Идеология либерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена высоким интересом исследователей к данной проблеме, большой ролью либерализма в жизни современной цивилизации, огромной ролью, которую оказал либерализм на развитие современной цивилизации.
Цель исследования – показать роль идеологии либерализма в развитии современной цивилизации.
Цель исследования предопределила последовательную постановку следующих конкретных задач:
Анализ исторической динамики происхождения либеральной доктрины, включая содержательный анализ данного понятия;
Показать роль либерализма в развитии современной цивилизации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Происхождение либерализма 5
1.1 Понимание «либерального» в истории 5
1.2 Формирование либеральной мысли 8
Глава 2 Динамика ценностей либеральной доктрины 11
2.1 Основы классического либерализма 11
2.2 Либерал-реформизм 17
2.3 Специфика неолиберализма 21
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Исправленная курсовая.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В современном мире не утихают дебаты о роли и значении идеологии в жизни общества. Одни склонны взваливать на нее ответственность за все беды, обрушившиеся на человечество в XX в. Другие ищут оптимальную «научную» идеологию, вооружившись которой можно воздвигнуть храм всеобщего счастья и справедливости на этой грешной земле. Какую бы точку зрения мы ни разделяли, не вызывает сомнения то, что идеологический фактор играет важную роль в развитии современной цивилизации.

 Политическая идеология как компонент политического сознания появилась на относительно позднем этапе развития человечества. Ее возникновение связано с превращением политики в вид самостоятельной, массовой деятельности, в рамках которого политические элементы еще не выступали в самостоятельной форме и были тесно переплетены с религиозными, нравственными, правовыми и другими элементами общественного сознания. Эти процессы были обусловлены возникновением капитализма и сопутствующих ему форм правового государства и демократии, постепенной политизацией масс, что впоследствии оказало огромную роль в развитии современной цивилизации.

Идеология является продуктом целенаправленной специализированной деятельности теоретиков. В этом смысле она противостоит массовому политическому сознанию, складывающемуся и функционирующему в основном стихийно, в процессе повседневной социально-политической практики населения.   Идеология выступает в качестве фактора, формирующего массовое сознание. Авангарды социальных групп стремятся к максимальному внедрению соответствующих идей не только в сознание собственных классов, но и всего населения в целом, а от этого напрямую зависит то, как будет развиваться наша сегодняшняя цивилизация.

Таким образом, политическая идеология  является важным элементом политического сознания общества. Она избирательно интегрируется в процессе политической практики в массовое политическое сознание в форме убеждений, выступает по отношению к массовому сознанию его теоретическим субстратом, и в этом смысле идеология либерализма является одной из доминирующей идеологии современной цивилизации.

Одной из самых интересных и влиятельных  идеологий, которая оказала значительное влияние на современную цивилизацию, как впрочем, и на историю человечества в общем, явилась идеология либерализма. По сути дела, идеология либерализма стала первой целостной политической доктриной, выражавшей интересы определенной части общества и способствовавшей завоеванию власти и влияния в обществе. При этом либерализм не утрачивает своего значения и в настоящее время, играет огромную роль в жизни современной цивилизации, привлекая к себе внимание ученых.

Актуальность темы обусловлена высоким интересом исследователей к данной проблеме, большой ролью либерализма в жизни современной цивилизации, огромной ролью, которую оказал либерализм на развитие современной цивилизации.

Цель исследования предопределила последовательную постановку следующих конкретных задач:

  1. Анализ исторической динамики происхождения либеральной доктрины, включая содержательный анализ данного понятия;
  2. Показать роль либерализма в развитии современной цивилизации.

Объект данной курсовой работы – политическая идеология как неотъемлемый элемент современной цивилизации.

Предмет исследования – идеология и её роль в развитии современной цивилизации.

Цель исследования – показать роль идеологии либерализма в развитии современной цивилизации.

          Методы исследования  – Исторический, институциональный, сравнительный анализ.

          Анализ  историографии и источников. Основными  источниками при написании данной курсовой работы послужила книга Кунцевича К.Н. «Либерализм: сущность, истоки, перспективы» в которой раскрываются сущность идеологии либерализма, её истоки, говорится о перспективах либерализма в контексте современной цивилизации. В книге Гаджиева «Заметки о метаморфозах либеральных ценностей» подробно анализируются исторические изменения либеральной идеологии и показывается роль разных видов либерализма на современную цивилизацию.

 

Глава 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИБЕРАЛИЗМА

1.1 Понимание «либерального» в истории

 

 

Либерализм - это исторический феномен Нового времени с центром тяжести в Европе (или в атлантической зоне), культурную гегемонию которого воспринимают и другие регионы (Австралия, Латинская Америка, Япония). Однако это наименее распространенная, в эпоху деколонизации, из известных идеологий. Это обстоятельство позволяет дать более точное определение либерализма в ходе его исследования.

