи М. Вебера
Макс Вебер (1864–1920) крупный немецкий политический мыслитель и социолог. Если К. Маркса считают идеологом рабочего класса периода индустриализма, то Макса Вебера теоретиком буржуазного общества. Основные труды: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Политика как звание и профессия» (1918), «Хозяйственная этика мировых религий», «Хозяйство и общество» (1921) и др.
Основной вклад М. Вебера в политическую науку состоит в разработке проблем современного ему капитализма как воплощения принципа рациональности, принципов легитимности политической власти, концепции рациональной бюрократии, теории «плебисцитарной» демократии, влияния религиозной на социальное развитие и др.
В основе учения М. Вебера проблема рациональности в истории человечества. Он полагал, что прогресс человечества это рационализация способа ведения хозяйства, управления, социальной политики, культуры и т.д. По Веберу рационализация судьба западной цивилизации: в ее основе лежат достижения античных точных наук, римского права, рациональный способ ведения хозяйства (капиталистический), протестантская этика труда и другие факторы, позволившие преодолеть традиционализм, достичь индустриальной и постиндустриальной стадий развития общества. В этой связи он рассматривает дихотомию – «традиционное современное общество».
Как политолог М. Вебер выделял следующие типы господства в обществе: легальное (законная, конституционная власть), традиционное (наследственная власть или в силу обычая) и харизматическое (власть пророков, мулл и т.п.). Особое внимание уделял анализу бюрократии, полагая, что в принципе она необходима, а избежать ею крайностей можно посредством демократизации управления и общества целом. М. Вебер полагал, что «государственный социализм» будет представлять собой доведенную до предела бюрократизацию общества, и в силу скептически относился к «социалистическому эксперименту» в России.
М. Вебер отмечал две
разновидности капитализма: один в
лице спекулянтов и
В трудах Вебера также прослежена
связь мировых религий с
Вебер основатель понимающей социологии, науки, «которая хочет понять социальное действие и благодаря этому прчинно объяснить его в протекании) последствиях». Он выделяет следующие типы социального (и политического действия: 1) целенаправленно-рациональное (критерий экономический или иной успех любой ценой); 2) целостно-рациональное (достижение морально-этических, религиозных, моральных политических целей); 3) аффективное (эмоциональное); 4) традиционное, обычное, повседневное действие, через привычку, сегодня ряд исследователей вновь обращается к трудам этого ученого, что эти ответы на вопросы о том, как в современном обществе сформировать существующую ему трудовую этику и использовать ее в качестве ускорителя общественного прогресса.
2.2. Либерализм и неолиберализм
Унаследовав ряд идей древнегреческих
мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм
как самостоятельное
Информация о работе Основные течения в современной политологии