Государство структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 14:57, реферат

Описание работы

Общество как сложный коллектив индивидов, осуществляющих материальную и духовную
деятельность и связанных соответствующими материальными и идеологическими
отношениями, всегда нуждается в управлении, власти. При родоплеменном строе эту
власть осуществляет вождь или лидер, который не отделен от непосредственных
отношений между членами родового общества

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Национальная

Национально-территориальная

Централизованная

Симметричная

Конституционная

Договорная

Дуалистическая

Кооперативная

 

Конфедерация (лат. confoederatio — союз, объединение)

[править]

Политический режим

 

Демократический

Социально-демократический

Либерально-демократический

 

Антидемократический

Аристократический

Олигархический

Авторитарный

Деспотический

Тиранический

Тоталитарный

 

 

 

                                                 Функции государства

 

Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

 

С этой целью государство выполняет ряд задач:

управление хозяйством и обществом;

оборона собственной территории.

 

По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства.

 

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

[править]

                             Классификация функций государства

 

по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

 

по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

 

по значению: на основные и дополнительные,

 

по видимости: на явные и латентные,

 

по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

 

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

 

                               Внутренние функции государства

 

Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

 

 

 

 

                                       Внешние функции государства:

 

Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

 

Также проводится разделение между:

деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

 

                                                 Структура  государства

 

Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное "вещество", из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

 

  Механизм государства - это  целостная иерархическая система  государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную  власть, задачи и функции государства.

 

  Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства.

  1. Это целостная иерархическая  система государственных органов  и учреждений. Целостность ее  обеспечивается едиными принципами  организации и деятельности государственных  органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

 

  2. Первичными структурными  частями (элементами) механизма являются  государственные органы и учреждения, в которых работают государственные  служащие (чиновники, иногда их называют  управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

 

  3. Для обеспечения государственных  властных велений он имеет  непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому  уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

 

  4. При помощи механизма практически  осуществляется власть и выполняются  функции государства. 

 

  Структура механизма государства

 

  Единый и целостный механизм  государства дифференцируется (расчленяется) на составные части - органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

 

  Структура механизма государства  изменчива и разнообразна, но  при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая - только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.

 

  Многие века и тысячелетия  государственный механизм был  неразвит, его органы не были  дифференцированы по составу  и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних  этапах развития капиталистического  государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.

 

  Механизм современного государства  отличается высокой степенью  сложности, многообразием органов  и учреждений, подразделяется на  крупные подсистемы. Так, одну его  подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция.

 

  К органам государства примыкают  государственные учреждения, которые  властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции  в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

   

  Понятие и признаки государственного  органа

 

  Первичным и важнейшим структурным  элементом механизма государства  является орган государства.

 

  Государственный орган - это  звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

 

  Раскрытие понятия, признаков  данного органа позволяет глубже  познать механизм государства  в целом.

 

  1. Хотя орган государства  и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

 

  2. Орган государства состоит  из государственных служащих, которые  находятся в особых правоотношениях  между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

 

  Положение, права и обязанности  государственных служащих определяются  законом и обеспечивают их  правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

 

  К числу государственных  служащих относятся и должностные  лица, которые обладают властными  полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

 

  Служащие государства непосредственно  материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается  на общество. Они получают заработную  плату в государственном органе  согласно занимаемой должности.

 

  3. Органы государства имеют  внутреннее строение (структуру). Они  состоят из подразделений, скрепленных  единством целей, ради достижения  которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны  соблюдать.

 

  4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции - властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация орг ном государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.

 

  5. Согласно своей компетенции  орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

 

  6. Для осуществления своей  компетенции орган государства  наделяется необходимой материальной  базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

 

  7. Наконец, орган государства  активно участвует в реализации  функций государства, используя  для этого соответствующие формы  и методы.  

 

  Виды органов государства

 

  Органы государства классифицируются  по различным основаниям По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.

 

  По объему властных полномочий  органы государства классифицируются  на высшие и местные. Правда, не  все местные органы являются  государственными (например, органы  местного самоуправления). Высшие  органы государства наиболее  полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

 

  По широте компетенции выделяются  органы государства общей и  специальной компетенции. Органы  общей компетенции правомочны  решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя  законы, активно участвует в осуществлении  всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то, одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

 

  Органы государства бывают  выборные и назначаемые, коллегиальные  и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Информация о работе Государство структура и функции