Функции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 11:02, реферат

Описание работы

Функции менеджмента — это целенаправленный вид управленческой деятельности, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.
Функции менеджмента — виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности.

Файлы: 1 файл

Функции менеджмента.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

В случае использования  экономических методов управления коллектив распоряжается материальными  фондами самостоятельно, так же как и полученным доходом (прибылью), заработной платой, и самостоятельно реализует свои экономические интересы. 

Содержание экономических  методов сводится к постоянному  оперированию менеджером такими экономическими категориями, как ограниченные ресурсы  и неограниченная потребность. 

В управленческой практике экономические методы руководства  чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование и финансирование. 

Рассмотрим их более подробно. 

Планирование. Это  определение стратегии управления, его задач и путей решения. Процедура планирования как одного из экономических методов руководства представляет собой совершение менеджером определенных управленческих действий с объектом планирования (объектом планирования может выступать, например, прибыль или количество работающих на предприятии) и включает в себя: 

фиксацию текущего состояния данного объекта планирования; 

фиксацию прообраза  этого объекта планирования, что  означает желательное его состояние  в будущем с позиций менеджера; 

перечень действий, совершение которых позволит трансформировать объект планирования из его текущего состояния в состояние прообраза, который фиксируется менеджером в момент планирования. 

Менеджер должен уметь из альтернативных возможных  действий выбрать одно, предварительно оценив каждую из альтернатив по эффективности (результативности), затратам и реальности. После этого данное действие должно быть включено в перечень действий, подлежащих обязательному исполнению. Последним этапом планирования является как можно более глубокая детализация планируемых действий. 

Главное в планировании как в экономическом методе руководства — выбор из всех возможных наиболее оптимальных, наиболее эффективных и наиболее результативных действий. 

Анализ. Менеджер должен в совершенстве владеть методами анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. В экономическом  анализе сердцевиной экономической работы выступают такие категории, как возможный объем ресурсов, который может быть вовлечен в организуемый производственный процесс; фиксация внеорганизационной цели организации, или текущей потребности организации, и нахождение конкретного способа использования имеющихся ресурсов ради максимально эффективного достижения внеорганизационной цели, т.е. ради удовлетворения в 

максимально высокой  степени фиксируемой в текущий  момент потребности организации. При  экономическом анализе рассматриваются факторы как внутренней среды предприятия, так и внешней. Глубокий анализ не только происходящих процессов, но и намечающихся тенденций позволяет создавать благоприятные условия для развития позитивных явлений и устанавливать преграды для нежелательных. 

Хозрасчет. Данный метод позволяет максимально  использовать экономическую и материальную заинтересованность коллектива и его  членов в улучшении производства и повышает ответственность управляющей  системы всех уровней за результаты работы. Получает все большее распространение внутрипроизводственный хозрасчет, при котором руководство предприятия использует данный метод для повышения эффективности управления отдельными его подразделениями. При этом хозрасчетное подразделение само распределяет получаемые ресурсы. 

Ценообразование. Менеджер должен стремиться к максимизации нормативной прибыли, которая может  быть увеличена на основе использования  одного из двух возможных методов  или их комбинации: 

увеличение цены на реализуемый товар (самый примитивный метод). Но это может повлечь за собой снижение объемов продаж, поэтому опытный менеджер должен быть в состоянии принимать целесообразное управленческое решение по фиксации допустимого увеличения цены при недопущении падения объема валовой 

прибыли; 

совершение конкретных действий, приводящих к внутренней реструктуризации цены товара (зафиксированная  цена сохраняется). К таким действиям  можно отнести путь сокращения (минимизацию) издержек производства. Таким образом, цена сохраняется на прежнем уровне, а сокращение одного ее компонента ведет к увеличению другого — нормативной прибыли; 

одновременное использование этих двух методов  путем одновременного увеличения цены товара и сокращения издержек производства. 

Финансирование. Данный метод также весьма эффективен. При его использовании происходит финансирование отдельных подразделений предприятия или отдельных направлений деятельности, в которых наиболее заинтересовано предприятие. 

Социально-психологические  методы управления. Известно, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Менеджер должен уметь учитывать такие факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников, что поможет сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний и на 85% — от умения работать с людьми. 

