Демократический политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

Демократический режим характеризуется либеральными методами управления обществом со стороны государства, соблюдением общепризнанных прав и свобод человека, политическим плюрализмом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии…………………………………………………………………..……4
2. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии………………………………..6
3. Дайте сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Охарактеризуйте их сильные и слабые стороны……….9
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованной литературы………………………….………………..14

Файлы: 1 файл

политология кр.docx

— 30.38 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии…………………………………………………………………..……4

2. Демократизация как  главная тенденция современного  политического развития. Условия  эффективности демократии………………………………..6

3. Дайте сравнительный  анализ трех исторических форм  политической демократии Нового  времени: либеральной, коллективистской  и плюралистической. Охарактеризуйте  их сильные и слабые стороны……….9

Заключение………………………………………………………………………13

Список использованной литературы………………………….………………..14

 

Введение

    Понятие и существование того или иного политического режима в жизни общества играют весьма важную роль, гораздо большую, чем форма правления или форма государственного устройства.

  Совершенно неважно — живешь ты в республике или под сенью монарха, федерация или единое государственное образование досталось тебе в наследство от предков. Главное — как, какими методами это общество управляется, насколько, власть заботится о своих гражданах, уважает их права, интересы, вмешивается или нет государство в деятельность негосударственных структур, в личные дела граждан. В этом и заключается особенность того или иного политического режима, его тип.

  Широкое распространение во многих странах мира получил демократический режим. Слово демократия в переводе с греческого означает власть народа. Однако в политологической литературе существует множество мнений о принципах осуществления этой власти. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства и ограничении и контроля над ней, основных правах граждан, разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, защите интересов меньшинства и т. д.

   Исторический генезис  демократии длителен, многообразен  и противоречив. Он не завершился  и поныне. Ни одна политическая  система в мире пока не воплощает  в себе идеалы демократии, а  представляет лишь результат  «многоступенчатого, продолжающегося  исторического процесса».

Политическая наука стремится  сформулировать теоретический образ, идеал демократии и соотносит  его с реально существующими  демократическими формами организации  социально-политической жизни. Современное  понимание демократии – это соединение двух идущих навстречу друг другу  тенденций: от идеала к реальности, от реальности к идеалу.

1. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии

  Демократический режим характеризуется либеральными методами управления обществом со стороны государства, соблюдением общепризнанных прав и свобод человека, политическим плюрализмом. Решающими аргументами являются методы убеждения, а не принуждения. Методы воздействия ограничены законом и находятся под демократическим контролем со стороны общества. Признаки демократического режима: народ — источник власти; выборность органов власти и ее регулярная сменяемость; конкурентная многопартийная система; легальная политическая оппозиция; реальная свобода слова; стремление к созданию гражданского общества и правового государства. Рассмотрим их подробнее.

    1. Народ — источник власти. При демократическом режиме, контроль над властью находится в руках общества, которое ее избирает и вручает ей определенные полномочия. Абсолютная монархия ограничивает права и возможности народа реально влиять на власть, препятствует созданию и осуществлению демократического режима.

    2. Выборность органов власти и ее регулярная сменяемость. Пребывание на посту президента страны, губернатора или мэра ограничено определенным сроком. И даже лицо, пользующееся безусловной поддержкой населения, в условиях подлинной демократии не может рассчитывать на исключение и продление срока своих полномочий. Не происходит закостенелости власти, она постоянно находится под контролем общества.

     3. Конкурентная многопартийная система. Идеологи оппозиционных политических партий нацелены на выявление и выставление на всеобщее обозрение недостатков своих политических оппонентов, находящихся у власти. Жесткая конкуренция обеспечивает необходимость правящей партии постоянно следить за результатами своей деятельности, делать их привлекательными для избирателя.

       4. Легальная политическая оппозиция.   Для существования реальной демократии в обществе наряду с многопартийностью должна существовать легальная политическая оппозиция, способная жестко критиковать власти, не опасаясь быть разогнанной и подавленной. Оппозиция есть защитный клапан свободного демократического общества. Его регулярные свистки предупреждают общество о появлении опасности тоталитаризма или авторитарности. Если этот клапан запаять, то общество обречено рано или поздно увидеть взрыв котла общественных страстей.

    5. Реальная свобода слова. Демократический политический режим всегда исходит из того, что свобода слова, возможность открыто высказать свое мнение по любому вопросу — неотъемлемый атрибут свободного общества. Именно об этом напоминает известное изречение Вольтера: «Я могу быть не согласным с вашим мнением, но я готов отдать свою жизнь за то, чтобы вы имели возможность его высказать».

     6. Стремление к созданию гражданского общества и правового государства. Создание гражданского общества означает постепенную передачу властных полномочий, принадлежавших ранее исключительно государству, иным негосударственным, гражданским общественным институтам. При этом власть сама способствует развитию форм участия общественности, граждан в управлении делами общества. Некоммерческие организации, благотворительные фонды и т.д., все более развитое самоуправление — вот показатели развитого гражданского общества, созданию которого способствует демократический политический режим.

   Современное понятие  демократии требует социальной  эмансипации личности, уважения  ее достоинства и независимости  мышления, фундаментальных прав  и свобод. Демократия нуждается  в свободе информации и плюрализме  общественной жизни в целом. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

2. Демократизация  как главная тенденция современного  политического развития. Условия  эффективности демократии

   Демократизация - внедрение демократических начал, реорганизация какого-либо общества на демократических основах. Главные направления демократизации: привлечение граждан к управлению делами общества и государства; создание условий для проявления инициативы отдельных лиц, представительных органов власти, общественных организаций, трудовых коллективов, развитие самоуправления общества; свободное развитие каждой нации и народности, укрепление их равноправного сотрудничества; постоянное укрепление законности и правопорядка; расширение гласности; регулярный учет общественного мнения при обсуждении и решении государственных и общественных дел; совершенствование избирательной системы.

