Управление региональной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Развитие любого общества всегда связано с определенной территорией. Изучением пространственных аспектов развития общества занимается множество наук, а именно география, демография, социология, регионология и др. Как известно, среди многих проблем регионального развития наиболее сложными и важными являются экономические проблемы. Региональная экономика призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, крупных экономических районов, субъектов Федерации, территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, городских агломераций и других территориальных экономических подсистем).

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………….…..2 стр.
2. Управление региональной экономикой…………………….2-3 стр.
3. Анализ потенциальных возможностей………………….........3 стр.
4. Виды управления…………………………………………......4-5 стр.
5. Основные методологические принципы…………………...5-6 стр.
6. Особенности организации регионального управления......6-7 стр.
7. Сущность и задачи регионального управления…………...7-9 стр.
8. Задачи и объект регионального управления……………..9-11 стр.
9. Заключение……………………………………………………..13 стр.
10. Список литературы……………………………………………14 стр

Файлы: 1 файл

регион.экономика2.docx

— 122.09 Кб (Скачать файл)

С конца 1950-х гг. началось активное сближение развивавшихся ранее изолированно отечественных и зарубежных региональных исследований.

Исследования регионального  развития и размещения производительных сил СССР. Для второго этапа — с 1960-х по 1990-е гг.  — характерны коренная перестройка территориально-экономических исследований, зарождение и стартовое развитие при плановом хозяйстве региональной экономики.

В условиях сложившегося народнохозяйственного комплекса страны, при огромных масштабах капитального строительства, материального производства, хозяйственного освоения («вширь» и особенно «вглубь») территорий прежние методы региональных исследований — в основном только выборочные экспедиционные и камеральные (включая общественные апробации разработок на научных форумах и т.  п.) — изжили себя.  Необходимо было переходить к принципиально новым.  Страна нуждалась в единой всеохватывающей системе научного, предпланового обоснования регионального развития и размещения производительных сил.

Научным центром территориальной  организации производительных сил стал Совет по изучению производительных сил (СОПС), переведенный из Академии наук в состав Госплана СССР.  На него было возложено руководство подготовкой крупных научно-теоретических, методологических исследований и прежде всего — впервые — разработкой генеральных схем развития и размещения производительных сил страны, включавших региональные и отраслевые схемы.  Вместе с ним успешно работали ЦЭНИИ при Госплане РСФСР, Институт экономики и организации промышленного производства (ИЭ и ОПП) Сибирского отделения АН СССР, институты экономики Уральского и Дальневосточного отделения АН СССР и другие крупные научно-исследовательские организации.

Благодаря усилиям содружества  творческих коллективов-соисполнителей во главе с ведущими учеными (Н.  Н. Некрасов, А. И. Ведищев, А. Е. Пробст, С. В. Славин, Р. И. Шнипер и др.) схемы развития и размещения производительных сил становились наряду с народнохозяйственными планами важнейшими инструментами территориального прогнозирования и планирования, обоснования территориальных пропорций и связей народного хозяйства.  В итоге в значительной степени обеспечивалась реализация принципов целенаправленного, комплексного и результативного размещения и регионального развития производительных сил.  Этот период отличался активизацией методических исследований.  Стали широко внедряться в научные разработки новейшие экономико-математические методы (В.  С. Немчинов, А. Г. Аганбегян, А. Г. Гранберг, М. М. Албегов и др.).  На основе системных, крупномасштабных территориально-экономических исследований по генеральной схеме, отраслевым и региональным схемам в СОПСе сформировалась научная школа комплексного размещения производительных сил и региональной экономики.

Разработка и реализация территориальных схем позволили во многом решить в 1970-1980-х гг. узловые проблемы государственной региональной политики: широкое вовлечение в хозяйственный оборот нефти и газа Западной Сибири, угля Кузнецкого, Канско-Ачинского, Южно-Якутского и других бассейнов, создание новых мощных баз энергетики и энергоемких производств в районах Сибири, Казахстана и Средней Азии, формирование и развитие крупных территориально-производственных комплексов (ТПК) на Востоке, Севере, в Центральном Черноземье и других районах.  Результаты могли бы быть более внушительными, если бы не пагубное влияние ведомственности и местничества, срывы выполнения народнохозяйственных планов, игнорирование советским руководством последствий научно-технической революции в мире, а также просчеты отдельных ученых и научно-исследовательских организаций, плановых и хозяйственных органов.

