Авиационно-космические отрасли в российской провинции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Для России в силу геополитических причин космонавтика всегда имела и будет иметь особое значение. В современном мире практически любая крупномасштабная социально-экономическая, научная или оборонная программа уже не может быть эффективно реализована без применения возможностей ракетно-космической отрасли.
Целью курсовой работы является изучение задач стратегии и путей решения проблем, существующих в авиационной отрасли.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ АВИАЦИОННО- КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1.1 ЗНАЧЕНИЕ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
1.2 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ
1.3 СОВРЕМЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТИ
2. ЦЕЛИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
3. ПУТИ РЕШЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИИ
3.1 ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
3.2 КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
3.3 САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ
3.4 ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТЬ
3.5 ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

309.rtf

— 421.92 Кб (Скачать файл)

В рамках Федеральной космической программы России проводится большой объем работ, направленных на создание условий для оперативного мониторинга мобильных и стационарных объектов (транспортные средства, объекты космодромов, АЭС, химзаводы и др.), а также по использованию космических средств для прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций, контроля динамики их развития и возможных последствий.

Но развитие именно отечественной авиационной промышленности и гражданской авиации России является одной из приоритетных комплексных задач структурной политики государства. Государственная поддержка развития авиастроения и авиатранспорта в России осуществляется, в частности, на основе федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010годы и на период до 2015 года», которая также имеет статус президентской.8

В авиастроении России в настоящее время реализуется Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года.9

Под Стратегией развития авиационной промышленности понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и политико-дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного развития авиационной промышленности.

Однако как показала практика, эти программы не предусматривают мер по развитию малой авиации и не содержат конкретных предложений по решению насущных проблем, ликвидации негативных тенденций и обеспечению стабилизации и улучшению ситуации в сфере разработок, производства и эксплуатации легкой авиационной техники. Отсутствие государственных программных подходов по поддержке малой авиации, ведет к неоправданному сокращению использования гражданской авиации в регионах и не обеспечивает необходимого уровня безопасности.

Без принятия экстренных мер со стороны государства резко возросший спрос будет удовлетворяться авиатехникой импортного производства. Поэтому одной из основных целей стратегии развития отечественной авиации является разработка региональных программ. Реализация мероприятий федеральных программ в первую очередь будет осуществляться в регионах, имеющих значительные научно-технологические заделы и производственные ресурсы для развития малой авиации.

Целью реализации региональных программ должны стать:

- обеспечение условий для создания конкурентоспособной авиационной техники и технологий;

- создание условия для оперативного развертывания на территории области или региона серийного производства авиационной техники, что обеспечит гибкость производства по отношению к потребностям рынка;

- значительное увеличение поступления доходов во все уровни бюджетов;

- развитие экспортного потенциала региона;

- создание новых рабочих мест;

- обеспечение дополнительного формирования заказов на другие смежные промышленные предприятия региона;

- формирование имиджа региона как высокотехнологичного центра самолётостроения.

 

 

3. ПУТИ РЕШЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИИ

 

Для сохранения авиационного потенциала в рамках стратегии повышения его конкурентоспособности необходима государственная поддержка авиационной отрасли. Но ресурсы государства для развития авиационной промышленности ограничены и не имеют другой более-менее эффективной альтернативы, кроме как выделить приоритетные направления и сосредоточиться на них. Необходима экономически обоснованная селекция сначала этих направлений, конкретных проектов, а затем и предприятий, распределение выделяемых государственных средств только среди эффективно работающих.

В качестве примера можно рассмотреть регионы, наиболее перспективные в плане укрепления и развития авиационной отрасли.

 

3.1 Воронежская область

 

Ежегодное выбытие из эксплуатации самолётов действующего авиапарка и дальнейший рост спроса на авиаперевозки, создаёт реальный дефицит перевозных мощностей и расширяет рыночную нишу для новых воздушных судов отечественного производства, в том числе в малой авиации: сельскохозяйственного назначения, спецназначения, спортивной и др. Анализ российского рынка лёгких самолётов показывает, что потребность в них постоянно увеличивается.

Авиапромышленный комплекс Воронежской области обладает высоким техническим потенциалом, уровнем применяемых технологий, сложностью и наукоемкостью производственных процессов и способен выпускать конкурентоспособную продукцию в малой авиации. В первую очередь, это ОАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество», которое может производить не только дальнемагистральные самолёты, но и воздушные суда малой авиации.

Это позволило Воронежской области принять участие в пилотном проекте отработки мероприятий, разработанных ФЦП «Возрождение и развитие малой авиации России», что позволило дополнительно привлечь средства в область.