Наиболее раннее - бытовое толкование XVIII и. - открытое, терпимое, благорасположенное настроение человека, а также профессиональная практика, в отличие от занятых механическими ремеслами свободных людей («либеральные искусства и ремесла») [13, с. 11].

В политике впервые термин «либерал» («либеральный») появляется в 1812 г., о чем уже говорилось выше. В литературе у Мадам де Сталь и у Сисмонди этот термин появляется для обозначения новой этико-политической ориентации, которая начинала укрепляться («либерал»). У Бальзака появляется либерализм - первое употребление (1830 г.).

Широта и неопределенность понятия  не позволяют точно судить о характере партий, которые стали именовать себя либеральными. В политике и в парламенте они могут быть консервативными, центристскими, умеренными, прогрессистскими. Традиционно в Англии и Германии - это центристы, способные примерять инновации и консерватизм, в США либералы - агрессивные защитники старых и новых гражданских свобод; в Италии - это защитники экономической свободы и частной собственности. Хайек предлагал вообще отказаться от употребления такого неопределенного наименования партий. Тем не менее были попытки создать их интернациональные объединения.

В XIX в. понятие «либеральный» нередко сочеталось с другими, придавая основным определениям дополнительный (либеральный) оттенок: у монархистов, допускавших ограниченные представительные права, - либерал-монархисты; у националистов, признававших федеральные свободы, но подчинявших их национальной идее, либерал-национальные партии; либеральные и антиклерикальные христиане, допускавшие отделение церкви от государства, - либерал-христианские партии; либерал-демократические партии признавали в ограниченной форме политические права. Все это - направления различных государственников. Им противостояли либералы-либералисты, которые были против всякого вмешательства государства (правительства) во внутренний и внешний рынок («laissez faive baissez passer»). Ни одно из этих направлений не характеризует современный либерализм. [14, с. 147].

Другая трудность исторических трактовок термина «либеральный»  связана с многообразием социо-институциональных структур, в которых выражается это понятие. Согласно английской и французской идее Просвещения, принятой повсеместно в начале XIX в., либерализм означает индивидуализм, и этот индивидуализм направлен не против государства и общества в защиту индивида, единственного носителя этической и экономической жизни, но и против всякого промежуточного общества, стоящего между государством и индивидом, в котором индивид должен действовать в одиночку как на политическом, так и на экономическом рынке. Но в различных социо-институциональных контекстах либерализм подчеркивал органический характер государства, конечно, синтетического, намеренно созданного людьми элемента из серии особых и естественных ассоциаций, исходящих из понятия status (статусной структуры общества), или он добивался свободного функционирования ассоциаций, призванных защищать индивида от государства и от промежуточных институтов, стоящих между ними (политический и экономический рынок), в которых индивид в одиночку борется за себя, и, в конечном счете, стимулировать политическое участие гражданина, стремящегося уйти в частную жизнь.

Три положения, на которые опирается  гражданское общество, также обязаны либерализму. Там, где, как в Англии, оно возникает в XVII в., самостоятельно освобождаясь от корпоративных структур, индивид представляется «естественно» включенным в общество, а это общественное пространство противостоит правительству, которое всегда рассматривается как неизбежное зло. Там же, где (как во Франции) общество сохраняет свое корпоративное, сословное строение, для освобождения индивида требуется революция, а она с этой же целью принуждает действовать государство, носителя народного суверенитета; народ же не берет на себя посреднической миссии между индивидом и государством. Там, где, как в Германии, сословное общество сохраняется, либерализм формирует органическую концепцию государства, которое поддерживает, не разрушает и не противопоставляет гражданское общество себе, но выступает как его предварительное и необходимое условие и предстает как объяснение его истины (Гегель) [13, с. 13].

Из этих трех позиций - ассоциативности, индивидуализма и органической - возникают различные облики или стратегии либерализма в результате промышленной революции (см. Токвиля): ориентацию на гражданское общество как на естественную среду свободного развития индивидуальности в оппозиции к власти (правительству); и вторую - ориентацию на государство как на носителя общей воли (Гегель), политического гаранта, в конечном счете, индивидуальной свободы.

Другая оппозиция, которая доминировала в XVIII в. до середины XIX в., разделявшая континентальный и английский либерализм, обусловлена различными культурными контекстами, и в частности, особой философией практики, на которую эти виды либерализма опирались в своих действиях. В результате мы получаем этический либерализм и либерализм утилитаристский. Оба эти направления порывают или готовы порвать с особой формулировкой индивидуализма, которую выработали естественно-правовая и договорная концепции политической философии: обе считали абсолютной целью осуществление прав человека.

