Идеология либерализма: ее функции и распространение в общественной и политической жизни Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

В этой работе будет представлено раскрытие сущности идеологии либерализма и как либерализм влияет на современные политические процессы в Республике Беларусь.
Одним из важных политических идеологий и социально-политических течений современности является либерализм.

Содержание работы

Введение 3
1. Истоки и основные положения либерализма 4
2. Место либеральных идей в системе идеологии белорусского государства, программных документах политических партий и общественных объединений 12
Заключение 19
Список используемых терминов

Файлы: 1 файл

КР Идеология.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Происходящие  на постсоветском пространстве социально-политические процессы зачастую именуются политикой либерализма. Сегодня нет недостатка в публикациях о свободном рынке, демократии, формировании правового государства и гражданского общества, защиты прав и свобод личности. В анализе этих явлений наблюдается упрощенное, а иногда и искаженное представление, когда на неклассическую социально-политическую реальность постсоветского общества пытаются экстраполировать заимствованные извне идеологические схемы научного исследования. Должно быть понятно, что только при условии не бездумного переписывания западной политической литературы, а вдумчивого изучения эволюции восточноевропейской истории возможно получить практически значимые результаты, которые можно использовать в разработке идеологии белорусского народа.

В своей эволюции восточноевропейский либерализм пришел к признанию двух важных моментов. Во-первых, об определяющей роли государства в развитии общества. Во-вторых, о необходимости активной социальной политики. Таким образом, либерализм существенно скорректировал само понятие правового государства, когда речь шла не просто о правовом государстве, о правовом социальном государстве. Социализация либеральных принципов внесла новое понимание в содержание исходных принципов либерализма.

Лишь только опираясь на традиции восточноевропейского либерализма, можно использовать определенные элементы либеральной идеологии  в стратегии развития Беларуси и России в современных условиях. В этом смысле Президент А.Г. Лукашенко и подчеркивал, что «черты либерализма, хотя в меньшей степени, должны быть и нам присущи».

Социальный  либерализм или неолиберализм, который  пришел на смену классическому либерализму, основан на новых идеях и принципах, на новом понимании роли государства в экономической и социальной сфере. Наибольший вклад в разработку основ неолиберализма внес Джон Кейнс – английский экономист, учение которого получило название кейнсианство. В своей Концепции "государства всеобщего благоденствия" Дж.Кейнс в качестве генеральной идеи выдвигал определяющую роль эффективного спроса в обеспечении экономического роста. Он обосновал необходимость государственного регулирования экономического развития и активного участия государства в решении социальных проблем: поддержка обездоленных и социально незащищенных слоев населения; доступного всем категориям граждан медицинского обслуживания; бесплатного дошкольного воспитания; школьного и высшего образования и т.д.

Системно применять  идеи Дж. М. Кейнса на практике впервые пытался Президент США Ф. Д. Рузвельт, назвавший введенную им систему государственного регулирования экономики новым курсом.

Осуществляемые  им в течение ряда лет преобразования позволили решить ряд сложных проблем, в том числе преодолеть огромную безработицу, увеличить спрос на товары, производимые на предприятиях США, увеличить расходы на социальные нужды, на образование, здравоохранение и т.д.

Идеи социального  либерализма в области решения  экономических и социальных проблем были использованы многими развитыми капиталистическими государствами.

Однако к  середине 70-х годов кейнсианские методы регулирования экономики и решения социальных проблем исчерпали себя; назрела необходимость в новых подходах и новых методах их решения.

И как показала мировая практика, идеи классического либерализма не дали обещанного результата в развитии экономики. Кризис классического либерализма обусловил необходимость выработки новых идей, которые нашли отражение в социальном либерализме. Вместе с тем идеология либерализма остается доминирующей и сегодня.

 

2. Место  либеральных идей в системе  идеологии белорусского государства,  программных документах политических  партий и общественных объединений.

В РБ на данный момент можно выделить 2 основные либерально направленные партии — это Либерально-демократическая партия и Объединенная гражданская партия.

