Государство: структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 11:03, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить теоретические аспекты государства.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие государства;
- определить структуру государства;
- выявить основные функции государства.

Содержание работы

Введение ...................................................................................................... 3
1. Понятие государства ............................................................................... 4
2. Структура государства ............................................................................ 8
3. Функции государства ............................................................................ 11
Заключение .............................................................................................. 16
Список литературы .................................................................................... 17

Файлы: 1 файл

политилогия реферат.docx

— 34.71 Кб (Скачать файл)

- формирует и упраздняет государственные органы.

Объем полномочий законодательной власти в каждом конкретном государстве определяется Конституцией и может быть различен.

Исполнительная  власть решает вопросы текущего функционирования государственных организаций, обеспечивает исполнение основных функций государства.

Высшим  органом исполнительной власти является правительство, состоящее из министров  и других государственных деятелей. Во главе правительства стоит  премьер-министр (федеральный канцлер, председатель совета министров) или  президент. Основное назначение правительства  состоит в непосредственном руководстве  деятельностью государственного аппарата по реализации соответствующей внешней  и внутренней политики, поддержанию  порядка и стабильности в обществе.

Исполнительная  власть в своей совокупности - это  разветвленная система организаций  и учреждений, насчитывающая в  крупном государстве (Российская Федерация, США, Япония, ФРГ) не один миллион служащих.

В качестве иллюстрации можно привести состав исполнительной власти США7. Высший орган исполнительной власти (правительство) включает аппарат президента, штат советников и исполнительных агентств, а также кабинет, состоящий из 13 министров и около 60 независимых агентств. Персонал всех составляющих исполнительной власти насчитывает около 3 миллионов служащих, в том числе 310 тысяч в центральных структурах власти. В эти 3 миллиона входит более 1 миллиона гражданских лиц из военного ведомства.

Судебная  власть осуществляет правосудие, рассмотрение и разрешение уголовных дел, гражданских, трудовых и иных споров в соответствии с установленным законом порядком. Суды применяют принудительные меры для прекращения незаконной деятельности. К судебным органам относятся  суды различных инстанций. В Российской Федерации система федеральных  органов судебной власти включает: Конституционный суд, Верховный  суд, Высший арбитражный суд, иные федеральные  суды.

В различных  странах судебные системы имеют  свою специфику. К примеру, характерной  особенностью судоустройства в США  является отсутствие единой, общенациональной судебной системы. В США существуют организационно обособленные, параллельные судебные системы в каждом из 50 штатов и Федеральная судебная система. Федеральную судебную систему образуют четыре группы судов: окружные, специальные, апелляционные, специальные апелляционные. Возглавляет Федеральную судебную систему Верховный суд США - высший орган в судебной иерархии.

3. Функции государства

 

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура  государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его  назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, Проявляющееся в его  функциях, есть объективная необходимость  выполнения общественно полезной, социально  обусловленной деятельности.

Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.

Деятельность  государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.

Традиционно считается, что государство как  целостная система организаций  и учреждений выполняет две группы функций: внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся:

1. Организационно-управленческая. Ее суть заключается в регулировании  вертикальных и горизонтальных  политических отношений и форм  деятельности социальных субъектов.

2. Экономическая.  Она состоит в том, что любое  современное государство осуществляет  регулирование экономики. Разница  существует только в том, какова  мера политического влияния на  экономику. Это влияние может  быть непосредственным и всеобщим, как это было в СССР и  как оно сегодня существует, к  примеру, на Кубе, в КНДР. А может  быть преимущественно косвенным  и ограниченным, как, например, в  США, Великобритании.

В большинстве  развитых стран мира в основе государственного регулирования экономики лежат  идеи английского экономиста Д. Кейнса. Очень кратко суть кейнсианства в данном контексте сводится к следующему. Государство призвано так регулировать развитие экономики, чтобы, во-первых, обеспечивалась полная занятость рабочей силы посредством перераспределения прибыли; во-вторых, чтобы покупательная способность потребителей развивалась пропорционально развитию средств производства. В интересах регулирования экономических процессов государство использует налоговую, бюджетную, инвестиционную и кредитную политику.

3. Охраны  общественного порядка и поддержания  дисциплины.

4. Социальная. Она состоит в том, что государство  берет на себя в той или  иной мере решение проблем  здравоохранения, жилищного и  городского строительства, защиты  социальных и профессиональных  прав граждан. Государство гарантирует  предоставление пособий определенным  слоям населения, осуществляет  регулирование семейно-брачных отношений  и др.

5. Культурно-воспитательная. К этому направлению деятельности  относятся: общее и профессиональное  образование молодежи и взрослых, организация досуга, охрана художественных  и исторических памятников, финансовая  поддержка учреждений культуры (театров,  музеев, спортивных комплексов) и  др.