Углубленное исследование процессов  территориального разделения труда, повышение роли предплановых работ в территориальном планировании вызвали постановку вопроса о формировании особой ветви экономической науки в составе ее территориального цикла — региональной экономики.  Прозвучавший впервые в работах одного из руководителей отдела территориального планирования Госплана СССР В. Ф. Павленко и председателя Совета по изучению производительных сил при Госплане СССР Н. Н. Некрасова, он получил широкий резонанс среди ученых-экономистов и географов.  Оживленный обмен мнениями о сущности этой науки, ее предмете, методах, актуальных задачах состоялся во время теоретической дискуссии в СОПСе (1972), в которой приняли участие ведущие ученые.  Научный спор продолжался позднее и вышел далеко за пределы этой научной организации.  С другой стороны, при постановке в экономических вузах курса региональной экономики на кафедрах экономической географии ощущался недостаток опыта территориально-экономических исследований и планирования, а интеграция с научными и управленческими структурами задерживалась.

Исследования территориального развития РФ. Третий этап — с начала 1990-х гг.  — сопровождался адаптацией региональной экономики к рыночным отношениям.

После распада СССР и кардинального изменения геополитического и экономического положения России региональная экономика стала выступать в качестве основного объекта территориально-экономических исследований, имея свои особые интересы и факторы развития.  Смена форм государственного управления привела к пересмотру целей исследований.  Вместо предплановых материалов, ориентированных на обширную систему показателей, стали разрабатываться рассчитанные на условия рынка вариантные прогнозы социально-экономического поведения регионов при различных макроэкономических сценариях развития страны.  Причем ориентация на директивные установки поменялась на первостепенный учет экономических интересов субъектов хозяйствования и регионов.  Большое значение получил новый для региональной экономики финансовый аспект территориального развития.

Среди регионально-экономических  исследований, выполненных в последние годы СОПСом и другими научными организациями территориального профиля, особую актуальность имели:

  • разработка стратегии территориального развития России и регионального аспекта экономической реформы;
  • комплексный прогноз развития и размещения производительных сил Российской Федерации до 2000 г.;
  • комплексные схемы экономического и социального развития и финансового состояния регионов, входящих в межрегиональные ассоциации;
  • ряд долгосрочных региональных программ федерального значения (по районам Крайнего Севера, Дальнему Востоку и Забайкалью, Сибири, ряду районов — субъектов Федерации);
  • исследования, направленные на формирование механизма регулирования территориального развития России (их результаты учтены в региональных разделах правительственных программ развития экономических реформ);
  • работы по мониторингу законодательства Российской Федерации в региональной экономике;
  • предложения по введению в России административно-территориального деления федерального уровня;
  • исследования в области экономических отношений России и ее регионов со странами СНГ и Балтии.

Цели и задачи региональной экономической политики


Цели региональной экономической политики государственных властных структур тесно связаны с целями регионального развития. Поэтому прежде чем определить цели политики, дадим определение целей развития экономики региона, имеющих объективный характер и обусловленных нынешним состоянием и перспективами развития региона.

Целью региональной политики в экономической сфере является рациональное использование разных видов ограниченных производственных ресурсов в целях повышения уровня и качества жизни на пути использования эффекта территориальной агломерации и кооперации, объективных преимуществ межрайонного разделения труда.

Цели региональной политики в социальной сфере состоят в обеспечении достойного уровня жизни в каждом регионе, создании примерно равных жизненных шансов для всех граждан, реализации права свободного выбора места проживания и трудовой деятельности, ослаблении внутренней социальной напряженности.

В условиях переходного периода  государственное регулирование региональной экономики преследует несколько иные целевые установки:

  1. в качестве высшей цели выступает обеспечение условий повышения уровня жизни населения регионов путем достижения устойчивого экономического роста;
  2. построение совместно с регионами собственного российского варианта общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа и среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной рыночной экономики;
  3. проведение целенаправленной структурной, инвестиционной и научно-технической политики, стимулирование деловой активности реального сектора экономики, решение социальных проблем экономического реформирования;
  4. обеспечение экономической безопасности региона. При этом под экономической безопасностью региона понимается совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость поступательного развития экономики территории.

Региональная политика федерального правительства осуществляется во имя достижения общих национальных целей развития страны. При этом в период экономического кризиса преобладают экономические цели, в периоды экономического роста — социальные. 
 
Без четкого определения цели, объекта, инструментов и форм государственной политики невозможно определить ее направления, что ведет к неуправляемому процессу чрезмерной дифференциации региональных различий. 
 
Цели регионального развития в глазах региональной администрации связаны в первую очередь с рационализацией использования природных, трудовых и капитальных ресурсов региона, обеспечением системного подхода к развитию регионального хозяйственного, социального и природно-экологического комплекса. 
 
Цели государственной региональной политики достаточно многообразны. Среди них выделяются следующие:

  • укрепление социально-экономических основ российского государства и сохранение его целостности, обеспечение военной и экономической безопасности и экологической устойчивости;
  • повышение уровня жизни населения регионов России;
  • создание условий для полноценного национально-культурного развития всех народов Российской Федерации;
  • обеспечение социального равновесия по жизненному уровню отдельных регионов и социальных групп, сбалансированности их интересов с социально-экономической политикой государства;
  • формирование в регионах социально ориентированной рыночной экономики, механизмов обеспечения социальной защиты населения.

