Функции менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что успешная управленческая деятельность организации в существенной мере зависит от глубины знания функций менеджмента и мастерства их применения в конкурентной борьбе на внутренних и внешних рынках. Чем ниже применяемость функций менеджмента в организациях, тем чаще они разоряются, негативно воздействуя на окружающую их среду. Именно поэтому данные функции менеджмента являются важнейшим объектом исследования, как для специалистов, так и современных практиков, использующие достижения функций в процессе всей деятельности организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1.Теоретические аспекты проблемы……………………………………...5
1.1 Планирование как функция менеджмента…………………………………..5
1.2 Организация – как одна из функций менеджмента........................................9
1.3 Мотивация как функция менеджмента........................................................15
1.4 Контроль как основная функция менеджмента.........................................18
Глава 2. Анализ функции мотивации на примере фирмы ООО «Сервис-плюс»......................................................................................................................20
2.1 Общие сведения о фирме................................................................................20
2.2 Исследование особенностей мотивации профессиональной деятельности персонала ООО «Сервис-плюс»...........................................................................22
2.3 Разработка мероприятий, направленных на совершенствование мотивации в ООО «Сервис-плюс».......................................................................24
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложения……………………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

0. Курсов. Функции менеджмента.doc

— 695.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1.Теоретические аспекты проблемы……………………………………...5

1.1 Планирование как  функция менеджмента…………………………………..5

1.2 Организация – как  одна из функций менеджмента........................................9

1.3  Мотивация как  функция менеджмента........................................................15

1.4    Контроль  как основная функция менеджмента.........................................18

Глава  2. Анализ функции мотивации на примере фирмы ООО «Сервис-плюс»......................................................................................................................20

2.1 Общие сведения о фирме................................................................................20

2.2 Исследование особенностей мотивации профессиональной деятельности персонала ООО «Сервис-плюс»...........................................................................22

2.3  Разработка мероприятий, направленных на совершенствование мотивации в ООО «Сервис-плюс».......................................................................24

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы…………………………………………...37

Приложения……………………………………………………………………...39 
Введение

 

В кабинетах многих менеджеров висят плакаты со словами Анри Файоля: «Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать».1 В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления

Актуальность темы заключается в том, что успешная управленческая деятельность организации в существенной мере зависит от глубины знания функций менеджмента и мастерства их применения в конкурентной борьбе на внутренних и внешних рынках. Чем ниже применяемость функций менеджмента в организациях, тем чаще они разоряются, негативно воздействуя на окружающую их среду. Именно поэтому данные функции менеджмента являются важнейшим объектом исследования, как для специалистов, так и современных практиков, использующие достижения функций в процессе всей деятельности организации.

Степень разработанности  темы. Актуальность построения эффективных технологий менеджмента нашла отражение в большом количестве публикаций,  среди которых следует особо выделить работы: Ю.А. Арутюнова, В.А. Баринова, Д.Ю. Бусалова, Ф.Л. Быка, П.Н. Владиславлева, С.А. Дятлова, В.Г. Китушина, Е.Н. Князевой, Б.Н. Корнейчука, М.Н. Кулапова, С.П. Курдюмова, В.И. Маршева, В.П. Марьяненко, Л.Ф. Никулина, Т.А. Селищенко, М.Н. Сидорова, С.Г. Симагиной, И.В. Синько, И.К. Стрельца, П.И. Пимашкова, В.И. Приходько, С. П. Руденко, Д.С. Точа, Ю.Г. Одегова, Д.В. Удалова, Ю.А. Урманцева, С.А. Юдицкого, так и зарубежных ученых и бизнесменов: И. Адизеса, И. Ансоффа, М. Витцеля, Б. Гейтса, Ф. Котлера, К. Прахалада, И. Пригожина, И. Стенгерс, Д. Тапскотта, М. Уорнера, Т. Фридмана, Г. Хакена, С. Хокинга, Г. Хэмела, У. Эшби. В них подробно рассмотрены многие фундаментальные и прикладные вопросы менеджмента.

Проблемы  социальных отношений, трудовой мотивации  работников организации подробно изучены в работах  таких ученых, как А. Маслоу, Г. Мюррей, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор, Т. Парсонс, В. Врум, Д. Адамс, Л. Портер, В. Лоулер, У.Уши, Р.Хьюсман, Дж. Хэтфилд, Д. Синк, Ю.Н. Лапыгин, Я.Л. Эйдельман.

Проблемы  эффективности управления персоналом освещены в работах таких авторов, как А.Р. Алавердов, А.В. Александров, Л.М. Гатовский, О.В. Емельянов, В.П. Галенко, В.В. Гончаров, А.Я. Кибанов, Л.В. Шибут и др. При этом в большом количестве работ по экономической безопасности и управлению персоналом, которые появляются в последнее время, в основном используется физическая природа рассматриваемых процессов и систем.

Тема работы – Функции менеджмента.

Объект исследования - ООО «Сервис-плюс» г. Алатырь.

Предмет исследования – функции менеджмента.

Цель работы -  изучить  функции менеджмента.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты проблемы;

- проанализировать функцию мотивации на примере фирмы ООО «Сервис-плюс».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава 1.Теоретические аспекты проблемы

 

1.1 Планирование  как функция менеджмента

 

Планирование - это определение  системы целей функционирования и развития организации, а также  путей и средств их достижения. Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:

-распределения ресурсов;

-координации деятельности  между отдельными подразделениями;

-координации с внешней  средой (рынком);

-создания эффективной внутренней структуры;

-контроля за деятельностью;

-развития организации  в будущем. Планирование обеспечивает  своевременность решений, позволяет  избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и  ясный способ ее реализации, а  также даст возможность контролировать ситуацию.2

В общем, в процессе планирования можно выделить:

-процесс целеполагания  (определение системы целей);

-процесс сочетания  (координации) целей и средств  их достижения;

-процесс развития  или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.

