Этноконфессиональные отношения в современной России :Состояние, проблемы, противоречия. Социально-философский анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:14, диссертация

Описание работы

Актуальность темы исследования. Радикальные перемены в общественном развитии в результате политических и социально-экономических преобразований, осуществляемых в России с середины 80-х гг. XX столетия, вызвали существенные изменения в области национальных и сопряженной с ними исторически и социокультурно сфере религиозных отношений. Выступая в определенном единстве, эти отношения в значительной мере аккумулируют просчеты властных элит в области социально-экономического, политического, культурного развития Российского государства при той одновременной ломке во всех сферах жизни общества, которая произошла во второй половине 80-х - 90-х гг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛ. I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО

ФАКТОРОВ

§ 1. Содержание и понятия этноконфессиональной проблематики.

§ 2. Религиозный фактор и его функции в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

§ 3. Этнонациональное и религиозное сознание населения России: проблемы и взаимосвязи.

ГЛ. II. РЕЛИГИЯ В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

РОССИИ.

§ 1. Этнокультурные и религиозные ценности российского общества: общее и особенное.

§ 2. Вопросы этноконфессиональных отношений и национально-государственного строительства в программных документах российских политических партий и движений.

§ 3. Общенациональная идея России и проблема ее восприятия полинациональным и поликонфессиональным обществом.

ГЛ. III. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИИЕ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 48.61 Кб (Скачать файл)

Этноконфессиональные отношения в современной России :Состояние, проблемы, противоречия. Социально-философский анализ

ВВЕДЕНИЕ.

 

ГЛ. I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО  И РЕЛИГИОЗНОГО

 

ФАКТОРОВ 

 

§ 1. Содержание и понятия  этноконфессиональной проблематики.

 

§ 2. Религиозный фактор и  его функции в многонациональном  и многоконфессиональном обществе.

 

§ 3. Этнонациональное и религиозное сознание населения России: проблемы и взаимосвязи.

 

ГЛ. II. РЕЛИГИЯ В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

РОССИИ.

 

§ 1. Этнокультурные и религиозные  ценности российского общества: общее  и особенное.

 

§ 2. Вопросы этноконфессиональных отношений и национально-государственного строительства в программных документах российских политических партий и движений.

 

§ 3. Общенациональная идея России и проблема ее восприятия полинациональным и поликонфессиональным обществом.

 

ГЛ. III. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ  И ВЗАИМОВЛИЯНИИЕ

 

НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО В ПОЛИЭТНО-КОНФЕССИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ.

 

§ 1. Религиозный фактор в  развитии этнополитических отношений  в Российском государстве.

Актуальность темы исследования. Радикальные перемены в общественном развитии в результате политических и социально-экономических преобразований, осуществляемых в России с середины 80-х гг. XX столетия, вызвали существенные изменения в области национальных и сопряженной с ними исторически  и социокультурно сфере религиозных  отношений. Выступая в определенном единстве, эти отношения в значительной мере аккумулируют просчеты властных элит в области социально-экономического, политического, культурного развития Российского государства при  той одновременной ломке во всех сферах жизни общества, которая произошла  во второй половине 80-х - 90-х гг. В  межнациональных и религиозных  отношениях стали наиболее наглядно проявляться конфликты на постсоветском  пространстве, в том числе и  в России. События в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии, Карачаево-Черкессии  подтверждают этот вывод; сегодня они  выглядят как пролог к новой войне, как подтверждение явной заинтересованности американо-британского ядра НАТО в  стратегическом наступлении Запада на Россию с целью ее дальнейшего  ослабления, вытеснения с Кавказа  и национально-религиозного раздробления.

 

Основные конфликтообразующие причины происходящих процессов находятся в социально-политической и экономической сферах, национальный и религиозный факторы своеобразно транслируют нерешенность многих политических и социально-экономических проблем в сферу национального и религиозного сознания российских граждан. При этом, как закономерность, проявляется определенная диалектика исследуемых сфер, а именно: с одной стороны, состояние межнациональных и межконфессиональных отношений зависит от хода реформирования, эффективной деятельности политических и экономических структур, с другой стороны, - последние зависят от того, насколько учитывается национальная и религиозная специфика страны в целом, и регионов в частности, доминирующих в массовом сознании настроения, ценностные установки и стереотипы.