Программы партий во многом схожи. На первом месте стоит гражданин и улучшение его социального и материального положения. Обе партии активно выступают за свободу частной собственности.

Без собственности  не бывает ни процветания, ни свободы. Собственность является главной гарантией свободы, причем не только для тех, кто владеет собственностью, но и для тех, кто ею не владеет. Право человека на жизнь - это источник всех других прав. Право собственности - это его практическое воплощение. Без собственности человек становится беззащитным и слабым. Право собственности - это право действовать в понятных и четко очерченных рамках. Это право приобретать, содержать, использовать и продавать материальные ценности. Право соглашаться с другими не является проблемой в любом обществе. Частная собственность дает право каждому человеку не соглашаться с мнением государства или большинства. Экономическая свобода – это право вступать в добровольную кооперацию с другими гражданами на взаимовыгодных условиях. Это право самостоятельно выбирать партнеров, поставщиков сырья, способ производства, форму расчетов, валюту контрактов, цены и способ распоряжения прибылью. Экономическая свобода – это не анархия и хаос, это система, основанная на жесткой дисциплине, планировании и контроле потребителя, предпринимателя и инвестора. Она обеспечивает самую надежную защиту от монополий и олигархов, а также злоупотреблений властью.

Главная задача в развитии экономики - переход  к экономическому росту на основе стимулирования развития легального сектора  экономики, способного обеспечить наполнение бюджета, и вытеснения теневой экономики.

Основные  пункты экономической программы  Либерально-демократической партии: восстановление доверия к государству.

Доверие людей и бизнеса к власти - это  предварительное условие осуществления любой экономической программы. Доверие - это деньги: легализация сбережений населения, перевод их в инвестиции. Чтобы восстановить доверие к государству необходимо выполнение следующих условий:

Реальная  и надежная правовая защита собственности  и собственника, независимо от их форм.

  • Стабильность национальной валюты.
  • Кредиты банков реальному сектору.
  • Обеспечение предсказуемости действий Правительства, стабильность правил игры на экономическом поле.
  • Реальный бюджет.
  • Привлечение иностранных и отечественных инвестиций под надежные гарантии со стороны государства. Честные и стабильные отношения с инвесторами.
  • Гласное использование имеющихся у государства финансово-промышленных ресурсов.

Снижение  налогов и налоговая реформа

Необходимы  радикальное снижение налоговой  нагрузки (стимулирующее экономический рост) и система мер по выводу экономики из кризиса. В условиях слабого налогового администрирования снижение налогового бремени должно также сопровождаться упрощением налоговой системы, что повышает возможности контроля. Наконец, следует изменить и структуру налогов: упор должен быть сделан на косвенные налоги, прямые и оборотные налоги должны быть сокращены.

Сутью первого этапа налоговой реформы  должна стать реформа подоходного  налога и социальных платежей, в  основе которой лежит идея обмена снижения ставок на легализацию теневых доходов. Для этого необходима регрессивная шкала по социальным платежам и существенное расширение возможностей вычета из налогооблагаемой базы подоходного налога расходов, осуществленных гражданином внутри страны. А также сокращение эффективной ставки налога на прибыль - за счет снижения номинальной ставки и либерализации состава затрат. Эффективная ставка по налогу на прибыль должна сократиться с 30% до 20%, по подоходному налогу - до 10% (и ниже для малооплачиваемых).

Следующий этап налоговой реформы - сокращение косвенных налогов по мере роста  бюджетных доходов (в связи с  легализацией ранее теневых доходов  людей и предприятий).