В то же время потенциал авиапрома области не исчерпывается производственными мощностями авиазавода. Имеющиеся заделы научно-технических разработок позволяют реализовать ряд проектов в авиационной отрасли:

- Сельхозсамолёт «Ту-54», Самолёты бизнес-класса «Ту-34», аэросани - амфибия «АС-2», не имеющие аналогов в мире (Воронежский филиал ОАО «Туполев»);

- «Корпоративный» межрегиональный многоцелевой 15-30 местный самолёт короткого взлёта и посадки универсального базирования, транспортный самолёт вертикального взлёта и посадки с подъемным модулем комбинированной схемы и сельхозсамолёт СХ-5; (ООО «Композит Авиа»);

- Легкий бесшумный патрульный самолет для решения задач надзора и антитеррора (ООО НПП «ОРТ»);

- Сверхлёгкий безопасный многоцелевой автожир, дельталёты различной модификации (ООО «Сигма Проект»);

- Беспилотный, дистанционно пилотируемый авторотирующий вертолёт для авиахимических работ, системы дистанционного управления с использованием спутниковой навигации GPS, безопасные многоцелевые автожиры (ЗАО КБ «Процессор Эко»);

- Сверхлегкие самолеты «Горизонт », «Дебют» (ООО «Горизонт») и другие.

- Особенно большое значение для развития малой авиации имеет разработка и производство поршневых двигателей для малой авиации, в том числе дизельных (ФГУП «ВМЗ», ОАО «ОКБМ»);

Следует заметить, что на предприятиях, НИИ и КБ отрасли в основном удалось сохранить высокопрофессиональный кадровый потенциал специалистов, способный решать сложные задачи по освоению новых видов авиационной техники.

В Воронежской области имеется опыт работы по лизинговой схеме в авиастроении.

Однако отсутствие скоординированного комплексного подхода к развитию малой авиации области не позволяет в полной мере задействовать имеющиеся ресурсы и наработки. В настоящее время нужны новые подходы по поддержке малой авиации, и Воронежская область может стать полигоном по отработке современных механизмов её развития.

Основным механизмом реализации промышленной политики в решении данной проблемы стала областная целевая программа «Развитие малой авиации Воронежской области на 2007-2011 годы».10 Правда, Постановлением Воронежской областной Думы от 24 декабря 2009 г. № 2034-IV-ОД Программа была признана утратившей силу.

По официальной статистике на сегодняшний день на территории России имеется около 60 тысяч населенных пунктов, которые не имеют доступного наземного транспортного сообщения. В основном это районы Сибири, Камчатки, Дальнего Востока и Чукотки. Отсюда понятна востребованность этих и многих других, регионов в малой авиации. В свое время малодоступные районы страны обслуживал АН-2. Но ему на смену должны прийти новые малогабаритные самолеты. Разработкой таких летательных аппаратов в настоящее время занимается коллектив Воронежского бизнес-инкубатора.11

 

3.2 Калужская область

 

Калужская область в числе первых выполнила рекомендации Правительства Российской Федерации о необходимости принятия региональных целевых космических программ.12

С целью расширения спектра и объема услуг, оказываемых органами власти организациям и населению на основе интегрированной региональной информационной системы Калужской области, использующей результаты космической деятельности и современных геоинформационных технологий, была разработана долгосрочная областная целевая программа (ОЦП) «Использование результатов космической деятельности и современных геоинформационных технологий в интересах социально-экономического развития Калужской области на 2010-2012 годы».13 Эта программа является логическим продолжением подобной космической программы, уже реализованной в 2008-2009 гг., которая была разработана в интересах удовлетворения растущих потребностей в результатах космической деятельности всех категорий российских пользователей федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и отечественного бизнеса. Подготовка к выполнению новой программы велась почти весь 2010 год, накоплен большой научно-технической и методической задел, что позволит в полном объеме выполнить данную программу.

Практические работы, проведенные в 2007-2009 гг. в Калужской области по комплексному использованию систем спутникового мониторинга, космических и геоинформационных технологий, позволили создать первую очередь интегрированной региональной информационной системы (ИРИС) Калужской области. Этого удалось достичь за счет внедрения высокоэффективных информационных технологий и решений.

ИРИС является составной частью государственной информационной системы Калужской области и содержит информацию, получаемую от космических средств мониторинга (данные дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), навигации, связи), использует космические и геоинформационные технологии, существующую геоинформационную систему Калужской области («ГИС Калужской области»), высокоскоростную корпоративную информационно-коммуникационную сеть органов власти Калужской области.