 

Религия в общественной жизни  практически никогда не выступает  в так называемом "чистом" виде. Тесно связанная с другими  формами общественного сознания и различными сферами жизнедеятельности  человека, она вплетена в культуру, мораль, просвещение и, несмотря на декларативные заявления большинства  лидеров религиозных организаций  о своей аполитичности, в политику. Воздействующая и в определенной мере определяющая генезис этнических общностей, национальные культуры и  национальные традиции, религия посредством  своих ценностных установок активно  влияет на межнациональные отношения. Вступая в сложное взаимодействие, межнациональные (межэтнические) и  межрелигиозные (межконфессиональные) отношения предстают в своем  единстве как этноконфессиональные отношения1 - сложный и еще более активно, чем межнациональные и межконфессиональные отношения в отдельности, влияющий на жизнь современной России феномен. Дело в том, что воздействие религиозного фактора на фактор национальный своеобразно усиливает действие последнего, и наоборот. Именно в единстве своем рассматриваемый феномен - этноконфессиональные отношения - выступает как неотъемлемый компонент этнополитической культуры населения России. И от уровня этой культуры зависит конкретная роль национального и религиозного факторов в общественной жизни - будут ли развиваться отношения между населяющими Россию народами, предста

 

1 Дефиниции и содержание  понятий "религиозный фактор", "национальные (этнические) отношения", "межконфессиональные (межрелигиозные) отношения", "этноконфессиональные отношения" и др. раскрываются в первом параграфе первой главы диссертации. вителями различных религий и неверующими в сторону усиления их напряженности или же в направлении их урегулирования и гармонизации.

 

Проблема этноконфессиональных отношений чрезвычайно актуализируется также в связи с тем, что многие российские политические партии и движения сегодня предлагают в своих программных документах концепции будущего национально-государственного устройства, базирующиеся на том или ином видении взаимоотношений наций и религий, вплоть до создания государства на унитарно-национальной или моноконфессиональной основе. Значительная роль отводится этноконфессиональному фактору также и в разнообразных современных концепциях общенациональной идеи России (доктрина евразийства и базирующийся на этой доктрине проект Евразийского Союза; концепция "русской идеи" преимущественно в ее православной версии; идеология панславизма и проект создания нового межгосударственного образования - Славянского Союза - взамен недостаточно эффективно функционирующего СНГ и т.д.).

 

Бесспорно, вопросы этноконфессиональных отношений выдвинулись в последние годы на передний край теории и практики общественных преобразований. Становится очевидным, что будущее Российской Федерации, всех населяющих ее народов во многом зависит от их способности, а также от способности властных федеральных и региональных структур обеспечить необходимый уровень единства и взаимопонимания представителей многочисленных этносов и религий в сложных условиях переходного периода. Не осознав и не исследовав особенностей проявления национального и религиозного факторов в многонациональном и многоконфессиональном обществе, не уяснив направленность и содержание трансформирующегося этнона-ционального и религиозного сознания российских граждан, невозможно выработать научные рекомендации по взаимодействию федеральных и региональных органов власти с действующими на территории страны и региона этническими общностями и религиозными организациями, выработать целостную научную концепцию взаимодействия с ними вообще. В этой связи предпринятая диссертантом попытка дать социально-философский анализ этноконфессиональных отношений в современной России, выявить их "болевые точки" и наметить пути гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений как на федеральном уровне, так и на уровне конкретного субъекта Российской Федерации - Оренбургской области - может рассматриваться как решение чрезвычайно актуальной этнополи-тической, философской и религиоведческой задачи.

