Этноконфессиональные отношения в современной России :Состояние, проблемы, противоречия. Социально-философский анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:14, диссертация

Описание работы

Актуальность темы исследования. Радикальные перемены в общественном развитии в результате политических и социально-экономических преобразований, осуществляемых в России с середины 80-х гг. XX столетия, вызвали существенные изменения в области национальных и сопряженной с ними исторически и социокультурно сфере религиозных отношений. Выступая в определенном единстве, эти отношения в значительной мере аккумулируют просчеты властных элит в области социально-экономического, политического, культурного развития Российского государства при той одновременной ломке во всех сферах жизни общества, которая произошла во второй половине 80-х - 90-х гг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛ. I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО

ФАКТОРОВ

§ 1. Содержание и понятия этноконфессиональной проблематики.

§ 2. Религиозный фактор и его функции в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

§ 3. Этнонациональное и религиозное сознание населения России: проблемы и взаимосвязи.

ГЛ. II. РЕЛИГИЯ В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

РОССИИ.

§ 1. Этнокультурные и религиозные ценности российского общества: общее и особенное.

§ 2. Вопросы этноконфессиональных отношений и национально-государственного строительства в программных документах российских политических партий и движений.

§ 3. Общенациональная идея России и проблема ее восприятия полинациональным и поликонфессиональным обществом.

ГЛ. III. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИИЕ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 48.61 Кб (Скачать файл)

 

Унификация национальной и религиозной политики государства  должна быть признана непродуктивной. Отсюда вытекает требование обязательного  дифференцированного подхода, необходимость  отыскания специфического в развитии межнациональных и межконфессиональных  отношений в различных регионах страны. Именно этим критерием, по мнению диссертанта, руководствовались органы государственного и муниципального управления при разработке практических рекомендаций по гармонизации межнациональных  и межконфессиональных отношений  в Оренбургской области, рекомендаций, в разработке которых соискатель принимал самое непосредственное участие.

 

Наряду с принятыми  и уже действующими на практике рекомендациями в сфере этноконфессиональных отношений, необходим, по убеждению диссертанта, дальнейший активный поиск мер, позволяющих предупреждать и сглаживать возникающие межнациональные и межконфессиональные противоречия, способствующих взаимопониманию людей разных национальностей и вероисповеданий. Осуществление этой задачи зависит от многих факторов:

 

- от строгого соблюдения  конституционного принципа равенства  религий; несомненно, реализация  этого принципа будет способствовать  созданию более благоприятного  климата в сфере межрелигиозных  и сопряженных с ними межнациональных  отношений; 

 

- от степени и форм  сотрудничества или соперничества  лидеров этнических и конфессиональных  групп; 

 

282

 

- от распространения и  утверждения толерантных принципов  культуры сосуществования и сотрудничества  людей разных конфессий и национальностей  и т.д. 

 

Целесообразно решить вопрос о создании института по изучению межнациональных, межконфессиональных  отношений, поручив ему разработать  религиозно-этническую карту с учетом региональных особенностей страны в  целях совершенствования государственного управления в сфере урегулирования межэтнических, межрелигиозных конфликтов. Наряду с этим необходима организация  мониторинга в целом по России и в отдельных регионах, позволяющего фиксировать состояние и тенденции  развития межнациональных и межконфессиональных  отношений, прогнозировать возможные  осложнения и производить своевременную  корректировку политики в сфере  данных отношений.

 

По глубокому убеждению  соискателя, реализация указанных мер, непременно сопровождаемая решением основных социально-экономических проблем  и политической стабильностью, в  состоянии гарантировать движение многонационального и многоконфессионального российского общества в направлении  подлинного гражданского мира и согласия.

Список литературы диссертационного исследования

доктор философских наук Рагузин, Вадим Николаевич, 1999 год

 

1. Абдулатипов Р.Г. Межнациональное согласие наша общая судьба // Этнополитический вестник, № 6 / Под редакцией

 

2. B.Я.Липкина, И.И.Осадчего, В.Н.Павленко, В.М.Слободчикова. М.: Этнополис, 1995. - С. 95-132.

 

3. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. М., 1995. - 224 с.