К основным внешним функциям государства относятся8:

1. Защита  интересов данного государства  на международной арене;

2. Обеспечение  обороны страны либо осуществление  военной и политической экспансии  в отношении других государств (агрессивные государства);

3. Развитие  устойчивых экономических, политических, культурных и прочих отношений  с другими странами.

Деление функций государства на внутренние и внешние в значительной мере условно, поскольку в большинстве  своем любая функция государства  несет и внутреннюю и внешнюю  политическую нагрузку.

Реализация  функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения  и связи между ними определяются функциями государства. Функция  всегда первична по отношению к выполняющей  ее государственной организации. Функция - это идея, необходимость деятельности, ее направление, а государственная  организация - это та материальная сила, которая воплощает данную идею, материализует  ее. Государственная функция - это  очень широкое направление деятельности и она не может быть реализована  какой-то одной государственной  организацией. Каждая из государственных  организаций в отдельности имеет  свои особенные функции, отличающиеся по масштабу от государственных функций. Функции государства выполняются  своей совокупностью государственных  организаций.

Существуют  два вида государственных организаций. К первому виду относятся государственные  организации, которые осуществляют властную, организационно-регулятивную деятельность9.

Второй  вид представляют государственные  организации, основным назначением  которых является непосредственная, практическая деятельность по выполнению функций государства. Они создаются  органами государства и управляются  ими. В зависимости от того, в какой  сфере государственной деятельности (охранительной, экологической или  культурно-воспитательной) действуют  государственные организации, они  подразделяются на три вида.

В охранительной  сфере практическое выполнение функций возложено на особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно охраняют граждан и государство от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.

В экономической  сфере действуют государственные  организации - предприятия и учреждения, основным назначением которых является производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также  оказание бытовых, кредитно-расчетных  и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные  заводы и фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и  др. ), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные  учреждения и т.д.

Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью  государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры и др.

Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями. Во всех этих сферах наряду с государственными организациями действуют частные и общественные организации и объединения. В различных современных государствах степень развития частной инициативы и частной предпринимательской деятельности неодинакова и зависит от общественного строя, политических, экономических и исторических традиций, определяется национальной психологией и особенностям быта и многими другими факторами. Частные и общественные организации и предприятия наиболее представлены в экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной сфере действуют негосударственные организации, такие, как, например, частная полиция и охрана, частные детективные организации, объединения и организации общественности по охране общественного порядка и самозащите и некоторые другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, государство - это коллективная общность, которая обладает в отношении составляющих ее свободных индивидов особыми правами на подчинение их коллективной воле.

Современное государство имеет ряд характерных  черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются им в качестве критериев признания  отдельных государств субъектами международных  отношений. Такими критериями являются три элемента государства: территория; население (народ); суверенная власть.

Государство как определенная политическая структура  обладает сложным строением. Традиционно  выделяют три ветви государственной  власти: законодательную, исполнительную, судебную, имеющие в различных странах разное название и структуру.

Деятельность  государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями  государства. Функции делятся на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся: организационно-управленческая, экономическая, охраны общественного порядка и поддержания дисциплины, социальная. К основным внешним функциям государства относятся: защита интересов данного государства на международной арене; обеспечение обороны страны либо осуществление военной и политической экспансии в отношении других государств (агрессивные государства); развитие устойчивых экономических, политических, культурных и прочих отношений с другими странами.

Деление функций государства на внутренние и внешние в значительной мере условно, поскольку в большинстве  своем любая функция государства  несет и внутреннюю и внешнюю  политическую нагрузку.

Список литературы

 

1. Абдулаев М.И. Теория государства и права. – СпБ.: Санкт-Петербург, Право, 2010. – 468 с.

2. Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. – 504 с.

3. Кодекс об административных правонарушениях.

4. Конституция Российской Федерации.

5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Дело, РАНХиГС, 2011. – 528 с.

6. Старков О.В., Упоров И.В. Теория государства и права. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 372 с.

7. Червонюк В.И. Теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2007. – 704 с.

1 Абдулаев М.И. Теория государства и права. – СпБ.: Санкт-Петербург, Право, 2010. – С.15

2 Червонюк В.И. Теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2007. – С.572

3 Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. – С.143

4 Старков О.В., Упоров И.В. Теория государства и права. – М.: Дашков и Ко, 2012. – С.81

5 Червонюк В.И. Теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2007. – С.58

6 Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. – С.159

7 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Дело, РАНХиГС, 2011. – С.328

8 Старков О.В., Упоров И.В. Теория государства и права. – М.: Дашков и Ко, 2012. – С.87

9 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Дело, РАНХиГС, 2011. – С.64

 


Информация о работе Государство: структура и функции