 

Степень научной разработанности  проблемы. Комплексное исследование этноконфессиональных отношений возможно только в рамках междисциплинарного подхода, предполагающего рассмотрение изучаемого феномена с философской, религиоведческой, социологической, этнологической, политологической и культурологической точек зрения. Анализ литературы последних десятилетий показывает, что в рамках указанных дисциплин отечественными и зарубежными авторами накоплен значительный материал по национально-религиозной тематике, хотя в комплексном виде поставленная в диссертационной работе проблема не выдвигалась. Обращение диссертанта к проблеме, находящейся на стыке этнологии и религиоведения, потребовало включения в научный оборот большого массива литературы из данных областей обществознания, в том числе и источников, содержащих во многом еще дискуссионный понятийный аппарат эт-ноконфессиональной тематики.

 

Пожалуй, наибольшее количество работ отечественных авторов  посвящено методологическим вопросам генезиса, сущности и функционирования наций и национальных отношений. В частности, методологический аспект данной темы активно разрабатывался с 60-х гг. и разрабатывается в  настоящее время Р.Г.Абдулатиповым,

 

B.В.Амелиным, Э.А.Баграмовым, Ю.В.Бромлеем, В.Н.Басиловым, Ж.Г.Голотвиным, М.Н.Губогло, Л.Н.Гумилевым, М.С.Джунусовым, Л.М.Дробижевой, А.А.Знаменским, А.А.Игнатенко, С.Т.Калтахча-ном, В.А.Михайловым, Г.Т.Тавадовым, В.А.Тишковым, В.П.Тору-кало, Н.Н.Чебоксаровым, В.В.Чистовым. Эти ученые внесли значительный вклад в разработку понятийного аппарата этнонациональ-ной проблематики, стремясь дать дефиниции основных категорий этнологии ("этнос", "этническая идентификация", "национальное самосознание", "межнациональные отношения" и др.). На основе анализа работ названных авторов диссертант приходит к выводу о том, что в отечественной литературе существуют различные точки зрения на природу этноса и наций, что этнология пока еще не имеет общепризнанной методологии изучения и интерпретации национального и этнического. Данный вывод послужил основанием для диссертанта представить собственное видение рассматриваемой проблематики, дать свои определения основных этнологических категорий. Сказанное выше говорит прежде всего о сложности самого объекта анализа и нисколько не умаляет заслуг отечественных ученых, внесших значительный вклад в разработку социокультурного и этнополитическо-го аспектов изучаемой проблемы, в исследование влияния этнического фактора, этнических ценностей на процесс трансформации современного российского общества.

 

При изучении проблем взаимосвязи  этносов и их культур диссертант опирался на обширную литературу, представляемую работами

 

C.С.Аверинцева, А.И.Арнольдова, В.Г.Бабакова, Э.А.Баллера, М.М.Бахтина, В.С.Библера, Г.Д.Гачева, В.В.Журавлева, Л.Н.Когана, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, В.М.Межуева, Н.Н.Моисеева, В.М.Семенова и других авторов.

 

Исследуя проблему роли религиозного фактора применительно к современному российскому многонациональному и  многоконфессиональному обществу, диссертант не мог обойти вниманием работы, выполненные в области теоретического религиоведения, - прежде всего они  послужили методологической основой  толкования религии как социального  явления. Генезис, природа и структура  религии, исследование ее социальных функций  представлены в работах Ю.Ф.Борункова, В.И.Гараджи, Н.С.Гордиенко, И.Я.Кантерова, А.Н.Красникова, Л.Н.Митрохина, Л.З.Немировской, К.И. Никонова, М.П.Новикова, Ф.Г.Овсиенко, А.С.Попова, З.А.Тажуризиной, В.Д. Тимофеева, З.П.Трофимовой, Д.М.Угриновича, И.Н.Яблокова и др.

 