 

1.2 Формирование либеральной мысли

 

 

Своим возникновением либеральная  идеология обязана общественно-политическим и социально-экономическим процессам, происходившим на рубеже XVII и XVIII вв. Кризис феодальной общественно-экономической формации и возникновение капиталистических производственных отношений вызвал к жизни необходимость теоретической разработки прогнозов общественного развития. Рационалистические и просветительские учения были направлены на острую критику феодально-сословного общества, абсолютизма и засилия церкви в светской жизни.

Основоположниками либерализма считаются  английский мыслитель Джон Локк (1632-1704), представители умеренного крыла идеологов Просвещения Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Вольтер (1694-1778) и др.

Дж. Локк, стоявший у истоков либерализма, первым предложил тезис о том, что в основе законной власти может лежать только принцип народного согласия и политической умеренности. Он настаивал на ограничении задач государственной власти защитой природных, естественных прав и свобод личности и подчеркивал, что там, где не действуют законы, нет и свободы, в основе которой лежит право на частную собственность. Ее, как свободу и равенство, Дж. Локк относил к числу естественных прав человека Дж. Локк - сторонник конституционной парламентской монархии - оказал сильнейшее влияние на формирование либерализма [8, с. 13].

Идеи Дж. Локка развил известный представитель французского Просвещения Шарль-Луи Монтескье. Он глубоко разработал проблемы правового и государственного строительства, в основу которого был положен принцип разделения властей, призванный обеспечить свободу и безопасность общества и граждан от произвола власть имущих Выдвигая идеи разделения властей, Монтескье говорил не только о разделении политической власти в государственном механизме на законодательную, судебную и исполнительную, но и о разделении власти между различными социальными слоями. Он полагал, что все ветви власти, принадлежащие людям одного сословия, составляют фактически одну и ту же власть.

Формула «не мешайте действовать» стала одним из популярнейших лозунгов классического либерализма. В годы Великой французской революции представители крупной либеральной буржуазии играли значительную роль. Их идеология более реально отражала потребности и интересы правящего класса общества, когда он вел активную борьбу с монархией и аристократией за свободу труда и производства, за равенство всех перед законом, за участие народа в делах управления. Этот период в научной литературе обозначен как период аристократического либерализма [10, с. 21].

Идейное наследие периода Просвещения  дало основание оправдать историческую правомерность буржуазных революций, определив их не только приоритет, но и уникальность. Тем самым пролетариату было отказано в праве на свое революционное развитие. Последователи французских просветителей Б. Костант, Ф. Гизо и др. в период Реставрации впервые придали либерализму сколько-нибудь оформленный характер политической и идеологической доктрины.

Поворотным пунктом в развитии либерализма следует считать  Великую французскую буржуазную революцию. Именно в это время  идеологические принципы либерализма   начинают воплощаться в политическую практику. Основополагающие идеи и установки, ставшие важнейшими системообразующими составляющими классического либерализма, были сформулированы в Декларацию прав человека и гражданина и Конституции 1791 года. Либеральные принципы в той или иной степени получили практическое осуществление в ограниченном конституционном строе, установленном во Франции в 1814 г., особенно после июльской революции 1830 г., а также в Третьей республике в 1870 г. Ощутимых успехов они добились в Швейцарии, Голландии, Скандинавских странах, немаловажную роль либералы сыграли в объединении Италии и Германии и формировании государственной системы этих стран. Своеобразным полигоном, на котором либеральные идеи проходили главную проверку и испытание, стали Великобритания и США. В России в силу комплекса причин либеральное мировоззрение укоренилось среди определенных кругов общества сравнительно позже - в конце 19 - начале 20 в. Но тем не менее представители русской общественно-политической мысли внесли собственную лепту в понимание и разработку либерализма [4, с. 20].

 

Глава 2 ДИНАМИКА ЦЕННОСТЕЙ ЛИБЕРАЛЬНОЙ  
ДОКТРИНЫ

2.1 Основы классического либерализма

 

 

Идейно-нравственное ядро классического  либерализма образовали следующие основные положения:

Абсолютная ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей. Это положение было направлено против феодальных порядков, основанных на сословном делении и привилегиях. Выдвигая этот тезис, экономически окрепшая буржуазия стремилась занять в обществе подобающее ее экономическому могуществу положение. И. Кант, отражая эти настроения, отмечал, что человек сам по себе цель и не может быть использован как орудие для достижения каких-либо иных целей. Поэтому неудивительно, что на первоначальном этапе комплекс ценностей и принципов, составляющих сущность либерализма, включал идеи гуманизма, достоинства и самоценности человека, его свободы, плюрализма мнений и убеждений.

Информация о работе Идеология либерализма