Управление региональной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 10:52, реферат

Описание работы

Важная составная часть системы государственного управления экономикой - различные целевые программы общенационального, регионального и местного уровней, позволяющие форсировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов, привлекать для этого дополнительные инвестиции и ресурсы. В нашей сегодняшней действительности попытка использования программных методов управления оказывается не вполне удачной, хотя в недалёком прошлом именно у нас широко использовался программно-целевой метод решения сложных государственных проблем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Индикативное планирование, его характеристика, стратегическая направленность……………………………………………………………...5
1.1. Индикативное планирование: сущность и функции………………...5
1.2 Необходимость индикативного планирования………………………8
2. Система государственных прогнозов регионального развития. Их содержание и использование………………………………………………11
2.1 Бюджетно-плановое регулирование ..................................................11
2.2 Государственное программирование…………………………………12
2.3 Нормативное регулирование………………………………………….15
2.4 Государственные прогнозы……………………………………………17
3. Региональные программы, их содержание. Роль использования в управлении…………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 46.14 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3 

1. Индикативное планирование, его характеристика, стратегическая  направленность……………………………………………………………...5 

1.1. Индикативное планирование: сущность и функции………………...5 

1.2 Необходимость индикативного планирования………………………8

2. Система государственных  прогнозов регионального развития. Их содержание и использование………………………………………………11

2.1 Бюджетно-плановое регулирование ..................................................11

2.2 Государственное программирование…………………………………12

2.3 Нормативное регулирование………………………………………….15

2.4 Государственные прогнозы……………………………………………17

3. Региональные программы,  их содержание. Роль использования в управлении…………………………………………………………………..20

Заключение………………………………………………………………….26 

Список используемой литературы………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

ВВЕДЕНИЕ

Важная составная часть  системы государственного управления экономикой - различные целевые программы  общенационального, регионального  и местного уровней, позволяющие  форсировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных  регионов, привлекать для этого дополнительные инвестиции и ресурсы.

     В нашей сегодняшней действительности попытка использования программных методов управления оказывается не вполне удачной, хотя в недалёком прошлом именно у нас широко использовался программно-целевой метод решения сложных государственных проблем.

В практике нашей страны целевые комплексные программы  широко использовались в качестве составной  части государственных планов экономического и социального развития, для решения  важнейших межотраслевых и региональных проблем.

Основными особенностями программного подхода к решению задач социально-экономического развития являются:

- целевые программы, направленные на решение как общегосударственных, так и локальных проблем субъектов Федерации и ориентированы на конечный результат;

- программы рассматриваются как целостный объект управления независимо от ведомственной принадлежности составляющих её элементов и наделяются необходимыми финансовыми, материальными, кадровыми, и другими ресурсами;

- все программы взаимосвязаны и занимают определённое место в общей совокупности хозяйственных мероприятий правительства;

- региональные программы социально-экономической направленности интегрируют все другие, реализуемы на территории, в единую систему мероприятий, обеспечивающих достижение наиболее рационального использования ресурсов.

По значимости программы могут иметь статус президентских, федеральных, региональных, местных. Например, целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья" (1996-2005 гг.), имеет статус президентской. В её реализации непосредственно заинтересован как регион, так и государство в целом.

В 1992 году осуществлялось 11 федеративных целевых программ, в  числе которых были такие, как "Возрождение  российской деревни и развитие агропромышленного  комплекса", "Развитие индустрии  детского питания", "Развитие экономики  и культуры малочисленных народов  Севера", на реализацию которых было израсходовано 20 % централизованных инвестиций этого года. В 1993 году реализовалось  около 50 социально-экономических программ. Для этого было выделено более 70 % всех централизованных капитальных  вложений. В 1998 году финансировалось 45 федеральных программ, на выполнение которых потребовалось 6 триллионов рублей.

Для осуществления целевых  программ могут создаваться специальные  фонды за счёт прибыли, остающейся в  распоряжении предприятий и организаций, средств бюджетов субъектов Федерации  и внебюджетных фондов федеральных  органов исполнительной власти; инвестиционных и конверсионных кредитов, а также  целевых кредитов банков под государственные  гарантии.

Сложившиеся общественно-политические и экономические условия страны требуют обновления методик разработки федеральных программ, определения  механизма их отбора, установления приоритетности национально-государственных  интересов.

 

 

 

 

 

  1. ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,

ЕГО ХАРАКЕРИСТИКА, СТРАТЕГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

1.1 Индикативное планирование: сущность и функции.

После распада СЭВ и  демонтажа экономик социалистического  типа, роль института планирования в экономической жизни соответствующих  государств всё более ослаблялась. Это стало непосредственным следствием проведения официальной политики экономической  либерализации, включающей приватизацию государственной собственности  и реструктивную денежно-кредитную  политику [1].

Исходя из постулата о  принципиальной несовместимости директивно-централизованого управления экономикой и рыночного  саморегулирования, Россия сознательно  отказалась от традиционных процедур планирования. Альтернативных процедур согласования государства и хозяйственных  субъектов, адекватных рыночному хозяйству, создано не было. В результате, как  ни парадоксально, прогнозы, планы и  интересы предприятий учитываются  нынешним российским государством не в большей, а в меньшей степени, чем в советской системе народного  хозяйственного планирования в последнее  десятилетие [3].

Между тем в индустриально  развитой корпоративно-капиталистической  экономике действуют иные, помимо рыночных, механизмы саморегулирования  и регулирования. Это, прежде всего, контрактная система и индикативное планирование.