 

4. Абдулатипов Р.Г. О национальном согласии и сегодняшней действительности // Жизнь национальностей. 1993. - № 1. - С. 6-9.

 

5. Абдулатипов Р.Г. Человек, нация, общество. М.: Политиздат, 1990. - 223 с.

 

6. Абрамов В.В. Многопартийность  в постсоветской России: тенденции,  проблемы, общественные подробности.  М., 1997. - 39 с. 

 

7. Аверьянов А.Н. Система:  Философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976. - 188 с. 

 

8. Авксентьев В.А. Социально-философские аспекты этнических конфликтов: Автореф. дис. д-ра филос. н. Ставрополь, 1997. - 31 с.

 

9. Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной России: соц.-философский аспект анализа. Ставрополь: СГУ, 1997.- 75 с.

 

10. Азаматов Д.Д. Исламские организации в Башкирии: история и современные реалии // Исторические чтения. Челябинск, 1996.1. C. 139-141.

 

11. Акманов И.Г. Башкирские восстания XVII-XVIII вв. Уфа, 1978. - 236 с.

 

12. Акопян Р. Фундаментализм  идеология исламской солидарности. Ереван, 1997. - № 5. - С. 21-22.

 

13. Акшин Г.К. Культурная интеграция или столкновение цивили-заций? // Третий международный философский симпозиум "Диалог цивилизаций: Восток Запад". - М., 1997. - С. 10-14.

 

14. Александров В.Б. Сознание  в России в период реформ // Горизонты культуры накануне XXI в.- Тверь, 1997. С. 41-46.

 

15. Алексахина H.A. Тенденции  в изменении национальной идентичности  народов России // Социс. М., 1988. № 2. - С. 49-54.

 

16. Амелин В.В. Вызовы мобилизованной этничности: конфликты в истории советской и постсоветской государственности. М., 1997. - 318 с.

 

17. Амелин В.В. Межнациональные конфликты в республиках Средней Азии. М.: Издательский центр "Росс", 1993. - 136 с.

 

18. Амелин В.В. Нациолнальная идея и проблемы русских регионов // Социс. М., 1997. - № 5. - С. 131-134.

 

19. Амелин В.В., Торукалов В.П. Оренбуржье в этнополи-тическом измерении. М.: ИЭА РАН, 1996. Т. 1. - 247 е.; Т. 2. - 266 с.

 

20. Амирханов P.M. Ислам и  национальная идеология татарского  народа // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань, 1994. - С. 20-40.

 

21. Ананьев В.В. Культура  поликонфессиональной России как интегратор социума: Автореф. дис. д-ра филос. н. Н. Новгород, 1997. - 35 с.

 

22. Ануфриев Е.А., Лесная JT.B. Российский менталитет как социально-политический  и духовный феномен // Социально-политический  журнал. 1997. - № 3. - С. 16-27; 1997. - № 5. - С. 24-32; 1997. -Т. 6. - С. 17-27.

 

23. Арипов М. Ислам и мировая цивилизация. Возрождение и взаимодействие // Свободная мысль. 1991. - № 14.

 

24. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусо-колов A.A. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М.: Наука, 1984. - 255 с.

 

25. Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М.: Безбожник, 1931. - 127 с.

 

26. Атмурзаева Ф.И. Этнические конфликты: социально-философский анализ: Автореф. дис. к. филос. н. СПб., 1997. - 18 с.

 

27. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. - 432 с. 

 

28. Афанасьев В.Г. Системность  и общество. М.: Политиздат, 1980. - 368 с. 

 

29. Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. М.: Политиздат, 1972. - 152 с.

 

30. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное собрание и национальная культура (методологические проблемы); РАН, Ин-т философии. М., 1996. - 70 с.

 

31. Бабинцев В.П., Дорожкин H.A. Диалектика национального и религиозного в русской культуре // Славянский мир: единство и многообразие. Белгород, 1995. - С. 11-34.

 

32. Балтанов Р.Г. Основные проблемы конкретно-социологического анализа религии и атеизма в СССР. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. н. (09.00.06). Казань, 1974. - 32 с.

 

33. Барсамов В.А. Этнонациональная политика в борьбе за власть. М.: б.и., 1997. - 161 с.

