Конкуренция и ее значение для развития рыночных отношений в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:43, реферат

Описание работы

ХХI век в экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную изначимость. Получили апробацию и доказали свою значимость слова авторов «Экономикс» К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю: «Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме»

Содержание работы

Введение
Глава 1. Конкуренция как экономическое явление
1.1 Сущность конкуренции и основные функции
1.2 Виды конкуренции
Глава 2. Роль и место конкуренции в рыночной экономике
2.1 Особенности конкуренции в современной рыночной экономике (несовершенная конкуренция)
2.2 Особенности конкуренции в России
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

реферат 08,10 право.doc

— 712.50 Кб (Скачать файл)

Естественная монополия - ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).

Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.)

Естественные монополии охватывают редкие товары, отрасли и виды производства. Эти объединения образуются по поводу тех объектов, относительно которых недопустимо развивать конкуренцию. Обычно сюда относят железные дороги, оборонный комплекс страны, некоторые виды транспорта и энергии. Как отмечал Стэнлейк, «конкуренция между предприятиями данных отраслей приведёт лишь к дублированию затрат на дорогостоящее основное оборудование». Поэтому в этих отраслях необходимо создавать естественные монополии. Ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.).

Для естественной монополии характерны:

  • положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами;
  • наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли;
  • возможно существование и других фирм, которые, однако, будут убыточными в долгосрочном периоде;
  • нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек;
  • убыточное предельное ценообразование.

Легальные монополии регулируются законодательством и защищены от конкуренции. Участники этих монополий могут иметь патентные или авторские права и товарные знаки. Эти «атрибуты» монополий позволяют защитить создателя и производителя какого-либо товара от недобросовестных лиц, которые пытаются нажить себе состояние, используя чужие изобретения. Нарушение другими лицами этих прав карается законом.

Если главной целью легальных монополий является защита своих прав, то искусственные монополии создаются только ради получения денежной выгоды. Производитель создаёт монополии, скупая и объединяя под своей властью другие объединения, с целью утверждения своего господства на рынке ради получения монополистических выгод.

Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

  • Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;
  • Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
  • Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;
  • Применяют более крупный капитал;
  • «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн, т.д.

Однако первой из их организационных форм были пулы, т.е. временные соглашения между двумя и более фирмами о дележе рынка и установлении цен. Наибольшее распространение они получили в 70-80-х гг. ХIX века, прежде всего среди железнодорожных компаний. Пулы распадались как только один из участников нарушал негласно установленные правила, снижая цены или претендуя на долю рынка другого участника.

Консорциум основан на временных соглашениях между промышленными компаниями с целью разработки и реализации совместных крупных проектов. Участники консорциума практически полностью самостоятельны, кроме принятых в соглашении обязательств.

Картель - объединение производителей одной отрасли, которые имеют производственную и сбытовую самостоятельность. Картельные соглашения включают в себя единые, монопольно высокие цены, предусматривают разделение рынков сбыта. Иногда участники картеля имеют ограничения в размере производства товаров (квоты), чтобы иметь возможность удерживать высокие цены.

Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли с ликвидацией их торговой самостоятельности с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест представляет собой объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их самостоятельности. Трест не только реализует продукцию, но и полностью распоряжается предприятиями, вошедшими в его состав. Первым трестом считается созданная в 1882 году Джоном Д. Рокфеллером «Стандарт ойл компании»13. Название трест произошло от английского слова trust- доверять. Тресты первоначально возникали в одной отрасли, но постепенно стали выходить за её рамки ( комбинированный трест). Это происходило либо путём горизонтального комбинирования, т.е. путём использования побочных продуктов основного производства для выпуска иных товаров, относящихся к другой отрасли; либо с помощью вертикального комбинирования- объединения предприятий, осуществляющих последовательные стадии обработки продукта, в том числе и входящих в различные отрасли.

Концерн - это объединение ряда предприятий различных отраслей путем установления над ними единого контроля. Предприятия, входящие в концерн, нередко располагаются в разных странах. Концерном особого рода является конгломерат, объединяющий различные, не связанные друг с другом предприятия различных отраслей народного хозяйства. Это предприятия, сохраняющие свою самостоятельность в вопросах производства, сбыта и снабжения, которые контролируются только по ряду важнейших финансовых показателей.

По характеру ценовой политики можно выделить простую и дискриминационную монополию.

Иногда, в целях получения дополнительного дохода, монополия, используя своё рыночное положение, продаёт один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также с различиями в издержках. В зависимости от количества цен, назначаемых монополистом за предлагаемые товары, Р. Барр выделяет простую и дискриминационную монополии. В условиях простой монополии монополист назначает лишь одну цену для всех. При дискриминационной монополии монополист назначает несколько цен. Дискриминация возникает тогда, когда монополист в течение одного периода предлагает покупателям или группам покупателей один и тот же товар по разным ценам. Различают четыре типа дискриминации:

  • личная
  • материальная.
  • дискриминация по единицам продаваемой продукции.
  • географическая.

