Бюрократия как принцип организации и функционирования аппарата государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Феномен бюрократии известен человечеству с давних времен, и всегда он находил своего исследователя, поскольку с бюрократией неразрывно связано само государство. Естественно, данный вопрос всегда является актуальным, так как государство – это ядро политической системы, а бюрократия – это организация государственного управления, то есть организация самого ядра. Причем достаточно действенная на сегодняшний день.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БЮРОКРАТИИ 5
1.1. Возникновение бюрократии в Византии 6
1.2. Бюрократия в средневековых государствах Западной Европы 7
1.3. Становление бюрократии в России 9
ГЛАВА 2. ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ «БЮРОКРАТИЯ» 13
2.1. Формирование бюрократии 14
2.2. Бюрократия и бюрократизм 15
ГЛАВА 3. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ БЮРОКРАТИИ 18
3.1. Понимание бюрократии Карлом Марксом 18
3.2. Понимание бюрократии Максом Вебером 21
ГЛАВА 4. БЮРОКРАТИЯ В РОССИИ СЕГОДНЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

111.docx

— 70.41 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что создание современной  государственной службы в России должно происходить параллельно  с формированием гражданского общества. Однако сегодня гражданское общество складывается в нашей стране спонтанно  и государство часто не только не содействует этому процессу, но и препятствует ему.

На современном же этапе  государственная бюрократия всех уровней, унаследовавшая прежнюю систему  властных отношений, представляет собой  одну из главных угроз становлению  в России гражданского общества. Поэтому  для ее предотвращения необходима четкая концепция и последовательность в осуществлении модернизации государственной  службы. В противном случае у бюрократии может появиться реальная возможность  узурпировать власть и навязать обществу свои интересы в качестве общезначимых. 

Таким образом, бюрократия как  явление характерна и для современной  России. Сейчас развитие бюрократии определяется многими противоречивыми факторами, а в её формировании присутствуют различные тенденции, но с уверенностью можно сказать лишь одно: нашей  стране необходима такая управленческая организация, которая действовала  бы в интересах народа, способствовала бы, а не мешала, построению гражданского общества и правового государства. И я думаю, что реформы, направленные на модернизацию государственной службы, в конечном итоге помогут достигнуть данной цели.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение данной работы мы сформулируем общие теоретические выводы и изложим практические рекомендации по использованию полученных результатов в практической деятельности.

Если мы обратимся к истории  развития бюрократии, то мы увидим, что  она всегда являлась неотъемлемой частью развития общества и государства. Это  говорит о эффективности такой организации государственного управления. Но вместе с тем бюрократия часто являлась одним из средств эксплуатации народных масс, о чем, разумеется, не следует забывать.

Если говорить об общих выводах, то необходимо отметить, что само понятие  бюрократии является достаточно сложным  для изучения, поскольку в общепринятом смысле этот термин носит исключительно  негативную окраску, то есть общественное мнение подчас забывает о положительных  свойствах данного принципа. Поэтому  чрезвычайно важно разделять  понятия «бюрократия» и «бюрократизм». 

Ученые же понимают бюрократию по-разному. Карл Маркс, впервые давший научное  понимание природы и существа бюрократии, воспринимал ее исключительно  как негативное явление. Он вывел  такие черты бюрократии, как формализм, бездушие, бюрократический произвол.

Противоположного мнения придерживался  немецкий социолог Макс Вебер, рассматривавший  бюрократию как «естественную» и «необходимую» форму всякой социальной организации. Сам термин «бюрократия» приобрёл у Вебера позитивный характер и относился к организации вообще. Необходимо сказать, что Вебер является автором теории рациональной бюрократии.

Теперь же следует сказать о  бюрократии в современной России. Ее развитие характеризуется противоречивыми  тенденциями: с одной стороны, делаются попытки реформ с целью взятия ее под контроль, с другой – происходит бюрократизация государственного управления, оформление бюрократии в самостоятельный политический класс.

Данная работа, на мой взгляд, имеет  достаточно высокую практическую значимость, поскольку бюрократия является неотъемлемой частью государственного аппарата, служит одним из принципов его организации  и функционирования.

Таким образом, без знания сущности бюрократии невозможно понять как действует  государственный аппарат, невозможно увидеть тенденции его развития, а так же представляется трудной  разработка политики государства как в целом, так и в определенных сферах его деятельности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Конституция Российской  Федерации. – М.: Юридическая литература, 2012.

2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной  службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской  Федерации. – 2003. - № 22. – Ст. 2063.

3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной  гражданской службе Российской  Федерации » // Собрание законодательства  Российской Федерации. – 2004. –  № 31. – Ст.3215.

4. Вебер М. Избранное.  Образ общества. – М.: Юристъ, 1994. – 704 с.

5. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - 5 изд. - т. 33. - М.: Издательство политической литературы. - 1967.

6. Маркс К. и Энгельс Ф. - Соч., 2 изд. - т. 1 – М.: Государственное издательство политической литературы. – 1955.

7. Покровский М.Н. Русская история с древнейших времен. - т. 2. - М., 1933.

8. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2005. – 464 с.

9. Фролов С.С. Социология  организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 384 с.

10.  Большая советская энциклопедия: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2001.

11. Российский гуманитарный  энциклопедический словарь: В  1 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2008.

12. Масловский М.В.  Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология (монография). Режим доступа: World Wide Web. URL: http://socnet.narod.ru/library/authors/Maslovskiy/Burocracy/burocracy.htm. 28.04.2012.

13. Людвиг фон Мизес. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. [Электрон. ресурс]: институт свободы Московский Либертариум, 1994 – 2011. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.libertarium.ru/l_lib_buero. 28.04.2012.

14. Бюрократия [Электрон. ресурс]: Онлайн Энциклопедия «Кругосвет», 2001 – 2009. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.krugosvet.ru. 28.04.2012.

1 Королевский домен (франц. domaine, от лат. dominium — владение) - наследственные земельные владения короля в странах Западной и Центральной Европы в средние века. Включал вотчины, крепости, города, леса и пастбища, разбросанные в разных районах страны.

2 Представитель абсолютизма в западноевропейском смысле слова – представитель личной власти, не связанной традициями феодального общества.

3 Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 1 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002

4 Там же. – 1 т.

5 Современная энциклопедия. 2002.

6 Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

7 Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001 – § 5.3

8 Ф. Энгельс - немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса.

9 Маркс К. и Энгельс Ф. - Соч., 2 изд. - т. 1 - с. 270

10 Маркс К. и Энгельс Ф. – Указ. соч. - с. 271

11 Большая советская энциклопедия: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1978.

12 Ленин В.И. Полн. собр. соч. - 5 изд. - т. 33- с. 115.

13 Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – С. 185.

14 Мухаев Р.Т. Указ. соч. – С.186

15  Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994 - С.71.

16Мухаев Р.Т. Указ. соч. – С.187

17 Келейность - секретность, тайность, скрытность.

 


Информация о работе Бюрократия как принцип организации и функционирования аппарата государства