 

34. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.: Изд-во МГТУ, 1992. - 144 с.

 

35. Беляева Л.А. Социальная  модернизация России в конце  XX века // РАН. Ин-т философии. М., 1997. - 173 с. 

 

36. Беляев И.П. Ислам:  религия и политика // Диалог. 1990. -№ 6. - С. 86-96.

 

37. Бердяев H.A. Самопознание. М. : Книга, 1991. - 446 с.

 

38. Бессонов Б.Н. Судьба  России: взгляд русских мыслителей. -М.: Луч, 1993.- 252 с.

 

39. Бессонов Б.Н. Русская  идея, мифы и реальность. Ч. 1. М., 1995. - 189 с. 

 

40. Бирюков H.H., Сергеев  В.М. Соборность как парадигма  политического сознания // Полис.  М. 1997. - № 3. - С. 65. - 73.

 

41. Бондаренко Е.А. Перемены  в российском обществе и их  влияние на этнонациональные процессы // Россия: государство, общество, личность. М., 1997. - С. 93-96.

 

42. Борисова В.В. Национальное  и региональное в творчестве  Достоевского: Проблема этноконфессионального единства и многообразия // Достоевский. С-Пб., 1997. - Т. 14. - С. 58-70.

 

43. Борисов А. О национализме  в РПЦ // Нужен ли Гитлер России?-М., 1996.-С. 191-194.

 

44. Бородай Т.Ю. Христианство  и современная культура // Вопросы  философии, 1996. № 8. - С. 140-152.

 

45. Бородой Ю.М. Этнос,  нация, государство // Полис. 1992. -Т. 5-6.-С. 19-21.

 

46. Бортникова Н.Ю. Культура: этническое, национальное, религиозное // Проблемы культуры и искусста. С-Пб., 1997. - С. 22-23.

 

47. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новоых подходов. М.: Наука, 1988. - 207 с.

 

48. Бромлей Ю.В. Очерки теории этносов. М.: Наука, 1983.267 с.

 

49. Брычков A.C. Национальная безопасность России и проблемы формирования государственной идеологии // Вестник Международной конференции ЮНЕСКО. М., 1998. Т 2. - С. 95-104.

 

50. Будов А.И. Роль национально-религиозных традиций в развитии гражданского общества в России // Обновление в России: Трудный поиск решений. М., 1996. - Вып. 4. - С. 132-142.

 

51. Букин А.О. Диалог  религиозно-нравственных ценностей  Запада и Востока в творчестве  Н.К.Рериха // Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы. Саранск, 1997. - С. 241-244.

 

52. Бутенко А.П. Общенациональная  идея для России как средство  общественного компромисса // Вестник  МГУ. Сер. 18, Социология и политология.  М. 1997. № 3. - С. 21-33.

 

53. Бурдюгов В. Ведет ли программа КПРФ к коммунизму? // Коммунист. М., 1998. - № 1. - С. 76-84.

 

54. Буянов P.A. О духовности  и национальной идее // Социализм  выбор историию - Новосибирск, 1998. - С. 76-81.

 

55. Вальдман П. Этнический радикализм. Причины и следствия насильственных форм протекания межнациональных конфликтов с участием национальных меньшинств: Реф. / АН СССР. ИНИОН. М., 1990. - 22 с.

 

56. Василенков Н.Г. О  специфике религиозной духовности // Культура. Образование. Православие.  Ярославль, 1996. - С. 94-95.

 

57. Василик В.В. Проблемы  христианско-иудейского диалога:  взгляд справа. НГ-религии, 1998 (март), с. 15.

 

58. Васильев JI.C. История религий  Востока. М.: Высшая школа, 1988. -416 с. 

 

59. Вдовин А.И. Особенности  этнополитических отношений и  формирование новой государственности  в России (исторический и концептуальный  аспекты) РАН. М., 1993. - 72 с. 

 

60. Веряскин H.H. Россия в поисках национальной самоидентификации // Проблема сознания в философии и науке. М., 1996. - 4 С. 143-146.

 

61. Викторин В.М. Этноконфессиональные связи тюркских народов с калмыками в Нижнем Поволжье и Предкавказье // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. -Казань, 1997. Т. 3. - С. 54-56.

