Конкуренция и ее значение для развития рыночных отношений в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:43, реферат

Описание работы

ХХI век в экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную изначимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов «Экономикс» К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю: «Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме»

Содержание работы

Введение
Глава 1. Конкуренция как экономическое явление
1.1 Сущность конкуренции и основные функции
1.2 Виды конкуренции
Глава 2. Роль и место конкуренции в рыночной экономике
2.1 Особенности конкуренции в современной рыночной экономике (несовершенная конкуренция)
2.2 Особенности конкуренции в России
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

реферат 08,10 право.doc

— 712.50 Кб (Скачать файл)

Существует так называемая концепция «прорыва». «Эффект прорыва» состоит в предугадывании будущих тенденций и в сознательном заблаговременном приспособлении к ним за счет концентрации большей части имеющихся ресурсов на данных (наиболее эффективных) прорывных направлениях.

Основные инструменты – соединяющие государственную стратегию и реальную экономику – это инвестиционная и фискальная политики.

Государство уже в полной мере реализует фискальную функцию, ежегодно изымая около 14 % производимого продукта в виде налогов. Причем, главной составляющей налоговых доходов является фонд оплаты труда – с ним прямо или опосредовано связаны около 70 % всех налоговых доходов. Так строится российская система бухгалтерского учета и калькулирования, исчисления налогооблагаемой базы. Можно сделать вывод, что фискальный инструмент у нас задействован максимально и может быть только ограничен в сторону ослабления. Соответственно, оставшимся действенным методом реализации государственной экономической стратегии представляются инвестиции.

Россия в ее современных границах, занимают самую холодную и неуютную часть нашей планеты. Более жесткие климатические и природные условия требуют относительно больших расходов на достижение эквивалентного уровня жизни, производства и предоставления услуг по сравнению с другими государствами, и тем самым делаю любую экономическую деятельность более затратной, чем в более выгодных географических условиях.

В большей степени такие затраты «на улучшение природных условий» содержатся в низко технологичных товарах, имеющих низкую добавленную стоимость, и меньше всего в структуре услуг и высокотехнологичных и инновационных товарах с высокой долей добавленной стоимости, которая размывает эти «постоянные издержки создания благоприятных условий».

 

 

Таблица 2. Сравнительный анализ климатических условий и экономики России, Канады и Финляндии

 

Страны

Средневзвешенная температура по стране с учетом плотности населения, 0С

Температура в столице, 0С

ВВП с учётом ППС на душу населения, тыс. долл. в год

Январь

Июль

Средне-годовая

Январь

Июль

Средне-годовая

Оценка МВФ

Оценка ВБ

Оценка ЦРУ

Россия

-12,5

19,5

2,8

-9,3

18,2

4,9

13,3

11,9

12,2

В том числе европейская часть России без Крайнего Севера

-8,5

21,0

4,3

Канада

-7,0

19,5

7,0

-10,5

21,0

9,5

37,0

34,6

35,9

Финляндия

-7,0

16,5

4,7

-6,4

18,8

6,2

37,3

34,6

32,7


 

Строительство, транспорт, освещение, энергетика, коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, здравоохранение и другие зависимые от климатического фактора сферы, которые составляют более 25 % в структуре ВВП, вносят дополнительный, больший вклад в структуру себестоимости производимых товаров и услуг. Этот факт влияет на уровень конкурентоспособности нашей экономики в мировой системе и охватывает, в той или иной степени, все экономические сферы страны.

Экспортно-импортные отношения можно рассматривать как индикатор государственной конкурентоспособности. В процессе международного разделения производства конкурентоспособность производимых продуктов и ресурсов в определенной стране непосредственно влияет на эффективность обмена экспортируемых ресурсов, товаров и услуг на импортируемые. Чем более конкурентоспособны экспортируемые продукты и ресурсы, тем выгоднее для государства международный обмен.

Рассматривая текущую структуру конкурентного взаимодействия России с экономическим сообществом (табл.3), видно что на данный момент мы пытаемся конкурировать в тех областях и сегментах, где мы наименее конкурентоспособны – т. е. в низкотехнологичных сырьевых отраслях, сильно зависимых от климатического фактора. Этот факт еще раз говорит о том, что практика внедрения в российскую экономику новых технологий, даже в условиях индустриальной экономики, способствует повышению конкурентоспособности результатов экономической деятельности страны, а соответственно и конкурентоспособности экономики страны в условиях глобальной экономики.

 

Таблица 3. Структура экспорта товаров в РФ

 

Январь – август 2007г.

Млн долл.

