Управление региональной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Развитие любого общества всегда связано с определенной территорией. Изучением пространственных аспектов развития общества занимается множество наук, а именно география, демография, социология, регионология и др. Как известно, среди многих проблем регионального развития наиболее сложными и важными являются экономические проблемы. Региональная экономика призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, крупных экономических районов, субъектов Федерации, территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, городских агломераций и других территориальных экономических подсистем).

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………….…..2 стр.
2. Управление региональной экономикой…………………….2-3 стр.
3. Анализ потенциальных возможностей………………….........3 стр.
4. Виды управления…………………………………………......4-5 стр.
5. Основные методологические принципы…………………...5-6 стр.
6. Особенности организации регионального управления......6-7 стр.
7. Сущность и задачи регионального управления…………...7-9 стр.
8. Задачи и объект регионального управления……………..9-11 стр.
9. Заключение……………………………………………………..13 стр.
10. Список литературы……………………………………………14 стр

Файлы: 1 файл

регион.экономика2.docx

— 122.09 Кб (Скачать файл)

     Содержание:

  1. Введение…………………………………………………….…..2 стр. 
  2. Управление региональной экономикой…………………….2-3 стр.
  3. Анализ потенциальных возможностей………………….........3 стр.
  4. Виды управления…………………………………………......4-5 стр.
  5. Основные методологические принципы…………………...5-6 стр.
  6. Особенности организации регионального управления......6-7 стр.
  7. Сущность и задачи регионального управления…………...7-9 стр.
  8. Задачи и объект регионального управления……………..9-11 стр.
  9. Заключение……………………………………………………..13 стр.
  10. Список литературы……………………………………………14 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Введение

    Развитие любого общества всегда связано с определенной территорией.  Изучением пространственных аспектов развития общества занимается множество наук, а именно география, демография, социология, регионология и др.  Как известно, среди многих проблем регионального развития наиболее сложными и важными являются экономические проблемы.  Региональная экономика призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, крупных экономических районов, субъектов Федерации, территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, городских агломераций и других территориальных экономических подсистем).

    Объектами исследования региональной экономики являются территориальные аспекты социально-экономической системы страны, функционирование территориальных подсистем национальной экономики, их отдельных элементов и взаимодействия между ними, а также механизмы управления социально-экономическим развитием регионов.

 

    Управление региональной экономикой представляет собой целенаправленное координирующее воздействие органов государственной власти и управления на ход социально-экономических процессов, в интересах достижения устойчивости, самодостаточности региона, обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения региона. Управление функционированием и развитием региона предполагает скоординированное воздействие, реализацию комплекса управляющих воздействий со всех трех уровней управления – федерального, регионального и муниципального. 
      Управление осуществляется на основе рационального использования всех потенциальных возможностей региона – природных и неприродных ресурсов, производственного, научно-технического потенциалов. 
     В процессе управления выявляются особенности региона, потребности функционирования и развития, весь комплекс интересов, проявляющийся в регионе (см. выше). В соответствии с ними формируются цели и задачи, приоритеты, формы, пути и методы их реализации. 
    Таким образом, управление региональной экономикой предполагает анализ потенциальных возможностей региона, определение целей, выработку стратегии развития, разработку и реализацию концепции регионального развития, планов, целевых комплексных программ развития, разработку и исполнение бюджетов функционирования и развития региона. 
   Процесс управления региональной экономикой начинается с определения целей,причем для регионального мезоэкономического уровня характерна множественность целей развития.  
    Принято различать следующие виды целей: 
а) по времени достижения целей: 
- краткосрочные (обычно 1 – 2 года); 
- среднесрочные (3 – 5 лет); 
-   долгосрочные (более 5 лет).

б)по содержанию целей: 
-экономические; 
-социальные; 
-социально-экономические; 
-демографические; 
-отраслевые; 
-и другие. 
в)по уровням управления: 
-региональные; 
-муниципальные; 
- федеральные цели развития региона.

    В зависимости от критериев, положенных в основу управления принято выделять следующие виды управления региональной экономикой. 
     1. Демократическое управление, которое предполагает передачу большей части государственных функций управления от федерального центра регионам, предоставление им значительной экономической самостоятельности. 
    2. Авторитарное управление, при котором полномочия, ответственность и контроль сосредоточены преимущественно на высшем уровне управления, а регионы пользуются незначительным уровнем самостоятельности. 
   3. Координационное управление, которое реализуется в государствах с федеративным или конфедеративным устройством и, при котором основным содержанием управления является координация деятельности органов регионального управления со стороны федерального центра. 
    4. Субординационное управление, которое основано на жестком административном подчинении, выполнении заданий, спускаемых с вышестоящих на нижестоящие уровни управления. 
  5. Функциональное управление, реализуемое через отраслевые органы управления и, которое обеспечивает внутри- и межотраслевые пропорции в экономике.

     6. Территориальное управление, которое осуществляется через региональные органы государственного управления, а также через территориальные органы федеральных органов управления и органы местного самоуправления. Территориальное управление, как правило, соответствует и реализуется в рамках демократического управления. 
   7. Административное управление, которое предполагает использование различных методов воздействия вышестоящих уровней управления на нижестоящие, побуждение их к подчинению независимо от их мнения. Административное управление реализуется в рамках и соответствует управлению авторитарному. 
    8. Выделяют также: 
- стратегическое управление, которое предполагает определение стратегических целей, целевых ориентиров, задач развития экономики региона; 
- тактическое управление, которое выражается в конкретных управленческих воздействиях на региональную экономику с целью достижения стратегической цели и реализации стратегического направления развития региона; 
- оперативное управление, которое предполагает решение текущих вопросов в рамках выбранной стратегии и тактики развития региона.