 

62. Вишневский А.Г. Демографические  изменения и национализм // Социологический  журнал. М., 1994. Т 1. - С. 22-34.

 

63. Войтович С.А. Фактор  социальный // Социологический справочник. Киев: Изд-во полит. Литературы  Украины, 1990. - С. 117-118.

 

64. Володихин Д.М. Державность и религиозность // Возвращение в Россию. М. 1996. - С. 7-39.

 

65. Волчек В.А. Русская  православная церковь как фактор  сохранения нации // Духовная и  светская культура как фактор  социального развития региона.  Кемерово, 1996. - С. 5-8.

 

66. Воронцова Л.М., Филатов  С.Б., Фурман Д.Е. Религия в современном  массовом сознании // Социс, 1995, № 11, С. 81-91.

 

67. Вынужденная миграция: причины, состояние, перспективы,  миграционная политика / РАУ, Социол. И социально-психол. Центр; Ин-т комплекс, соц. исслед.: Под общ. ред. Ж.Т.Тощенко; Ред.-сост. Левапнов Е. М.: Луч, 1993. - 42 с.

 

68. Гараджа В.И. Религиоведение. 2-е изд., доп. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 351 с.

 

69. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект Пресс, 1996. - 239 с.

 

70. Гейдар Д. Чеченский  кризис и исламский фактор // Клуб "реалистов". М., 1995. - № 11. - С. 49-51.

 

71. Глаголев B.C. Методологические  проблемы взаимодействия национального  и религиозного факторов в  современной России // Обновление  России: трудный поиск решений.  М., 1997. - Вып. 5. -С. 80-94.

 

72. Голенкова Е.З. Трансформация социальной структуры русского общества // Общество и экономика. М. 1995. - № 9. - С. 13-25.

 

73. Голубева E.H. Идеология  и практика современных межконфессиональных  молодежных движений: Автореф. дис. к. филос. н. -СПб, 1996. 18 с.

 

74. Гончаров С.З. Чем  питает православие русскую культуру? // Экология культуры и образования:  религия, философия, история. -Тюмень. 1997. С. 241-248.

 

75. Государственно-церковные  отношения в России. М.: Луч РАУ. 1993. - 136 с. 

 

76. Государственно-церковные  отношения в России: Курс лекций. Ч. 1. М.: Изд-во РАГС. 1995. - 257 с. 

 

77. Государственно-церковные  отношения в России (опыт прошлого  и современное состояние) / Под  ред. Ф.Г.Овсиенко, М.И.Одинцова, Н.А.Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 1996. - 252 с.

 

78. Государство, право и  межнациональные отношения в  странах западной демократии / РАН.  Ин-т государства и права; Ассоц. По связям с соотечественниками за рубежом (Ассоц. "Родина"); Отв. ред. Н.С.Крылова. М., 1993. - 148 с.

 

79. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (6001258): Пер. с англ. М.: Наука, 1988. - 215 с.

 

80. Гумилев Л.Н. Древняя  Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989. - 782 с. 

 

81. Гумилев Л.Н. От Руси  к России: очерки этнической истории. -М.: Экопресс, 1992. 336 с.

 

82. Давлетшин К.Ф. Нации и ислам. Казань: Татарское изд-во, 1986.- 199 с.

 

83. Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях. -Алма-Ата: Казахстан, 1990. 200 с.

 

84. Джунусов М.С. Национализм: Слов.-справ. М.: Слав, диалог, 1998.- 285 с.

 

85. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдато-ва Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 80-х годов. М.: Мысль, 1996. - С. 368.

 

86. Дугин А.Г. Основы  геополитики: Геополитическое будущее  России: Учебное пособие. М.: Арктогея, 1997. - 600 с. 

 

87. Ермошина И. И. О некоторых тенденциях развития этнического возрождения // Вестник Ставрополььского гос. пед. ун-та, Социально-гуманитарные науки. Ставрополь, 1998. - Вып. 13. -С. 91-97.

 

88. Елкнин С.И. Национальные особенности религиозности // Славянский мир: единство и многообразие. Белгород, 1995. - С. 94-95.

Информация о работе Этноконфессиональные отношения в современной России :Состояние, проблемы, противоречия. Социально-философский анализ