Функции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 21:51, реферат

Описание работы

Управление в человеческом обществе существовало испокон веков. Как только люди заселили землю и стали жить племенами, сразу же появилась потребность в искусстве управления. Еще первые представители человеческого рода, объединенные в родовые общины, ежедневно решали проблемы использования собственных весьма ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов, сталкивались с вопросами разделения труда, трудовой мотивации и дисциплины.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Основные этапы развития функций управления……………………………….4
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………...12

Файлы: 1 файл

функции менеджмента реферат.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

План

Введение…………………………………………………………………………..3

Основные этапы развития функций управления……………………………….4

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управление в человеческом обществе существовало испокон веков. Как только люди заселили землю и стали жить племенами, сразу же появилась потребность в искусстве управления. Еще первые представители человеческого рода, объединенные в родовые общины, ежедневно решали проблемы использования собственных весьма ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов, сталкивались с вопросами разделения труда, трудовой мотивации и дисциплины.

 Знаменательными фактами история  подтверждает, что проблематика  управления людьми если не  стара как мир, то, как минимум, возникает приблизительно в одно и тоже время с организацией, как социальным феноменом.

Ученые-экономисты и управленцы-практики почти единогласно сходятся во мнении, что важной предпосылкой выживания наиболее эффективных организаций в конкурентной среде (что постоянно изменяется) есть формирование прогрессивного управления персоналом, который аккумулирует достижения современных управленческих подходов, ведущим лейтмотивом которых является признание людей, человеческого капитала организаций в качестве важнейшего ресурса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные этапы развития функций управления

 

Сегодня управление рассматривается как циклический процесс, который состоит из отдельных управленческих работ, называемых функциями управления.

 Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности1.

 Одним из основных компонентов  содержания управления являются  функции. Т.е. для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно получить в итоге, как организовать дело, как мотивировать и как проконтролировать. Это и есть функции управления.

 Понятие управленческих функций  и их развитие связано неразрывно с развитием самой теории менеджмента как управленческого процесса. Для того, чтобы узнать как развивались функции менеджмента и как менялось их содержание рассмотрим основные моменты в различных теориях различных школ менеджмента.

 Весомым вкладом школы научной организации управления стала идея отделения управленческих функций от фактического выполнения работы. По сути, именно Ф.У.Тейлор и его современники указали на то, что менеджмент является отдельной сферой деятельности и что организация выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.

 Эта школа стала серьезным  концептуальным прорывом, благодаря которому менеджмент превратился в самостоятельную область научных исследований. Менеджеры и ученые впервые поняли, что методы, используемые в науке и технике, можно применять для достижения организационных целей.

 Тейлору принадлежит плодотворная  идея расчленения производственного процесса на отдельные элементы, выявления наилучших способов выполнения каждого из них и обучения этому персонала. Должны отбираться наиболее способные рабочие, с которыми целесообразно проводить занятия и тренировки.

 Применение системы Тейлора потребовало новой организации управления, новых обязанностей управляющих. Главным здесь было заменить чисто линейную, "военную" организацию прямого подчинения функциональной. Особое значение придавалось функции планирования. По Тейлору, завод должен управляться не столько директором-распорядителем, сколько плановым отделом. Ежедневная работа всего завода должна направляться различными функциональными лицами так, чтобы по крайней мере в теории завод мог работать беспрепятственно даже в том случае, если бы директор-распорядитель, управляющий и их помощники, не входящие в плановый отдел, все сразу отсутствовали в течение месяца.

 Супруги Ф. и Л.Гилбреты большое  внимание уделяли оптимальной  организации труда. Они изобрели  специальный прибор – часы-микрохронометр – для фиксирования движений работников.

 Г.Гант внес существенный  вклад в систему формирования  производственных целей и контроля  их исполнения. Разработка графических  методов позволила повысить эффективность  оперативного управления на предприятии3.

 Новый импульс научных идей  связан с исследованием управленческого  процесса как такового. Данное  направление получило название  административная школа. Административная  школа связана с именами А. Файоля – во Франции, Л. Урвика  – в Великобритании, Дж. Муни, Э. Рейли, Л. Гьюлика, У. Ньюмэна, Л.Э. Аллена – в США, М. Вебера – в Германии и пр.

 Файоль выделяет шесть групп  операций, имеющих место в ходе  осуществления производственной  деятельности: технические (производство, выделка, обработка); коммерческие (покупка, продажа, обмен); финансовые (привлечение средств и распоряжение ими); страховые (страхование и охрана имущества лиц); учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.); административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

 Таким образом, Файоль в 1916 г. первым выделяет функции менеджмента. Функцию предвидения и планирования  он понимал как исследование  будущего и формулировку плана  действий; организацию – как построение  структуры, создание материальной базы производства и профессионального коллектива; координацию – как соединение и гармонизацию всех действий и усилий; а контроль – как отслеживание того, что все происходило в соответствии с установленными правилами и изданными приказами.

 Он говорил, что организация начинается со стратегического плана или определения целей; развивается как способная их воплотить структура; поддерживается контролем и взаимодействием между руководителем и рабочей силой и контролем за ее деятельностью; обретает гармонию благодаря управлению, координирующему работу разных отделов; осуществляет проверку эффективности собственной деятельности с помощью независимых штатных департаментов.

 В рамках административной  школы большое внимание уделялось  постановке целей как предпосылке любой организационной работы, а также проблеме построения организационных структур.

 Административная школа говорит, что функция менеджмента заключается  в формирование оптимальной организационной  структуры для выполнения работы, а также установлении формальных связей между каждым звеном организации.