   В политике популярная теория «волн» демократизации, согласно которой современные институты демократического правления утверждались этапами, причем на каждом из них этот процесс затрагивал разные группы стран, а за расширением ареала демократии (подъемом демократизации), следовало его некоторое сокращение (откат демократизации).

   Первая «волна» демократизации стала нарастать со второй половины XIX в. и достигла пика незадолго после завершения первой мировой войны. Вторая «волна» была стимулирована победой союзников во второй мировой войне и процессами деколонизации, длившимися до 1960-х. гг. Наконец,

третья «волна» демократизации началась в сер. 1970-х гг. с падения  авторитарных режимов в Португалии, Испании, Греции и др. Так что к  концу второго тысячелетия ареал  распространения демократии охватывает почти все промышленно развитое северное полушарие вместе с целым  рядом стран, включая такие крупнейшие, как Индия.

   Демократия – это хрупкая система, и, если не создавать соответствующих условий для ее поддержания, она может быть разрушена. Общество зачастую ожидает немедленной отдачи от избранной власти, не задумываясь над тем, что сами граждане делают для того, чтобы система работала эффективно, чтобы представители народа выражали его интересы, были подконтрольны и управляемы. Такая проблема характерна и для России, вставшей на путь демократического развития, граждане которой не избалованы вниманием власти и не искушены в демократических тонкостях и нюансах.

   Как показывает опыт развитых стран, у демократии существуют серьезные проблемы, разрешение которых является необходимым условием ее эффективного функционирования.

   В числе главных экономических препятствий демократическому развитию американский политолог С. Хантингтон называет бедность, поэтому будущее демократии он связывает с развитой экономикой. То, что мешает экономическому развитию, является препятствием и для распространения демократии. «Большинство бедных обществ останутся недемократическими до тех пор, пока будут оставаться бедными», - заключает американский ученый.

  Для постсоциалистических стран существует особенная проблема: введение рыночной экономики и демократии одновременно, причем реформа экономического устройства общества должна проводиться путем принятия политических решений. Такая задача - учреждение класса предпринимателей - не стояла ни в одном из прежних переходов к демократии. Как показывает демократическая практика, именно рынок способствует развитию демократии, а не демократия – появлению рынка. Развитое рыночное общество только до определенной степени делает конкурентную демократию эффективным способом внутригосударственного согласования интересов и достижения социального мира.

    Возникает противоречие: рыночная экономика устанавливается в условиях, предшествующих демократии, так как поощрение ее развития происходит путем ограничения демократических прав. Только развитая рыночная экономика порождает социально-структурные предпосылки для стабильной демократии и содействует достижению общественного согласия. Однако введение такой системы является политическим проектом, который может рассчитывать на успех только при условии демократической легитимности. Если ни демократия, ни рынок не будут желаемыми для большинства населения, то, по выражению К.Оффе, «мы имеем дело с «ящиком Пандоры», полным парадоксов, перед которыми капитулирует любая «теория» перехода». Чтобы демократическое развитие стало реальностью, граждане должны иметь достаточный запас терпения и оптимизма, так как они вынуждены быстро приспосабливаться к новому положению и весьма продолжительное время дожидаться позитивных результатов реформ.

      Демократический процесс способствует повышению самостоятельности народа, который учится поступать правомерно. Опыт самостоятельных действий у российского народа очень короткий. Российская политическая практика 1990-х - начала 2000-х гг. свидетельствует о все более заинтересованном участии людей в управлении, о повышении требовательности к руководителям, о критическом отношении к деятельности политических партий и общественных объединений, претендующих на защиту интересов различных социальных групп. Это бесценный опыт, который будет всегда востребован и на основании которого люди учатся не совершать ошибки.

   Несмотря на все трудности, с которыми приходится сталкиваться демократии на своем тернистом пути, актуальной останется мысль, высказанная Робертом Далем: «Демократическая идея не утратит своей привлекательности для людей в недемократических странах, и, по мере того как в этих странах будут формироваться современные, динамичные и более плюралистические общества, их авторитарным правительствам станет все труднее противодействовать устремлениям к расширению демократии».

 

3. Дайте сравнительный  анализ трех исторических форм  политической демократии Нового  времени: либеральной, коллективистской  и плюралистической. Охарактеризуйте  их сильные и слабые стороны

   Настороженное отношение либерализма к массам повлияло на либеральную демократию, которая явилась как бы сплавом либеральной идеи ограничения произвола власти с помощью индивидуальных прав и демократического принципа народного суверенитета. В целом же этой модели демократии в ее классическом варианте (XIX — начало XX в.) присущи следующие характерные черты:

1.Отождествление народа  как субъекта власти с собственниками—мужчинами, исключение низших слоев, прежде  всего наемных рабочих, а также  женщин из числа обладающих  избирательным правом граждан. 

2.Индивидуалистичность, признание  личности первичным и главным  источником власти, приоритет прав  индивида над законами государства.  Права личности в целях защиты  закрепляются в конституции, неукоснительное  выполнение которой контролирует  независимый суд.

3. Узкополитический, формальный характер демократии, вытекающий из узкого, негативного понимания свободы как отсутствия принуждения, ограничений.

4.Парламентаризм - преобладание представительных форм политического влияния.

5.Ограничение компетенции  и сферы деятельности государства  преимущественно охраной общественного  порядка, безопасности и прав  граждан, социального мира и  т.п., его невмешательство в дела  гражданского общества, экономические,  социальные и духовно-нравственные  процессы.

Информация о работе Демократический политический режим