    Управление региональной экономикой базируется на следующих основных методологических принципах. 
    1. Системность управления. Как отмечалось выше, региональная экономика представляет собой сложную систему. Это подразумевает что все объекты, находящиеся на территории региона, независимо от формы собственности тем или иным способом взаимосвязаны друг с другом.  
    Следовательно, система управления экономикой региона должна обеспечивать то, чтобы все входящие в региональную экономическую систему элементы функционировали и развивались как единое целое, единая система. 
   2. Принцип комплексности регионального управления предполагает обеспечение комплексного развития региона, т.е. поддержание наиболее рациональных отраслевых и территориальных пропорций, оптимального соотношения между отдельными подсистемами РЭС. 
   3. Принцип пропорциональности заключается в обеспечении системой регионального управления пропорций в развитии экономики региона. реализация этого принципа управления предполагает выделение приоритетных, ключевых звеньев региональной экономики от которых зависит состояние всего региона; обеспечение приоритетности предусматривает соответствующее развитие всех остальных сфер и отраслей экономики региона, обеспечение необходимых пропорций между ними.

     Особенности организации регионального управления

     Противоречия и неурегулированность взаимоотношений между федеральными, региональными и муниципальными структурами управления являются следствием перехода к новой модели управления экономикой, направленной на рыночные отношения.

Можно выделить следующие  условия и предпосылки формирования регионального менеджмента в  современных российских условиях.

  1. Система новых отношений создается в условиях, когда планово-директивные методы управления региональным хозяйством разрушены, а рыночные находятся в процессе формирования. Следовательно, создаваемой системе региональных и муниципальных субъектов управления приходится постоянно адаптироваться к новым условиям и принципам функционирования.
  2. В новых условиях субъекты Федерации сосредоточили большую часть властных и хозяйственных функций. Регион является основным субъектом собственности, который делегирует функции собственника широкому кругу хозяйствующих субъектов. В этих условиях естественно возникает стремление к большей экономической самостоятельности региональных и муниципальных образований.
  3. Упразднение государственной отраслевой системы управсления экономикой диктует необходимость формирования новых, партнерских отношений в системах: субъект Федерации — муниципалитет; муниципалитет — основное производственное звено; субъект Федерации — основное производственное звено.
  4. В этих условиях меняются регулирующая и стимулирующая функции субъектов регионального управления, которые, с одной стороны, поощряют любое предпринимательство, стимулируя субъекты хозяйствования этой сферы деятельности, а с другой — вынуждены формировать механизм взаимодействия с предприятиями и организациями всех форм собственности на взаимовыгодных условиях юридически равных партнеров.
  5. Чтобы обеспечить заинтересованность субъектов Федерации в развитии рыночных отношений в производственной и социальной сферах, необходимо законодательно закрепить их функции, компетенцию и ресурсы в строгом соответствии с целями регионального управления и объемом решаемых задач.

      Сущность и задачи регионального управления

        Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона.

        С точки зрения современной российской практики региональный менеджмент — это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.

     Суть перехода от планово-директивной системы управления хозяйством региона к региональному менеджменту состоит в таких изменениях, как:

      ориентация развития региона на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;

  формирование организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности;

      ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей и организация производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на межрегиональном и зарубежном рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;

     формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;

     переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием современной информационной базы для осуществления системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;

    оценка конечного результата регионального менеджмента в зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структура доходов и расходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасность и др.). Региональный менеджмент можно рассматривать как науку и практику управления социально-экономическими процессами региона в условиях рыночной экономики. Научные основы регионального менеджмента — это система научных знаний, которая является его теоретической базой: принципы регионального менеджмента; методы и модели регионального менеджмента; механизмы регионального менеджмента; система регионального менеджмента. Научные основы регионального менеджмента в нашей стране находятся в стадии формирования. Зарубежный опыт мало пригоден к специфике территориальной организации России с ее огромными пространствами, многообразием природно-климатических, национальных, исторических и других особенностей. Тем не менее опыт формирования регионального менеджмента в странах с рыночной экономикой может быть использован для анализа нашего собственного опыта и практики, а также для использования некоторых его элементов в формирующейся системе регионального менеджмента в России.

     Региональный менеджмент функционирует в соответствии с законами развития рыночной системы хозяйствования, и его механизм должен обеспечивать гибкое регулирование социально-экономических процессов в регионе в изменяющихся рыночных условиях.

     Перед региональным менеджментом как наукой управления стоит задача найти и разработать механизмы, методы и средства, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достижение целей и задач регионального развития.

     Задачи и объект регионального управления. Задачи регионального менеджмента многообразны и обусловлены особенностями переходного периода.

      В процессе перехода от планово-централизованной к рыночной системе регулирования хозяйства региона разрушаются вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизонтальные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хо зяйства региона на рыночные отношения изменяется функциональная структура механизма регионального управления, что ведет к деформации и сокращению его организационной и иерархической структур. Резко возрастает роль опосредованных методов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального и муниципального управления, усложняются их хозяйственные связи, отношения по поводу использования собственности и т.д. Все это служит объективной основой для становления и развития регионального менеджмента, задачи которого отличаются от задач планово-директивной системы территориального управления.

В число основных задач регионального менеджмента входят:

  обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;

    экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;

     оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;

    обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;

   формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.

         Исходя из сущности, содержания и задач регионального менеджмента, сформулированных выше, его объект можно классифицировать по следующим основным признакам.

  1. Принадлежность объекта к той или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации).
  2. Характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).
  3. Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе.
  4. Воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы производства (охр ана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная защита и поддержка).

Информация о работе Управление региональной экономики