Анархизм в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:07, реферат

Описание работы

Элементы анархического мировоззрения, отдельные философские идеи протоанархического характера насчитывают много веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации проходит через различные цивилизации и эпохи. Эту тенденцию, представленную античными софистами и киниками, китайскими даосами, средневековыми европейскими анабаптистами и русскими духоборами, английским диггером Дж. Уинстенли, французским писателем Франсуа Рабле, русским еретиком Ф.Косым, французским мыслителем конца 18 века С. Марешалем и другими, можно охарактеризовать именно как протоанархизм.

Содержание работы

1. Введение 2
2. Основная часть
Гл. 1 Истоки анархизма 3
Гл. 2 Анархизм в России
§1 Михаил Бакунин 6
§1 Анархизм и марксизм 7
Гл. 3 Анархическое движение на рубеже 19-20 вв. 10
3. Заключение 12
Список литературы

Файлы: 1 файл

referatbank-6672.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Правительственные репрессии  против революционеров привели к  тому, что ряд анархистских групп  Европы и Америки перешли к  террористической деятельности против представителей власти. Эта деятельность получила широкую известность из всего того, чем занимались анархисты - т.к. террор всегда привлекает больше внимание в обществе, чем более мирные и конструктивные формы деятельности, так и потому, что власть имущим было выгодно представить все анархическое движение как сплошь террористическое, для того чтобы запугать им публику и развязать себе руки для любых действий. (На самом деле, такая картина не соответствовала действительности - лишь меньшая часть анархистов встала на путь террора).

Волна анархо-террора  конца XIX-го - начала XX-го веков получила название "равашолевщины" - в честь знаменитого французского террориста Равашоля.

 В некоторых случаях  теракты носили характер возмездия  за совершенные монархами злодеяния  и проводились по инициативе  анархических групп, но чаще  они были слабо мотивированными актами отчаяния со стороны одиночек, не только не имевших отношения к анархо-организациям, но и слабо представлявших себе смысл идей анархизма.

В таком состоянии  идейной и организационной пестроты и разброда вступили анархисты в XX-ый век.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анархизм был порождён реалиями Нового времени, став реакцией на достижения и неудачи Великой Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым буржуазным отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности и выражения народных интересов. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа вступила в эпоху великих революций, способствовавших утверждению человеческой индивидуальности и крушению основ традиционного общества, постепенно оформляется анархизм - сначала как философское учение, а затем как важная часть революционного, освободительного движения.

Первыми глашатаями анархизма  выступили англичанин Вильям Годвин и немец Макс Штирнер.

Самоидентификация анархизма, разработка его основных социальных идей и их распространение в массах связана с именем  Пьера Прудона. Анархизм становится социально-философским революционным учением, целью которого является создание разветвленной сети самостоятельных, но обязательно сообщающихся между собой коммун, уничтожение государства и построение свободного, подлинно коммунистического общества, реально обеспечивающего принцип автономизма личности.

Ключевой фигурой в  истории анархической мысли и  анархического движения в России и Европе явился Михаил Александрович Бакунин. Именно он заложил основы анархизма как цельного мировоззрения (а не только как программы действий или социологического учения).

После бурного подъема  в конце 1860-х - начале 1870-х гг. анархическое движение вступило в полосу идейного и организационного кризиса, вызванного и провалом ряда восстаний, и жестокими правительственными репрессиями. Правительственные репрессии против революционеров привели к тому, что ряд анархистских групп Европы и Америки перешли к террористической деятельности против представителей власти.

Своеобразным вариантом  анархизма в России было толстовство.

Но для большевиков  утвердившихся у власти, анархизм, с его лозунгами борьбы за свободу  личности и против государственных  институтов, был хорош только до той поры, пока не мешал осуществлению собственных планов государственного строительства. Большевики опасались соединения идей анархии с лозунгами своих противников из среды демократических слоев общества. Для борьбы с анархистами и их попутчиками были использованы все методы: от обвинения их в поддержке “буржуазных контрреволюционеров”, в организации “пьяных погромов” до попыток формирования ими собственных отрядов.

 Таким образом, анархизм был революционно-идейным течением, оказывающим влияние на широкие массы населения на протяжении целого столетия.

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Васильев, К.Н. Анархизм в Европе / К.Н. Васильев. – М.: Инфра-М, 2002. – С. 36-37.
  2. Зеркин, А.А. Философия Нового времени / А.А. Зеркин, Б.Г. Игнатов. –СПб.: Герда, 2003. – С. 50-52.
  3. Киселёва, Т.И. Анархисты: террор против самодержавия / М.: Вильямс, 2002. – 240 с.
  4. Ручинский, Н.Г. М. Бакунин /Н.Г. Ручинский. – М.: Владос, 2000. – 220 с.
  5. Тихонравов, Ю.В. Философия: учебник для вузов / М.: Инфра-М, 1999. –С.180.
  6. Философия: учебник под ред. В.П. Горюнова. – М.: Гардарики, 2005 – С.414.
  7. Шенкевич, Т.А. Русская философия / Т.А. Шенкевич. – СПб.: Питер, 2004. – С.190-197.



Информация о работе Анархизм в россии