Зная особенности  поведения, характер каждого отдельного че-. ловека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Каждой группе свойственен свой психологический климат. Поэтому существенное условие образования и развития трудовых коллективов — соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и морально-психологической обстановки в коллективе производительность труда может увеличиться примерно в 1,5 раза (а может в несколько раз уменьшиться). 

Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма активно происходит при формировании рыночных отношений. Так, 91 % опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отношение к труду и распределению оплаты; 82% опрошенных работников массовых профессий «болеют» за успехи своих коллег. 

Таким образом, для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют наличность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет). 

Основное средство воздействия на коллектив — убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально  полно учитывать природу человеческого  поведения и человеческих отношений  в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. 

Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических  методов руководства очевидна, так  как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. 

Успех деятельности руководителя зависит от того, насколько  правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды. 
 

Наиболее распространенными методами оптимизации управленческих решений являются:

математическое  моделирование;

метод экспертных оценок;

метод мозгового  штурма (мозговая атака);

теория игр. 

Математическое  моделирование применяют в тех  случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. Широкое использование математических моделей позволяет дать количественную характеристику проблемы и найти оптимальный вариант ее решения.

 Основными этапами оптимизации управленческого решения с помощью математических методов являются:

Постановка задачи.

Выбор критерия эффективности, который должен выражаться однозначно, например определенным числом, и отражать меру соответствия результатов  решения поставленной цели.

Анализ и измерение  переменных величин (факторов), влияющих на величину критерия эффективности.

Построение математической модели.

Математическое  решение модели.

Логическая и  экспериментальная проверка модели и полученного с ее помощью  решения.

Разработка рекомендаций по практическому использованию  полученных результатов. 

Методы экспертных оценок применяются в тех случаях, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может  быть решена математическими методами. 

 Метод экспертных оценок представляет собой исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок. Экспертное заключение оформляется в виде документа, в котором фиксируются ход исследования и его итоги. Во введении указывается: кто, где, когда и в связи с чем организует и проводит экспертизу. Далее фиксируется объект экспертизы, указываются методы, примененные для исследования, и полученные в результате исследования данные. В заключительной части содержатся выводы, рекомендации и практические меры, предлагаемые экспертами. 

Наиболее эффективно применение метода экспертных оценок при анализе сложных процессов, имеющих в основном качественные характеристики, при прогнозировании тенденций развития торговой системы, при оценке альтернативных вариантов решения. 

Метод мозгового  штурма (мозговая атака) применяется  в тех случаях, когда имеется  минимум информации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения. Тогда приглашаются специалисты, имеющие отношение к данной проблеме, им предлагается участвовать в форсированном обсуждении ее решения. При этом строго соблюдаются следующие правила:

все высказываются  по очереди;

говорят лишь тогда, когда могут предложить новую идею;

высказывания  не критикуются и не осуждаются;       

все предложения  фиксируются. 

Обычно этот способ позволяет быстро и правильно  решить возникшую проблему. 

 Разновидностью  метода мозгового штурма является мнение жюри. Суть этого метода состоит в том, что к обсуждению проблемы привлекаются специалисты различных сфер деятельности, взаимодействующие между собой. Например, к решению о выпуске нового товара привлекаются менеджеры производственного, коммерческого и финансового подразделений фирмы. Применение данного метода способствует генерированию новых идей и альтернативных вариантов. 

 Одним из  методов оптимизации управленческих  решений в условиях рыночной  конкуренции является использование  методов, используемых в теории игр, суть которых состоит в моделировании воздействия принятого решения на конкурентов. Например, если с помощью теории игр руководство торговой фирмы приходит к выводу, что в случае повышения цен на товары конкуренты не сделают того же, то, вероятно, целесообразно отказаться от решения повысить цены, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе. 

 Методы оптимизации  управленческих решений могут  дополнять друг друга я использоваться  комплексно при выработке важных  управленческих решений. 

Выбор методов  оптимизации управленческих решений  в значительной мере зависит от информационного  обеспечения менеджмента. 
 
 

1. Виллиам С.  Гриффис Понимание и применение  исследований в области мотивации. - М, 1999.

2. Дизель Пол  М. и др. Поведение человека в организации. - М., 1993.

Информация о работе Функции менеджмента