Демократический политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие, сущность и основные признаки политической демократии 4
2.Демократизация, как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии 7
3.Сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: коллективистской, либеральной и плюралистической 10
Заключение 13
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Политология контрольная.docx

— 35.29 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                         3

1.Понятие, сущность и основные признаки политической демократии          4

2.Демократизация, как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии                                               7

3.Сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: коллективистской, либеральной и плюралистической       10

Заключение                                                                                                     13

Список использованной литературы                                                                 14

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим  означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип  политической системы, существующей в  стране.

Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии. [3,90]

В политологии вряд ли есть какой-либо другой термин, который использовался  и используется столь часто, как  термин «демократия». Многие ученые даже считают, что в 19 и 20 столетиях слово  «демократия», став господствующим, утратило четкое очередное, твердое содержание, а понятие «демократия» относится к числу наиболее неясных в современной политической теории.

Основная цель работы - изучить основы демократических режимов. При этом цель работы раскрывается через решение следующих задач:

-отразить понятие демократии, раскрыть  ее сущность, критерии и принципы;

- рассмотреть основные разновидности  демократических режимов;

-рассмотреть демократизацию, как главную тенденцию современного политического развития;

-проанализировать исторические  формы политической демократии;

-сделать выводы по теме.

1.Понятие, сущность и  основные признаки политической  демократии

Политическая демократия - это такая форма политической и социальной организации общества, организации политических институтов, такой способ их деятельности, которые, признавая народ в качестве источника власти, основываются на принципах равенства и свободы граждан, обеспечивают доминирование управляемых над управляющими.

Первое представление  о демократии как форме правления  возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как "правление  всех". Но при рассмотрении истории  становления демократии обнаруживается, что понятия "все" и "народ" не всегда совпадали. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной  была "первобытная демократия", где решения принимали все  взрослые члены рода или племени.

Более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права. Отметим, что современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.

Основные признаки демократического политического режима:

1. Верховная власть народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.

2. Периодическая выборность  основных органов власти позволяет  обеспечить четкий легитимный  механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

3. Равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин - один голос" раскрывает смысл политического равенства.

4. Гарантия основных прав  человека. Права человека характеризуют  принципы отношений между государством  и гражданами и определяются  как свободы. Свобода - это защищенность  личности от произвола других  людей и власти, защита от нищеты  и голода. В преамбуле Всеобщей  Декларации прав человека, принятой  Генеральной ассамблеей ООН в  1948 г., описаны четыре свободы:  свобода слова, свобода убеждений,  свобода от страха и свобода  от нужды. Эти, а также другие  свободы ассоциируются с несколькими  категориями прав.

5.Принцип разделения властей  на законодательную, исполнительную и судебную в построении государственного аппарата позволяет избежать возможности злоупотреблений со стороны любой из ветвей власти.

6.Наличие развитой системы  представительства (парламентаризма).

7.Политический плюрализм.  Дает возможность легально действовать  не только политическим и общественным  движениям, поддерживающим политику  правительства, но и оппозиционным  партиям и организациям.

8.Демократическая процедура  принятия решений: выборы, референдумы,  парламентское голосование и  др. [4,115] 

В зависимости от того, как  народ участвует в управлении, кто и как непосредственно  выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все  граждане сами непосредственно участвуют  в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может  иметь практический смысл только при относительно небольшом числе  людей, например, в общинных или племенных  советах или в местных органах  профсоюзов, где все члены могут  собраться в одном помещении  для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или  большинством голосов.

Важным каналом участия  граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией  состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле над их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой.

Суть представительной демократии - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в  принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях. [3,111]

Существуют также основные концепции демократии. Выделяют 3 группы теорий или концепций демократии:

1.теории коллективистской  демократии; 

2.теории либеральной  демократии;

3.теории плюралистической демократии. 

Их характеристика будет рассмотрена в третьем параграфе данной работы.

 

2.Демократизация, как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии.

