Государство: структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 11:03, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить теоретические аспекты государства.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие государства;
- определить структуру государства;
- выявить основные функции государства.

Содержание работы

Введение ...................................................................................................... 3
1. Понятие государства ............................................................................... 4
2. Структура государства ............................................................................ 8
3. Функции государства ............................................................................ 11
Заключение .............................................................................................. 16
Список литературы .................................................................................... 17

Файлы: 1 файл

политилогия реферат.docx

— 34.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Государство: структура и функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

Введение ...................................................................................................... 3

1. Понятие  государства ............................................................................... 4

2. Структура  государства ............................................................................ 8

3. Функции  государства ............................................................................ 11

Заключение .............................................................................................. 16

Список литературы .................................................................................... 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучение  теоретических вопросов о государстве  достаточно актуально в настоящее  время. Это объяснятся изменением политической ситуации в мире и в нашей стране. Очень важно понимать, что конкретно  полнимается под государством. Знание структуры и функций государства  помогают более граомтно строить  внешнеполитические отношения и  развивать политику внутри страны. Государство – это основной институт политической системы, выполняющий функции административно–регулятивного управления обществом. Происхождение государства обусловлено естественными попытками человеческих сообществ создать производящее хозяйство для защиты от природных катаклизмов и от враждебных действий других этносов. Отсутствие возможностей для развития производящего хозяйству делает невозможным возникновение государства. Влияние естественно-природных и географических факторов проявилось в вариантах развития государства. Государство представляет собой процесс самоорганизации общества посредством формирования специального аппарата власти, обеспечивающего целостность и развитие общества. Субъекты общества по мере своего развития осознают потребность в создании и использовании политико-правовых норм взаимодействия. Их реализация обеспечивается легитимными механизмами поддержки созидательной активности и подавлением эгоизма, разрушающего целостность и стабильность общества. Данными положениями объясняется актуальность выбранной темы.

Цель  работы – изучить теоретические  аспекты государства.

Задачи  работы:

- рассмотреть  понятие государства;

- определить  структуру государства;

- выявить  основные функции государства.

Изучение  теоретических вопросов о государстве  происходило на основе: учебной и  научной литературы, интернет-источников.

1. Понятие государства

 

Государство - это коллективная общность, которая  обладает в отношении составляющих ее свободных индивидов особыми  правами на подчинение их коллективной воле.

Другое  определение рассматривает государство  как общность людей, размещенных  на принадлежащей им территории и  обладающих такой организацией, в  результате которой общество в отношениях со своими членами обладает высшей властью.

Государство в классическом понимании этого  слова, есть аппарат подавления одного класса другим. Наиболее ярко эта точка  зрения выражается в марксистской литературе.

На мой  взгляд, данная точка зрения не является ни главной, ни абсолютной. Для того чтобы объяснить свое мнение я рассмотрю вопросы происхождения государства, и далее, более подробно, я рассмотрю функции государства.

Существует  множество теорий происхождения  государства: разные варианты теологической  теории выводили государство из божественных начал; органическая теория по сути отождествляла  государство с живым организмом, частями которого будто бы являются люди и их объединения; теория насилия  объясняла возникновение государства  внутренними столкновениями в обществе и внешним насилием (войнами ); договорная теория исходила из того, что государство явилось результатом добровольного соглашения между его подданными для защиты их общих интересов; патриархальная теория представляла государство как большую разросшуюся семью, во главе с отцом-монархом1.

Однако, на мой взгляд ни одна из вышеперечисленных теорий не обладает достаточными доказательствами, чтобы ее можно было принять за основу.

 Проблема  происхождения государства и  права наиболее обстоятельно  исследованы в известной работе  Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». По мнению автора, человечество прошло три стадии: дикость, варварство и цивилизация, различающиеся главным образом степенью развития производственных сил. По мнению автора, толчком для возникновения государства послужило совершенствование орудий труда, что привело к расслоению общества и появлению угнетателей и угнетенных, а также аппарата (государства) для охраны сложившегося строя. Таким образом Ф. Энгельс является сторонником классического определения государства. Считаю точку зрения автора правильной.

Для того чтобы сложилось правильное и  полное представление о государстве, его сущности, функциях, структуре, необходимо рассматривать их в тесной взаимосвязи на основе структурно-функционального  анализа этих понятий.

Не следует абсолютизировать те или иные недостатки формулировок государства, поскольку содержание все равно преимущественно раскрывается через анализ его структуры и функций, тем более, что многие западные и российские политологи считают, что понятие «государство» в современных условиях используется не для обозначения организованного общества, имеющего автономное правительство, а для обозначения системы организаций и учреждений, руководящих этим обществом.

Следует иметь в виду, что сегодня термин «государство» употребляется в  узком и широком смысле. В узком  смысле государство - это основной институт политической системы, осуществляющий функции власти и управления в  обществе. В широком смысле слова  государство – это общность людей, объединенных общими интересами и властью  и проживающих на определенной территории. В этом смысле термин «государство»  отождествляют с понятиями «общество», «страна». В этом значении говорят, например, о французском, немецком, российском государстве, имея в виду все представляемое государством общество.

Современное государство имеет ряд характерных  черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются им в качестве критериев признания  отдельных государств субъектами международных  отношений. Такими критериями являются три элемента государства:

а) территория;

б) население (народ);

в) суверенная власть.