Создана целая инфраструктура - региональный информационно-аналитический центр (РИАЦ), региональный центр космического мониторинга (РЦКМ), базовый и муниципальные ГИС-центры, информационно-аналитические центры в министерствах Калужской области, в которых интегрируются информационные ресурсы органов управления регионом.14 Кроме того, на базе КФ МГТУ возможностей использования результатов космической деятельности в области. А специалистами ФГУП "РНИИ КП" - головной организации по реализации ОЦП - подготовлена программа обучения им. Н.Э. Баумана был создан инновационно-образовательный космический центр первой очереди. Его главной задачей является подготовка кадров и пропаганда государственных и муниципальных служащих по спецкурсу "Возможности практического использования космических и геоинформационных технологий в интересах социального и экономического развития Калужской области".15

 

3.3 Самарская область

 

Самарская область располагает значительным научно-техническим и технологическим потенциалом, чему во многом способствует наличие в области многоотраслевой экономики, большое сосредоточение предприятий машиностроительного профиля (главным образом автомобилестроительного и авиационно-космического), а также тесное сотрудничество Самарских ученых с научными центрами Москвы и Поволжья.

Одним из главных направлений развития области является поддержка предприятий ОПК для решения задачи по увеличению валового внутреннего продукта (ВВП).16 Большая часть предприятий ОПК входит в состав авиационно-космического кластера.

Самарская область - одним из первых регионов в России начала последовательно реализовывать кластерный подход к развитию экономики: он положен в основу стратегии социально-экономического развития губернии до 2020 года. Это наиболее подходящий вариант для индустриального региона со значительным производственно-технологическим и научным потенциалом, сложной, диверсифицированной структурой экономической деятельности. Значительный потенциал для формирования кластеров заложен в наиболее конкурентоспособных отраслях - это автомобилестроительный, нефтехимический, авиационно-космический кластеры, составляющие основу экономики Самарской области.

В Самарской области расположены ведущие в России предприятия по созданию, производству и запуску ракет-носителей и космических аппаратов, среди которых выделяются следующие.

Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс», на основе которого и сформировался авиационно-космический кластер, - мировой лидер в области создания ракет-носителей среднего класса. Ракета-носитель «Союз» - самая надежная в мире ракета. Предприятие занимает лидирующие позиции в России по созданию космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, а также космических аппаратов для проведения медико-биологических экспериментов. Во всем мире известны ракета-носитель типа «Союз», космические аппараты «Ресурс ДК», «Бион-М» и «Фотон-М».

ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова» работает над новым двигателем НК-93, который прошел летные испытания. Начиная с 2005 года, ведется опытно-конструкторская работа по созданию двигателя, работающего на сжиженном природном газе, для магистрального железнодорожного тепловоза мощностью 8,3 МВт.

ОАО «Моторостроитель» наряду с выполнением возрастающих заказов на ракетные двигатели для ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» продолжает развивать производство газотурбинных установок на базе авиационных двигателей по заказам РАО «Газпром» и дочерних структур РАО «ЕЭС». В числе приоритетных работ в 2007-2010 гг. было выполнение государственного оборонного заказа по ремонту и модернизации авиадвигателей для стратегической авиации.

ОАО «Авиакор-самарский авиационный завод». Основная продукция завода - пассажирские самолеты ТУ - (новые и капитальный ремонт) и сборка нового регионального самолета АН - 140 совместно с украинскими компаниями.

К предприятиям авиационно-космического комплекса относятся предприятия агрегатного направления ОАО «Авиаагрегат», ОАО «Гидроавтоматика», ОАО «Агрегат», ОАО «Салют», а также ОАО «Металлист-Самара», специализирующийся на производстве компонентов авиационных и ракетных двигателей.

Перспективное развитие авиационно-космического кластера Самарской области осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Приоритетное значение имеет использование потенциала отрасли для перехода на инновационный путь развития, выпуска новой продукции и привлечения для этих целей частных инвесторов.

Конкурентные преимущества кластера основаны на его мощной научно-технологической и конструкторской базе.

Научная деятельность авиационно-космического кластера Самарской области ведется в ЦСКБ-Прогресс, СНТК им. Н.Д.Кузнецова, Самарском государственном аэрокосмическом университете, других организациях. Технологии, созданные и апробированные в организациях, в конструкторских бюро, университетах имеют значительные перспективы для применения в различных сферах экономики: медицине, приборо- и станкостроении, метеорологии, картографии, поиске месторождений полезных ископаемых. В данном секторе создан ряд принципиально новых технологий, не имеющих аналогов.

Информация о работе Авиационно-космические отрасли в российской провинции