В исследовании проблем взаимосвязи  межнациональных и межконфессиональных  отношений в нашей стране фактически сложились две научные школы, каждая из которых, изучая свой круг вопросов в рамках данной многогранной проблематики, довольно гармонично дополняет друг друга. Речь идет о кафедре религиоведения Российской академии государственной  службы (РАГС) при Президенте РФ (руководитель - проф. Н.А.Трофимчук), где исследование этнокон-фессиональных отношений имеет прежде всего прикладной характер; коллектив ученых кафедры (Л.А.Баширов, Ю.П.Зуев, Г.М.Керимов, Т.А.Кудрина, Р.А.Лопаткин, М.И.Одинцов, В.К.Пинкевич и др.) изучает характер взаимосвязей межнациональных и межконфессиональных отношений в различных регионах страны с тем, чтобы представить федеральным органам власти конкретные рекомендации по их гармонизации. Разработка национально-религиозной проблематики на этой кафедре осуществляется в русле решения более общей задачи - выработки концепции государственно-церковных отношений в современной России. Вторая школа в изучении исследуемой темы представлена Центром "Религия в современном обществе" (директор - проф. М.П.Мчедлов), действующим в рамках Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП). Специфика исследований этноконфессиональной проблематики, осуществляемых учеными данного Центра (В.С.Глаголев, С.В.Медведко, А.А.Нуруллаев, Э.Г.Филимонов, Е.С.Элбакян и др.), заключается в том, что национально-религиозные отношения здесь рассматриваются преимущественно на уровне постановки и решения теоретико-методологических задач либо же в русле исторического и общецивилизационного подходов1. Весьма плодотворно разрабатывают этноконфессиональную проблематику такие ученые, как В.М.Викторин, Л.М.Воронцова, Л.Ф.Колесников, В.В.Локосов, В.Л.Махнач, С.Б.Филатов, Д.Е.Фурман, С.Я.Яковлев и др.

 

Особую значимость для  нашего исследования имеют труды, посвященные  роли в современном обществе так  называемого "исламского фактора", что объясняется как усилением  непосредственного воздействия  указанного фактора на политический процесс в России в целом, так  и в представляемом диссертантом многонациональном и многоконфессиональном  субъекте Российской Федерации -Оренбургской области. Действие "исламского фактора" в сегодняшней России бесспорно, и если на Северном Кавказе оно  выражается в попытках использования  религии в качестве идеологии  национал-сепаратизма, то на Южном Урале  действие указанного фактора выражается в изменении геополитического положения  региона, в изменении этнонационального состава населения Оренбуржья за счет усиления миграционных процессов, в снижении толерантности и росте взаимной неприязни лиц различных национальностей и религий. В этой связи для диссертанта большой интерес представляли работы

 

1 См. работы ученых Центра "Религия в современном обществе": Национальное и религиозное / Ред. колл. Горшков М.К. и др. - М.: Изд-во РНИСиНП, 1996; Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты. - М.: Изд-во РНИСиНП, 1998; Обновление России: трудный поиск решений. Вып. 5. - М.: Изд-во РНИСиНП, 1997. отечественных исламоведов Г.Р.Балтановой, Л.А.Баширова, М.В.Вагабова, А.И.Ионовой, Г.М.Керимова, А.В.Малашенко, А.А.Нуруллаева, А.Б.Юнусовой и др.

 

Следует отметить значительный вклад в разработку исследуемой  темы проф. А.Н.Ипатова - этот ученый первым осуществил комплексный анализ проблемы этноконфессиональной общности. Его докторская диссертация "Этноконфессиональная общность как социальное явление (Проблемы взаимодействия религии и этноса)" (1980 г.) послужила своеобразным прологом для последующего изучения этноконфессиональных отношений в России, поскольку - и это вполне естественно - всерьез говорить о данных отношениях стало возможным лишь после предложенных дефиниций, исследования генезиса и природы этноконфессиональных общностей. Сами же этноконфес-сиональные отношения в современной России комплексному анализу (в рамках междисциплинарного исследования) пока еще не подвергались, в связи с чем настоящая диссертационная работа может рассматриваться как определенный вклад в решение данной задачи.

 

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является социально-философский анализ этноконфессиональных отношений в современной России на федеральном и региональном уровнях и последующая разработка концепции их гармонизации. Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:

 

- уточнить содержание  и сущность понятийного аппарата  этноконфессиональной проблематики; в связи с наличием существенных различий в толковании многих основополагающих этнологических и религиоведческих понятий представить авторское видение понятий "нация", "этнос", "национальный фактор", "межнациональные отношения", "межконфессиональные отношения", "этноконфессио-нальные отношения";

Информация о работе Этноконфессиональные отношения в современной России :Состояние, проблемы, противоречия. Социально-философский анализ