Целеполагание - это процесс  разработки системы целей, начиная  от общих целей организации и  заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования.

Само по себе наличие  цели еще не означает, что она  будет достигнута, необходимо наличие  соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. При этом часто  от количества этих ресурсов зависит  уровень достижения цели. Так, например, для создания предприятия в определенной отрасли необходимы первоначальные вложения не менее млн. рублей. Этот финансовый ресурс обязательно должен быть в наличии, и тогда будет обеспечено сочетание цели и средства ее достижения. Как результат координации появляются планы, в которых сочетаются мероприятия по достижению целей, сроки, средства и исполнители.

Для реализации процесса планирования также необходимо иметь  налаженную организационную систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут реализованы без соответствующей организации. Должна существовать исполнительская структура. Кроме того, у организации должна существовать возможность будущего развития, так как без этого организация будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем). Будущее организации зависит от условий среды, в которой она работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация занимает в отрасли (регионе, стране).3

Весь процесс планирования в организации разделяется на два уровня: стратегический и оперативный. Стратегическое планирование - это  определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени. Эти два вида планирования соединяют организацию в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации действий. Если брать организацию в целом, то планирование осуществляется в следующем порядке:

Разрабатывается миссия организации.

Исходя из миссии, разрабатываются  стратегические ориентиры или направления  деятельности (эти ориентиры часто  называют качественными целями).

Производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации.

Определяются стратегические альтернативы.

Выбор конкретной стратегии  или пути достижения цели. Ответ  на вопрос "что делать?".

После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются:

-тактика, или как  добиться того или иного результата (ответ на вопрос "как делать?"). Тактические планы разрабатываются  на основе выбранной стратегии,  они рассчитаны на более короткий  период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников;

-политика, или обще  руководство для действий и  принятия решений, которое облегчает  достижение целей;

-процедуры, или описание  действий, которые следует предпринимать  в конкретной ситуации;

-правила, или что  должно быть сделано в каждой  конкретной ситуации.

Следует различать планирование и планы. План - это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. План является результатом процесса планирования. Планы и планирование имеют различные вариации, и их можно рассматривать с разных точек зрения.4

По широте охвата:

-корпоративное планирование (для всей компании в целом);

-планирование по видам  деятельности (планирование производства  ковров);

-планирование на уровне  конкретного подразделения (планирование  работы цеха).

По функции: производственное; финансовое; кадровое; маркетинговое.

-По подфункции (например, для маркетинга): планирование ассортимента; планирование рекламы; планирование продаж.

-По временному периоду:

-долгосрочное планирование - 5 лет и более;

-среднесрочное планирование - от 2 до 5 лет;

-краткосрочное планирование - до года.

По степени детализации  планов:

-стратегическое планирование;

-оперативное или тактическое планирование.

По обязательности выполнения:

-директивные планы для непосредственного обязательного исполнения;

-индикативные планы, которые являются ориентирными и зависят от индикаторов экономической, политической и т. д. деятельности.5

План как итог планирования для исполнителей является директивным  документом и должен включать как  обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением  сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен абсолютно точно, так как он зависит от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер. Планироваться могут конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и процедуры. Например, планирование расширения организации, планирование более совершенного техпроцесса или планирование вывода товара на рынок.

Различают три основные формы организации планирования:

"сверху вниз";

"снизу вверх";

"цели вниз - планы  вверх".

Планирование "сверху вниз" основывается на том, что руководство  создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая  форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения.

Планирование "снизу  вверх" основано на том, что планы  создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная  форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей.

Планирование "цели вниз - планы вверх" соединяет достоинства  и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие органы разрабатывают  и формулируют цели для своих подчиненных и стимулируют разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации.6

Планирование базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации.

 

1.2 Организация – как одна из функций менеджмента

 

Если планирование определяет, что именно будет делать организация, то при организации в менеджменте определяются структура организации и условия для обеспечения функционирования организации (обеспечение персоналом, материалами, финансовыми и другими ресурсами). Таким образом, организация как функция менеджмента включает в себя две составляющие:

♦ организационное проектирование;

♦ организация процесса работы.

Организация как функция  управления состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений  между всеми подразделениями  организации, определении порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.

Важная цель планирования — это разрешить неопределенность. Потребность в приспособлении к переменам — один из факторов, придающих такое важное значение планированию. Тем не менее, сколь бы важным ни было планирование, — это только начало. Организация, имеющая большое количество разных планов и не имеющая цельной схемы структуры претворения их в жизнь, обречена на неуспех. Дело в том, что функции планирования и организации тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация объединяются. Планирование готовит сцену для того, чтобы реализовать цели организации (организует структуру системы, создает аппарат, который будет «играть» на сцене), а организация как функция управления создает рабочую структуру, главным компонентом которой выступают люди. Речь идет о привнесении человеческого фактора в нечто имеющееся на бумаге (план), в нечто неодушевленное. Это значит, она должна «вдохнуть» жизнь в организацию.7

Информация о работе Функции менеджмента