Доля в экспорте (в %)

Нефть сырья

73 904*

34,2

Топливно-энергетические товары

Кроме нефти сырой и газа

36

211*

16,8

Газ природный

26 868*

12,4

Черные металлы и изделия из них

16 320*

7,6

Цветные металлы и изделия из них

15 883*

7,4

Продукция химической промышленности, каучук

12 985*

6,0

Машины, оборудование и транспортные средства

11 232

5,2

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

8 199

3,8

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме злаков)

2 933

1,4

Злаки

1 485

0,7

Прочие редкие металлы и изделия из них

978

0,5

Всего экспорт

215 919

100,0


 

На текущий момент экспорт в России превышает в денежном выражении импорт почти в два раза на протяжении нескольких лет, при этом выручка от экспорта уходит не на импортные поставки необходимых продуктов и оборудования, а инвестируется за рубеж.

Без учета, привлеченных рядом финансовых организаций крупных кредитов структура инвестиционного портфеля на данный момент такова, что из страны за рубеж вывозится капиталов и инвестиций больше, чем привлекается. Если рассмотреть структуру инвестиционных потоков, то деньги по-прежнему «уходят» за рубеж в виде банковских вкладов и торговых кредитов, а “приходят” в виде долгих денег и вложений в акции российских предприятий.

 

Диаграмма 1. Инвестиционный баланс России по направлениям инвестиций (положительные – инвестиции за рубеж, отрицательные – из-за рубежа)

 

На данный момент дефицит инвестиционных ресурсов превышает 1,5% от ВВП.

Сейчас из 50 современных передовых технологий Россия обладает 17-ю и, следовательно, могла бы претендовать на 10-15 % мирового рынка наукоемких высоко информационных технологий. При этом потенциале наша страна находится на одной из нижних позиций по реализации наукоемкой продукции инновационной экономики на базе новых технологий существенно повысит конкурентные преимущества государства.

 

Диаграмма 2. «Вклад» России на мировом рынке наукоемкой продукции

 

 

Россия имеет огромное количество природных и биологических ресурсов. Она занимает первое место в мире по запасам угля, железной руды; третье – по запасам пресной воды. Некоторые месторождения, например Рений, добываются только в нашей стране. Итого, природная составляющая национального богатства России в расчете на душу населения в сопоставимых оценках в 5 раз превышает аналогичный показатель для Норвегии и Канады, в 6 раз – для США, в 20 раз – для таких европейских стран, как Германия, Великобритания и Франция, в 38 раз – для Японии и в 80 раз – для Китая. Природная экосистема России может выдерживать нагрузки в 2,2 раза большие, чем природные экосистемы таких стран, как США, Канада, Австралия, Бразилия.

По сути, мы являемся монополистами по ресурсам – это уникальное и неоспоримое конкурентное преимущество.

Кроме того, в качестве основных национальных конкурентных преимуществ, а соответственно ресурсов для реализации «эффекта прорыва» можно так же выделить:

  • высокий уровень образования населения (по доле лиц с высшим образованием Россия занимает одно из первых мест в мире) и духовные традиции, ориентирующие людей на созидательный творческий труд, социальную справедливость и партнерство, самореализацию личности в интересах общества;
  • развитый научно-производственный потенциал, наличие зрелых производственно-технологических структур по ряду направлений современного и новейшего технологических укладов;
  • наличие собственных научных школ и уникальных передовых технологий, связанных с перспективными направлениями развития современного технологического уклада;
  • значительные масштабы свободных производственных мощностей в наукоемкой промышленности в качестве одной из предпосылок, позволяющих «оседлать» новую «длинную волну» экономического развития;
  • богатые природные ресурсы, обеспечивающие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях, а также устойчивый приток валютных поступлений;
  • значительные валютные резервы, позволяющие последовательно наращивать денежное предложение, ремонетизируя российскую экономику;
  • огромная территория и потенциально емкий внутренний рынок, которые связаны с широким многообразием форм жизнедеятельности и потребностей населения;
  • исторические традиции великой державы и заслуженный мировой авторитет, заставляющий мировое сообщество считаться с российскими национальными интересами;
  • большой объем несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно резко повысить инвестиционную активность.

Стратегия повышения международной конкурентоспособности промышленной продукции России должна опираться на исторический опыт стран с развитой рыночной экономикой и одновременно учитывать современные особенности экономического, социального и политического состояния страны.

Сейчас перевод начавшегося оживления экономики в режим ее устойчивого роста и направление инерционного потребительского оживления в виде инвестиций на стратегические цели предполагает формирование комплекса макроэкономических условий, регулирующих существующую промышленную политику и обеспечивающих выгодность расширения производственной деятельности и соответствующих инвестиций в современных инновационных секторах экономики. Перспективы конкурентного развития российской экономики в условиях глобализации несомненно есть, - вопрос в эффективном и разумном использовании имеющихся колоссальных ресурсов и преимуществ нашего государства усиления конкурентных преимуществ нашей экономической системы и прикрытия экономически незащищенных мест.