Демократизация - внедрение  демократических начал, реорганизация  какого-либо общества на демократических  основах. Главные направления демократизации:

-привлечение граждан к управлению делами общества и государства,                                                                                           создание условий для проявления инициативы отдельных лиц, представительных органов власти, общественных организаций, трудовых коллективов, развитие самоуправления общества;

-свободное развитие каждой нации и народности, укрепление их равноправного сотрудничества, постоянное укрепление законности и правопорядка; расширение гласности;

-регулярный учет общественного мнения при обсуждении и решении государственных и общественных дел, совершенствование избирательной системы.

В политики популярная теория «волн» демократизации, согласно которой современные институты  демократического правления – полиархия – утверждались этапами, причем на каждом из них этот процесс затрагивал разные группы стран, а за расширением ареала демократии (подъемом демократизации), следовало его некоторое сокращение (откат демократизазии). Первая «волна» демократизации стала нарастать со второй половины XIX в. и достигла пика незадолго после завершения первой мировой войны. Вторая «волна» была стимулирована победой союзников во второй мировой войне и процессами деколонизации, длившимися до 1960-х. гг. Наконец, третья «волна» демократизации началась в сер. 1970-х гг. с падения авторитарных режимов в Португалии, Испании, Греции и др. Так что к концу второго тысячелетия ареал распространения демократии охватывает почти все промышленно развитое северное полушарие вместе с целым рядом стран, включая такие крупнейшие, как Индия. [5,87-88]

Демократия –  это хрупкая система, и, если не создавать  соответствующих условий для  ее поддержания, она может быть разрушена. Общество зачастую ожидает немедленной  отдачи от избранной власти, не задумываясь  над тем, что сами граждане делают для того, чтобы система работала эффективно, чтобы представители  народа выражали его интересы, были подконтрольны и управляемы. Такая  проблема характерна и для России, вставшей на путь демократического развития, граждане которой не избалованы вниманием  власти и не искушены в демократических  тонкостях и нюансах. Как показывает опыт развитых стран, у демократии существуют серьезные проблемы, разрешение которых  является необходимым условием ее эффективного функционирования.

Демократия  имеет  превосходства  и  недостатки,  сильные  и слабые

стороны:

Достоинства демократического режима:

-Наличие возможности свободного выбора

-Учёт мнения большинства

- Отсутствие монополии на власть

-Уважение прав и свобод граждан

- Наличие конкуренции мнений, возможности согласования интересов

Недостатки демократии:

- Опасность тирании большинства

- Опасность перерастания конкуренции в конфронтацию

-Замедленный процесс принятия решений

-Вероятность прихода к власти в результате выборов непрофессионалов. [4,96]

Вопрос с демократией  в России стоит особенно остро. В  соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое  государство. Его демократизм находит  выражение, прежде всего, в обеспечении  в нём народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. К сожалению, содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации её народ на деле всё больше отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть избирателей. [1]

Не реализуется, в полной мере на практике и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими  властями. Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции  РФ о местном самоуправлении, которое  там, где оно создано, носит в  значительной мере формальный характер.

Всё это говорит о том, что становление в России подлинно демократического государства потребует  ещё немало времени и усилий её народа для создания условий, в которых  конституционные нормы, предусматривающие  построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы. [2,112-113]

 

3.Сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: коллективистской, либеральной и плюралистической

Либеральные демократии исходят из приоритета прав личности над правами  государства. Поэтому они первостепенное внимание уделяют созданию институциональных, правовых и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих любое  подавление личности властью. В этих целях либеральные демократии стремятся  создавать механизмы, позволяющие  обеспечивать права индивида за счет ограничения власти большинства. Сфера  деятельности государства здесь  сводиться, главным образом, к охране общественного порядка, обеспечению  безопасности и юридической защите прав граждан. Важное значение при такой форме демократии придается разделению властей, совершенствованию механизмов их взаимного сдерживания и уравновешивания с целью предотвращения злоупотреблений властью, создания условий для проявления автономии личности.

Информация о работе Демократический политический режим