По  нашему осторожному, но эффективному варианту налоговой реформы выпадение бюджетных доходов возможно в очень незначительных масштабах и лишь на несколько месяцев. Это выпадение легко компенсируется следующими мероприятиями экономической политики:

  • Наведение порядка в использовании бюджетных средств.
  • Укрепление бюджетной дисциплины: перевод всех счетов бюджета на казначейское обслуживание, конкурсный порядок государственных заказов и государственных закупок, ревизия бюджетных и внебюджетных фондов и т.д.
  • Наведение порядка в финансовой деятельности и налогообложении.
  • Борьба с коррупцией в исполнительной и законодательной ветвях власти.
  • Ужесточение контроля за целевым расходованием бюджетных средств, в том числе средств, передаваемых региональным или местным бюджетам.
  • Увеличение доходов от государственной собственности.
  • Использования других нетрадиционных механизмов привлечения инвестиций - концессий, свободных экономических зон и т.п. Эти инвестиции создадут рабочие места, дадут заказы Белорусскому производителю и новые налоговые поступления.
  • Укрепление конкурентных рынков и защита собственности.

Экономического  роста не может быть без инвестиций. Но инвестиций не будет без создания эффективного собственника, который заинтересован в долгосрочном развитии предприятия, а не «проедании» доходов от него. Для этого необходимо: принятие законопроектов, которые обеспечат надёжность прав на имущество, в первую очередь, наиболее экономически значимое недвижимое имущество. Содействие развитию оборота недвижимости для её эффективного использования с одновременным прогрессивным налогообложением спекулятивных сделок, законодательное стимулирование ипотеки как инструмента самофинансирования и саморазвития производства.

Стимулирование  малого и среднего бизнеса, упрощение  процедур регистрации и ликвидации предприятий, изменения в налоговой системе, государственной разрешительной системе, ликвидация государственного рэкета и вымогательств работников государственных контролирующих организаций.

Законодательная и судебная защита прав мелких акционеров, усиление контроля акционеров за менеджерами, развитие фондового рынка и механизмов страхования. Изменение целей приватизации ~ не доходы бюджета, а эффективное управление и привлечение инвестиций. Тщательный анализ проведенных государством инвестиционных конкурсов и аукционов и обжалование в суде результатов этих конкурсов в том случае, если инвестор не выполнил свои договорные обязательства. В этом случае ~ продажа государственной собственности добросовестным инвесторам. Недопущение недобросовестных инвесторов к участию в конкурсах по приватизации госимущества либо к конкурсам, дающим право на заключение концессионного договора. Реализация программы ликвидации неплатежей в народном хозяйстве. Реализация механизма банкротства и санации предприятий как механизма роста эффективности производства и управления.

В плане социальной политики обе партии выступают со следующими лозунгами:

Рост  доходов населения, укрепление системы  социальной защиты нетрудоспособных.

Увеличение  уровня заработной платы в бюджетной  сфере, введение экономической ответственности работодателя за задержку заработной платы, защита работников от неплатежеспособности работодателя.

Повышение доходов населения с ростом цен, недопущение периодов резкого падения  реального уровня жизни людей. Приближение  минимального размера оплаты труда  к прожиточному минимуму. Приближение средней оплаты труда работников бюджетной сферы к уровню зарплаты в народном хозяйстве.

Поэтапное доведение социальной (минимальной) пенсии до уровня прожиточного минимума и возрождение трудовой пенсии, в перспективе ~ персонификация пенсионных счетов и развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения. Серьезное повышение уровня социальных гарантий нетрудоспособным, особенно инвалидам и детям, решительный переход к системе адресных пособий по заявительному признаку.

Обеспечение доступного первоклассного образования в Республике Беларусь.

Реальные  конституционные гарантии прав граждан  на общедоступное и бесплатное образование, приоритетность образования на всех уровнях государственной политики. Высокое качество и эффективность образования, его практическая жизненная направленность.  Широкая вариативность образования - ориентированного на потребности личности, общества, страны.

Открытость  и ответственность образовательной  политики - прозрачность финансовых потоков в системе образования, открытость требований, предъявляемых к образовательным учреждениям и учащимся, в том числе на конкурсных испытаниях, открытый для общества характер принимаемых принципиальных решений и ответственность за выполнение этих решений.

Информация о работе Идеология либерализма: ее функции и распространение в общественной и политической жизни Республики Беларусь