 Представители как научного  движения, так и административного  не отвергали в целом роли  человеческого фактора в формировании  управления производством, но в  то же время и не рассматривали  его как предмет самостоятельного исследования. Возможно, это объясняется, с одной стороны, тем, что вопросы организации производства и управления исследователей интересовали в большей степени, чем какие-либо другие, а с другой – психология как наука находилась еще в стадии формирования. И все же восполнение этого пробела в общей теории управления взяли на себя исследователи психологической школы, в дальнейшем получившей название "Школа человеческих отношений". Основоположниками этого направления были М. Фоллетт, Э. Мэйо, А. Маслоу и др. Теоретики этой школы определили человеческий фактор как основу исследовательских интересов при необходимости повышения эффективности любого предприятия.

 Они предполагают, что появляющиеся  в ходе работы рабочие группы  формируют свою собственную структуру, которая обязательно должна быть включена в процесс реализации общих целей организации.

 Открытие Э.Мэйо важности  работы с группой привело его  к выводу, что внутри каждой  формальной организации существует  множество неформальных объединений, которые менеджер может побудить к увеличению производительности за счет их внутренних ресурсов. Он первым разработал концепцию взаимонаправленных коммуникаций между руководством и сотрудниками, что в то время было новинкой, как и то, что уважение к личности необходимо в отношениях между боссом и работником.

 Вместе с Э. Мэйо работал  Ф. Ротлисбергер. Он рассматривал  предприятие как целостную систему, в которой функции менеджмента  заключаются в достижении равновесия  между технической и социальной сторонами и направлять усилия работников на сотрудничество друг с другом и на достижение общей цели.

 Важную роль в формировании  этого направления сыграли также  исследования М. Фоллет, которая  была одним из первых теоретиков, обосновывающих необходимость научного исследования психологических аспектов управления. Ее концепции имели большое значение для развития управленческой практики, которое заключалось прежде всего в том, что управленческий персонал и рабочие должны относиться друг к другу как партнеры, как две части одного коллектива. Она возродила в бизнесе оценку таких вещей, как профессионализм, участие, творчество и гуманность. Она выделила три основные сферы, на формирование которых должны быть направлены функции менеджера: научное управление, человеческие отношения и администрирование.

 Позднее концепция человеческих  отношений была дополнена поведенческой  концепций (Р.Лайкерт, Д.Мак-Грегор, Ф.Герцберг), которая затрагивала такие аспекты  менеджмента, как власть, авторитет, мотивация и лидерство.

 Итак, функции управления представляют  собой составные части более  сложного процесса – процесса  управления. М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури  отмечают, что большинство экспертов  в области управления принимают  следующее его определение: управление  – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

 Функции управления характеризуют  то или иное направление активности  взаимодействия объекта и субъекта  системы управления (преимущественно воздействия субъекта на объект). Они занимают одно из ведущих мест в управленческой деятельности.

 Однако, несмотря на обретение  научной обоснованности, полной  ясности в наборе функций, их  содержании, характере и взаимосвязи  с другими элементами управленческого процесса до настоящего времени нет. Более того, по мере усложнения процесса управления в условиях глобализации, информатизации и усиления конкуренции перед наукой встают новые, все более сложные вопросы, требующие новых ответов в соответствии с реалиями современного управления. Проблема исследования функций управления в современных условиях является одной из наиболее актуальных, противоречивых и трудоемких.

 Содержание и набор функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от:

    • типа организации (делового, административного, общественного, армейского и т.д.);
    • размеров организации и сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг, выполнение работ);
    • функций внутри организации (производства, маркетинга, кадровой работы, финансов) и многих других факторов.

 Однако, несмотря на разнообразие, для всех процессов управления  в организации характерно наличие  однородных видов деятельности.

 Общие, или универсальные функции  присущи управлению любым предприятием. Они делят управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку очередности выполнения во времени в целях достижения результата.

 К числу общих большинство  авторов относят следующие функции: а) целеполагание; б) планирование; в) организацию; г) координирование (регулирование); д) стимулирование; е) контроль (учет, анализ деятельности). Общие функции определяются поведением предприятия как хозяйствующего субъекта, определенными деловыми обычаями и действующим законодательством. Эти функции тесно связаны между собой в едином процессе управления. Неудовлетворительная реализация любой из них, будь то планирование, организация или контроль, отрицательно сказываются на результатах деятельности предприятия в целом.

 Коллектив авторов под руководством Ф.М. Русинова и М.Л. Разу представляют основные функции управления в виде шести блоков взаимосвязанных и взаимодополняющих функций: а) целеполагание и стратегополагание; б) планирование и регулирование; в) организация и координация; г) мотивация, активизация и стимулирование; д) гуманизация и обеспечение корпоративности; е) контроль и оценку. Каждая функция представляет собой отдельный специфический процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность.

 В число специализированных  включаются функции материально-технического  снабжения, маркетинга, транспорта, кадрового  обеспечения.

 В.И. Кнорринг указывает, что  функции управления весьма многогранны: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), координация, мотивация, контроль и учет выполнения поставленных задач. Он считает, что существует и более детализированная классификация функций управления. Можно выделить в самостоятельные многие производственные функции, такие как маркетинг, бухгалтерский учет, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, материально-техническое снабжение, управление кадрами и качеством продукции. Любая классификация не является абсолютной, всегда в ней могут существовать смыкающиеся и даже перекрывающие друг друга элементы.

Информация о работе Функции менеджмента