Возможна ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель - такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствует только один продавец и только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней (билатеральной) монополией.

Монополия, также как и конкуренция, имеет ряд позитивных и негативных черт. Чем же «полезна» монополия?

Масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы; продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация действует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

 

2.2 Особенности конкуренции в России

 

В последнее время наблюдается огромное, все возрастающее влияние на экономику в России экономик развитых стран как лидеров мировой экономической системы. Негативные события вызывают отраженные негативные последствия в нашей экономике. Позитивные, в условиях глобальной конкуренции, ставят в зависимость российскую экономику, нередко негативно сказываясь на её состоянии.

Например, в результате роста в 2007 г. На 80% цен на молоко в США и Великобритании, на 60-70% - в Австралии и Новой Зеландии и после одномоментной отмены ЕС сельскохозяйственных субсидий на молоко, масло и сыр, которые привели к росту цен в Европе на 40%, - в России цены разом выросли на 15-20%, при том, что наша потенциальная зависимость от внешних рынков минимальна – экспорт российского сухого молока, в основном в Северную Африку, приблизительно равен импорту из стран СНГ.

Еще один факт – по данным Росстата, на  2011 года было собрано на 16% пшеницы больше, чем в прошлом, однако в результате роста мировых цен – внутренняя цена за тонну, вопреки ожиданиям, выросла на 0,9%.

График 1. Индекс потребительских цен в России и динамика курсов долл. и евро

 

 

В данный момент в экономике России наблюдается отчетливая связь между событиями и их последствиями в экономике других стран и положением дел в нашей экономике. На графике 1 видна отчетливая обратная корреляция индекса потребительских цен в России и курса доллара по отношению к курсу евро как независимой валюте. С поправкой на медленное постепенное укрепление европейской валюты, зависимость уровня инфляции в России от курса доллара становится ещё более явной.

Данная связь объясняется таким эффектом, как импортируемая инфляция.

Механизм, называемый «номинальный якорь», своего рода внешний измеритель цен и покупательной способности национальной валюты. Когда с номинальным якорем все в порядке, и он сам не меняется, не теряет своей покупательной способности тогда и в национальной экономике все нормально. Но как только с номинальным якорем начинаются какие-то проблемы, они тут же отражаются на национальной экономике. Если товары в долларах на мировом рынке становятся все дороже, они становятся дороже и внутри России. Это один из многих механизмов инфляции.

В глобальной экономике внешние обстоятельства могут провоцировать не только финансовые и фондовые кризисы, но и другие экономические процессы, такие как инфляция. Ведь теперь денежное предложение, как ни ограничивают его правительство и ЦБ, зависит далеко не только от них, а от всех участников экономического процесса. К подобным неприятным экономическим событиям приводят отсутствие какой-либо осознанной системы внешнеэкономической защиты экономики и низкий уровень экономической безопасности нашей страны в условиях глобальной экономики.

Вот уже более 7 лет наша экономика растет пассивно. Из 7 % прироста валового внутреннего продукта в 2006 году около 4 % приходится на экспорториентированные сырьевые отрасли, а 3 % - это рост в основном за счёт розничной торговли, сферы услуг и легкой промышленности. Как видно из табл.1, на одну торговлю и сферу услуг сейчас приходится более 50 % в структуре ВВП, создаваемой в стране (почти такую же долю занимают все обрабатывающие производства).

 

Таблица 1. Структура ВВП России по отраслям в первом полугодии 2009 г.

 

 

I квартал

II квартал

I полугодие

млрд. 
рублей

в % к  
итогу

млрд. 
рублей

в % к  
итогу

млрд. 
рублей

в % к  
итогу

2009 г.

Валовой внутренний продукт  
 в рыночных ценах

8402,9

 

9288,9

 

17691,7

 

Валовая добавленная  стоимость  
 в основных ценах

7460,9

100

8209,5

100

15670,4

100

в том числе:   

сельское хозяйство, охота и  
    лесное хозяйство

153,3

2,1

244,2

3,0

397,5

2,5

рыболовство, рыбоводство

17,6

0,2

20,5

0,2

38,1

0,2

добыча полезных ископаемых

677,6

9,1

795,8

9,7

1473,3

9,4

обрабатывающие производства

1047,4

14,0

1268,1

15,5

2315,6

14,9

производство и распределение    
    электроэнергии, газа и воды

315,3

4,2

233,2

2,8

548,5

3,5

строительство

311,2

4,2

445,9

5,4

757,2

4,8

оптовая и розничная торговля;  
    ремонт автотранспортных средств,  
    мотоциклов, бытовых изделий и  
    предметов личного пользования

1585,1

21,2

1598,9

19,4

3184,1

20,3

гостиницы и рестораны

72,3

1,0

82,5

1,0

154,8

1,0

транспорт  и связь

698,0

9,4

800,6

9,8

1498,6

9,6

финансовая деятельность

439,4

5,9

427,7

5,2

867,1

5,5

операции с недвижимым имуществом,  
    аренда и предоставление услуг

934,1

12,4

1041,2

12,7

1975,3

12,7

государственное управление и  
    обеспечение военной безопасности, 
    социальное страхование

504,2

6,8

518,1

6,3

1022,2

6,5

образование

251,8

3,4

254,5

3,1

506,3

3,2

здравоохранение и предоставление  
    социальных услуг

304,9

4,1

325,7

4,0

630,7

4,0

предоставление прочих коммунальных,  
    социальных и персональных услуг

148,6

2,0

152,5

1,9

301,1

1,9

Чистые налоги на продукты

941,9

 

1079,4

 

2021,3

 

2010 г.