При текущей форме и структуре взаимодействия государства и экономики, наиболее эффективным инструментом управления представляются инвестиции. Среди мер способствующих позитивным перспективам конкурентного развития экономики можно отметить следующие:

Создание условий, повышающих эффективность производства и улучшение климата для развития конкурентного бизнеса. Такие условия должны обеспечить повышение эффективности деятельности правительства, совершенствование делового законодательства и фискальной политики, улучшение институциональной структуры, социальной инфраструктуры, защиты прав собственности, снижения уровня коррумпированности и бюрократии, неоправданного контроля со стороны правительства, разработку корпоративной этики, контроль отчетности корпорации перед обществом.

Закрепление внутри страны и использование имеющихся инвестиций, а так же открытие новых внутренних инвестиционных источников в роли крупного российского бизнеса.

Проведение разумной, взвешенной и сдержанной политики кооперации с мировым экономическим сообществом с целью максимально эффективного привлечения международных ресурсов и технологий.

Увеличение государственных целевых инвестиций в развитие наукоемких производств нового технологического уклада.

Создание инновационной инфраструктуры, включающей образование и подготовку кадров, государственные гарантии, создание свободных экономических зон.

Поощрение и воздействие на существующий бизнес, стимулирование практики применения высоких технологий и увеличения ответственности за использование старых технологий через экологические нормы, нормы эффективности, отраслевые стандарты и другие рычаги.

Создания инвестиционных структур развития из собственных бюджетных средств и средств золотовалютных резервов РФ.

Создания инвестиционных структур развития за счет заемных средств, источниками которых могут служить: накопленные пенсии ПФР – 20 млрд. долл. (из них НПФ около 1 млрд. долл.); средства страховых компаний – 30 млрд. долл.; паевые деньги и средства управляющих компаний – 20 млрд. долл.; банковский капитал 50 млрд. долл.; привлеченные средства предприятий и частных лиц.

Под воздействием новой международной институциональной системы возрастает взаимосвязь стран всего мира через увеличивающийся объем и разнообразие трансграничных трансакций в отношении товаров, услуг и международных финансовых потоков, а также через более быструю и широкую диффузию технологий. В условиях глобализации экономическая власть все больше сосредоточивается у «глобальных игроков», в которых превращаются транснациональные структуры – крупнейшие ТНК, ТНБ, а также международные финансовые центры. Экономический и политический климат формируют международные экономические организации (ВТО, МБРР, МВФ), которые превратились в институт многосторонних межгосударственных отношений.

Экономическая зависимость в современном мире является асимметричной, что усугубляет и обостряет антагонизм между развитыми странами и остальным миром, делит мир на глобализующий и глобализуемый. Чтобы не оказаться во втором разряде и не стать жертвой более развитых стран, необходимо использовать максимально все имеющиеся возможности для конкурентного развития экономики России.

 

 

Заключение

 

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция - это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.

Проблема конкуренции изучается многими экономистами как за рубежом, так и в нашей стране. Но лишь изучить это явление недостаточно. Важно еще и правильно применить полученные знания на практике. Проблема многих государств - выбрать наиболее приемлемую форму конкуренции для своего государства. Регулировать экономику или нет, какую форму конкуренции поощрять и т.д. Россия никак не может выйти из переходного периода, когда конкуренции фактически не существовало (хотя она все-таки нашла свое отражение в «соцсоревнованиях») и прийти к рыночной. На мой взгляд, в России сейчас воцарился хаос. Наш переход от плановой экономики к рыночной осуществляется очень непоследовательно, скачками, и в таких условиях не может образоваться нормальная конкурентная среда. Государство передало часть своих монополий в частные руки, и получилось ещё хуже, чем было. Монополисты стали независимыми диктаторами на рынке. Государство пытается мешать монополизации рынков, но очень редко это оказывается действенно. Напротив, государство защищает свои товары, в том числе производимые и монополиями или олигополиями. Например, повышение пошлин на подержанные автомобили ограждает отечественных производителей авто от необходимости конкурировать. С одной стороны, государство заботится о своем производителе, но оно совершенно не подумало о последствиях такой бездумной протекционистской политики. Наши автомобили будут пользоваться большим спросом, но степень удовлетворенности понизится. Совершенно очевидно, что наши машины худшего качества по сравнению с импортными. И у производителей не будет особенного стимула повышать качество, так как продукция и так пользуется спросом.

Информация о работе Конкуренция и ее значение для развития рыночных отношений в России