Территория  – это физическая, материальная основа государства, его пространственная характеристика. Так, территория российского  государства занимает 1/7 часть суши планеты, а, к примеру, территория княжества  Монако занимает всего 1.95 км. Независимо от размеров территории государство обязано заботиться о территориальной целостности и суверенитете своей территории2.

Население – это народ, проживающий на территории данного государства и подчиняющийся  его власти. Не может быть государства  без народа, но народ без государства  может быть. Так, еврейский народ  до 1948 года не имел своего государства. До настоящего времени курды, проживающие  в разных государствах, своего не имеют. Народ любого государства объединяется понятием гражданства. Оно означает юридически оформленные взаимные права  и обязанности индивида и государства.

Суверенная  власть – это определяющий признак  государства. Суверенитет (франц. souverainete – верховная власть). Государственная  власть суверенна, т.е. обладает верховенством  внутри страны и независимостью в  отношениях с другими государствами. Являясь суверенной, государственная  власть обладает тремя свойствами:

1) распространяется  на все население и на все  общественные, в том числе, политические  организации; 

2) обладает  прерогативой отменить любые  проявления всех иных общественных  властей; 

3) имеет исключительные  средства воздействия, которыми  никто, кроме нее, не располагает:  армия, службы безопасности и  т.д. 

Только  государственная власть обладает правом на применение насилия. Однако это право  строго определено и регламентировано законом.

В связи  с определением сущности государства  следует сказать о том, что  в недавнем прошлом понятия «Родина» и «государство» считались синонимами. Так в Уголовном кодексе СССР была статья 64, которая называлась «Измена Родине». Ни в одном демократическом государстве нет в законе статьи под таким названием. У нас отождествление этих понятий стало возможно только в силу тоталитарного характера политической власти в СССР. Нельзя отождествлять понятия «Родина» и «государство».

Государство отличается от других политических институтов следующими основными признаками3:

1. Наличием  особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции власти  и управления.

2. Монополией  на принудительную власть в  отношении населения, проживающего  на территории государства; для  навязывания своей воли государство  располагает аппаратом насилия  (армией, службами охраны порядка  и безопасности).

3. Правом  и возможностью осуществления  внутренней и внешней политики (экономической, социальной, военной  и др.) от имени всего общества  внутри и вне страны.

4. Суверенным  правом издания законов и правил, обязательных для населения.

5. Организацией  власти по определенному территориально-муниципальному  делению;

6. Монопольным  правом на взимание налогов  и сборов с населения, на  формирование общенационального  бюджета.

2. Структура  государства

 

Государство как определенная политическая структура  обладает сложным строением. Традиционно  выделяют три ветви государственной  власти4:

- законодательную,

- исполнительную,

- судебную,

имеющие в  различных странах разное название и структуру.

Часто образно  говорят о «четвертой» власти - средствах массовой информации, когда  хотят подчеркнуть их влияние  на общественные настроения и мнение. Для такой оценки есть достаточно оснований, о чем неоднократно упоминают  в своих выступлениях, мемуарах известные  государственные деятели современности. В частности, бывший президент США  Ричард Никсон в своих мемуарах пишет: «Отцы-основатели не смогли бы ... вообразить себе, до какого уровня власть бюрократии и власть средств массовой информации ограничат президента... Хотя средства массовой информации прямо и не ограничивают президента, они тем не менее оказывают огромное влияние на избирателей, без поддержки которых он не может эффективно править страной».

Но не следует понятие «четвертая власть»  рассматривать наравне с законодательной, исполнительной и судебной властями, которые могут непосредственно  воздействовать на общество, различные  сферы его жизни. В демократическом  обществе средства массовой информации способствуют формированию у широких  масс людей нравственных критериев, оценок и ценностных ориентации в  мире политики5. То есть, воздействуя на общественное сознание, они опосредованно влияют и на экономику, и на политику, и на те же властные структуры.

Саму  идею разделения властей впервые обосновал Дж. Локк. Для поддержания режима свободы он считал необходимым разделить государственную власть на две уравновешивающие друг друга части: законодательную (парламент) и исполнительную (монарх, кабинет министров). Идея разделения власти получила свое развитие в работах Ш. Монтескье. Он первым выдвинул и обосновал разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Ш. Монтескье в разделении властей видел гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью. Сосредоточение всей власти в руках одного правителя, государственного органа или одного социального слоя, по его мнению, неизбежно ведет к такому режиму, при котором господствуют не законы, а произвол6. Он считал, что эти три властные структуры должны взаимно дополнять, контролировать и сдерживать друг друга, чтобы ни одна из властей не могла подавить другую, присвоить себе ее компетенции, наибольший объем власти должен принадлежать представительной, законодательной власти. В 1748 г. Ш.Монтескье писал: «Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую... Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы... с другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган... станет осуществлять все три вида власти».

Концепция Ш. Монтескье и сегодня лежит  в основе организации деятельности государственных учреждений и организаций  большинства развитых стран мира.

Охарактеризуем  кратко законодательную, исполнительную и судебную власти.

Законодательная власть (Федеральное собрание в России, Парламент в Великобритании, Конгресс в США, Великое национальное собрание в Турции, Риксдаг в Швеции и  т.д.) выполняет следующие основные функции: - принимает, изменяет и отменяет законы; утверждает бюджет государства;

- контролирует деятельность исполнительной власти;

Информация о работе Государство: структура и функции