Индикативное планирование (ИП) выступает в качестве совокупности процедур согласования процессов:

а) макропланирования, представленного  в прогнозах, бюджетных планах и  макропрограммах, разрабатываемых  и осуществляемых государством;

б) территориального планирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных  планах и программах региональных и  местных властей;

в) микропланирования, реализуемого в планах предприятий;

г) мезопланирования, т. е. планирования отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов, промузлов и т. п., исходящего прежде всего от "метакорпораций" - межотраслевых, межрегиональных и  международных финансово-промышленных групп.

Индикативное планирование - институт, относящийся и к сфере  государственно-правовых отношений, хозяйственных  субъектов, и к сфере отношений  гражданско-правовых. Индикативное планирование представляет собой не только институт государственного регулирования рыночного  хозяйства, но и институт экономического саморегулирования. Роль предприятий  здесь не сводится к использованию  плановой информации и выполнению установленных  государственных норм: хозяйствующие  субъекты оказывают значительное, во многом определяющее влияние на содержание целей индикативного плана и  характер способов их достижения. Макропоказатели  индикативного плана не "развёртываются" по "исполнителям", которые участвуют  в их реализации лишь постольку, поскольку  это соответствует их интересам.

Отказ от использования апробированых  в развитых капиталистических странах  институтов регулирования экономики, включая ИП, послужил одной из причин затяжного и глубокого кризиса  российской экономики. Его преодоление  предполагает значительное в сравнении  с нынешней ситуацией усиление государственного воздействия на экономику, в том, числе создание действенной системы  ИП.

С определённой долей условности можно выделить следующие подходы к определению понятия Индикативного планирования, акцентирующие относительно различные его стороны и функции.

Первый: индикативное планирование - это макропланирование при самостоятельности предприятий. Так "макроэкономическое планирование в Китае основано на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании последнего". Поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности, поэтому планирование в Китае носит "не директивный, а индикативный характер"[1].

Подобное понимание, очевидно, близко к трактовкам народного хозяйственного планирования в условиях полного  хозрасчёта в "позднем" СССР, а  также к следующей современной  интерпретации:

"Индикативное планирование - это процесс формирования системы параметров, характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных параметров" [3].

Второй  подход к ИП - ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формируемых государством. Основная функция ИП - информационно-ориентирующая, по сути выступающая и как мотивационная.

Третий  подход к ИП - индикативный план сдержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на индикативное планирование, подстраиваясь под планы самого мощного "игрока" в рыночной системе - государства.

В соответствии с четвёртым подходом индикативное планирование - механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информационного значения, такое планирование выполняет координационную роль, т. е. предполагает согласование деятельности центра, отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ. В результате обмена планами и информацией между правительством и частными предпринимателями должна выявится схема экономического роста.

Координирующая функция  индикативного планирования является основной. Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов  на выполнение заданий плана в  тех или иных формах существуют и в системе централизованно-директивного планирования. Именно равноправное взаимодействие государственных институтов и хозяйственных единиц конституирует индикативное планирование. Необязательность выполнения плана решающей роли не играет, главное - непосредственная вовлечённость в плановой процесс предприятий и объединений, а также других независимых субъектов, включая региональные и местные власти, общественные организации. Индикативное планирование выступает одновременно и институтом госрегулирования экономики, и институтом его саморегулирования, корректируя как дефекты сугубо рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в производственные процессы.

Резюмируя всё выше изложенное, индикативное планирование можно дифференцировать, как механизм координации интересов  и деятельности государственных  и негосударственных субъектов  управления экономикой, сочетающей её госрегулирование с рыночным и нерыночным её саморегулированием, основанный на разработке системы показателей  социально-экономического развития и  включающий определённые его общенациональные приоритеты, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной  поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана.

1.2 Необходимость индикативного планирования.

В условиях современной рыночной экономики государство не может  не планировать собственную деятельность касательно:

установления и взимания налогов на производство и оборот товаров, доходы и имущество юридических  лиц на использование природных  ресурсов;

осуществления бюджетных  расходов на содержание госаппарата, закупки  продукции для госнужд, помощь отраслям, регионам;

привлечения, погашения и  обслуживания госзаймов;

приобретения, продажи и  использования госимущества;

деятельности госпредприятий.

Разработка бюджета на будущий год основываться должна на достоверных оценках доходов  и расходов налогоплательщиков и  бюджетополучателей. Но поскольку развитие разных рынков, отраслей, регионов и  предприятий взаимосвязано, учитывать  эти взаимосвязи следует при  прогнозировании налогового потенциала и бюджетных потребностей.

Народохозяйственный прогноз  и бюджет образуют единую систему, состоящую  из прогнозных показателей и показателей  бюджетных, причём исполнение последних  обязательно.

Осуществление индикативного  планирования, как показывает мировой  опыт, включает и создание специальных  плановых органов, и наделение определёнными  планирующими функциями различных  министерств и ведомств.

Так, формирование индикативных планов и разного рода прогнозов  во Франции осуществляется Генеральным  комиссариатом по планированию во взаимодействии с Комиссариатом по модернизации.

В России переход к индикативному  планированию должен быть надёжно правообеспечен. Прежде всего, следовало бы, принять  пакет специальных юридических  документов, включающий:

федеральные законы "Об индикативном планировании социально-экономического развития Российской Федерации" и "О  системе органов прогнозирования, индикативного планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации";

Информация о работе Управление региональной экономикой