Валовой внутренний продукт  
 в рыночных ценах

9873,3

 

10859,4

 

20732,7

 

Валовая добавленная  стоимость  
 в основных ценах

8565,7

100

9366,7

100

17932,4

100

в том числе:   

сельское хозяйство, охота и  
    лесное хозяйство

158,6

1,9

249,3

2,7

408,0

2,3

рыболовство, рыбоводство

23,1

0,3

22,1

0,2

45,3

0,3

добыча полезных ископаемых

1101,2

12,9

977,9

10,4

2079,1

11,6

обрабатывающие производства

1339,8

15,6

1691,0

18,1

3030,8

16,8

производство и распределение    
    электроэнергии, газа и воды

385,9

4,5

275,7

2,9

661,6

3,7

строительство

285,0

3,3

465,9

5,0

750,9

4,2

оптовая и розничная торговля;  
    ремонт автотранспортных средств,  
    мотоциклов, бытовых изделий и  
    предметов личного пользования

1717,9

20,0

1763,1

18,7

3481,0

19,4

гостиницы и рестораны

74,5

0,9

87,7

0,9

162,2

0,9

транспорт  и связь

816,9

9,5

960,6

10,3

1777,5

9,9

финансовая деятельность

441,6

5,2

419,6

4,5

861,2

4,8

операции с недвижимым имуществом,  
    аренда и предоставление услуг

952,9

11,1

1144,7

12,2

2097,6

11,7

государственное управление и  
    обеспечение военной безопасности, 
    социальное страхование

540,2

6,3

558,4

6,0

1098,6

6,1

образование

268,2

3,1

269,8

2,9

538,0

3,0

здравоохранение и предоставление  
    социальных услуг

330,0

3,9

344,6

3,7

674,6

3,8

предоставление прочих коммунальных,  
    социальных и персональных услуг

129,8

1,5

136,3

1,5

266,1

1,5

Чистые налоги на продукты

1307,6

 

1492,7

 

2800,3

 

 

Согласно экономической теории долгосрочного развития экономики экономический рост не бывает поступательным, плавным. Он подвержен цикличности, выраженной колебаниями темпов роста экономических систем в течение нескольких лет и вызываемой как изменениями в экономическом поведении агентов, так и постоянными технологическими преобразованиями. Но есть так же и более длительные колебания, охватывающие несколько десятков лет. Такие циклы принято называть «длинными волнами» в экономике. Содержательно долгосрочные колебания темпов экономического роста увязываются со сменой технологических укладов – поколений используемых в обществе технологий. Каждому укладу соответствует уникальный тип потребления, стиль жизни людей. Уникальными способностями обладают также структура производства, уровень развития производственной инфраструктуры, и, конечно же, уровень, состав и эффективность использования энергоносителей.

В каждый данный период времени в данной экономической системе различные технологические уклады сосуществуют. Так, как правило, имеются: доминирующий технологический уклад, предыдущий, находящийся в упадке и вытесняемый доминирующим, и новый, который проходит стадию становления. В экономически развитых странах в настоящее время идет процесс смены четвертого технологического уклада пятым.

По мнению различных экспертов, в России, в силу отсутствия в административно-командной системе эффективных механизмов перераспределения ресурсов и распространения новых технологий, третий технологический уклад, достигнув зрелости к концу 60-х годов, начал и далее воспроизводиться темпом, близким к темпу роста экономики. Другими словами, в России третий технологический уклад остался доминировать вопреки экономической логике и тенденциям научно-технического прогресса.

В сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества невозможен при текущей стратегии развития национальной экономики.

В существующей стратегии, содержащейся в документе «Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года», подготовленном Минэкономразвития России, условия и меры адаптации экономической политики государства к современным требованиям глобальной экономической среды отсутствуют.

Согласно прогнозу развития российской экономики, разработанному ИМП РАН, различия в темпах прироста ВВП между инновационным и инерционным путями развития достигают трехкратной величины. С учетом нарастающего отставания российской экономики по технологическому уровню и деградации интеллектуального потенциала на фоне ускоренного формирования нового технологического уклада в передовых странах время выбора Россией инновационного пути ограничено ближайшими двумя-тремя годами. Немаловажно также, что отставание нарастает, и с каждым годом «плата» за переход на новое направление развитие будет всё выше.

Информация о работе Конкуренция и ее значение для развития рыночных отношений в России