 
К числу направлений деятельности государственных органов власти региона по реализации целей регионального развития относятся:

  • ориентация регулирования территориального развития на формирование структуры экономики, соответствующей как комплексу имеющихся условий развития, так и целям осуществляемых социально-экономических преобразований;
  • учет специфических особенностей регионов страны, обусловливающих их место и роль в территориальной организации экономики;
  • формирование механизмов согласования интересов субъектов регулирования территориального развития. Создание и реализация этих механизмов представляются возможными только при условии учета региональной специфики, поскольку именно последняя выступает фактором, формирующим региональный интерес в государственном регулировании территориального развития;
  • обоснование задач регионального регулирования экономики исходя прежде всего из социальной направленности развития, а также производственно-ресурсного потенциала региона.

Региональная экономическая  политика призвана способствовать экономическому развитию в регионах, укреплять государственное устройство посредством выравнивания социально-экономических условий в регионах, обеспечивая однородность страны, более эффективно использовать наличный потенциал регионов. 
 
Главная цель регулирования регионального развития состоит в создании благоприятных условий для формирования обоснованных внутренних территориальных пропорций на базе стимулирования развития отраслей специализации и использования сравнительных преимуществ территорий. 
 
Это служит основой определения потенциальных направлений роста на уровне региона, выявления отраслей, которые смогут поднять экономику региона и оказать мультиплицирующее воздействие на развитие сопряженных секторов регионального хозяйства. 
 
Для научно обоснованной оценки внутренних проблем региона необходимо ввести понятие «потенциал развития региона». 
 
Потенциал развития региона означает исходные возможности экономики региона и входящих в его состав структурных подразделений (районов и городов), способность ее к росту, внедрению технологических и управленческих инноваций, совершенствованию внутренних отраслевых, социальных, политических и демографических подсистем. Основные составные элементы потенциала развития региона следующие: индустриальное развитие, социальные факторы, финансовые показатели, показатели ресурсного потенциала. 
 
1. Показатели индустриального развития региона. Основными показателями, характеризующими производственный потенциал региональной экономики, являются: объем выпуска промышленной продукции, производственный потенциал региона, объем инвестиций в основной капитал, инвестиционная активность, износ основных фондов. 
 
По уровню индустриального развития можно выделить следующие три группы регионов. 
 
В первую группу входят крупнейшие города региона и районы, имеющие преимущественно промышленную специализацию. 
 
Вторая группа включает в себя районы, занимающие по уровню промышленного развития среднее место. В этой группе можно выделить как «точки роста», имеющие высокий показатель по инвестиционному уровню, так и депрессивные районы. 
 
Третья группа состоит из районов, имеющих низкий уровень развития промышленного производства. Это преимущественно аграрные и экономически слаборазвитые районы. Однако потенциал этой группы районов может оказаться достаточно высоким, что находит отражение в уровне инвестиционной активности, а также в степени износа основных фондов. 
 
Чем менее развит тот или иной район, тем больше отдача от каждого конкретного эффективного производственного проекта. Для качественного изменения технологической структуры фондов экономически крепких районов необходимы значительные капитальные вложения. 
 
2.  Социальные факторы развития региона. К ним относятся комплексный коэффициент уровня жизни, уровень денежных доходов на душу населения, сальдо миграции, безработица. Показатель уровня жизни очень тесно связан с денежными доходами населения. 
 
Чем меньше население района, тем выше уровень обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры. Такая ситуация характерна, как правило, для районов с высоким уровнем миграции. 
 
Одной из причин роста миграции является сворачивание производства в депрессивных районах, стремление к сокращению затрат на социальную инфраструктуру, переход к вахтенному способу добычи и т.п. Структурная безработица не только привела к быстрому сокращению уровня жизни, но и подстегнула миграционные процессы. 
 
Ранжирование районов и городов региона по пяти основным социальным факторам позволяет определить коэффициенты социального развития, представляющие собой среднюю сумму мест. Острота социальных проблем, высокий уровень внешней миграции, безработицы, падение уровня жизни тормозят экономический рост в перспективных группах регионов, в то же время районы, где социальная ситуация стабильна, получают дополнительные возможности. 
 
3.  Финансовые показатели региона. В качестве основных финансовых индикаторов экономики районов можно отметить следующие группы параметров:

  • процент дотаций республиканского бюджета в доходной части районного бюджета, процент планового дефицита местного бюджета, процент выполнения плана поступления налогов и других обязательных платежей в местный бюджет;
  • отношение расходов на заработную плату бюджетных служащих, текущих материальных затрат и социальных государственных капитальных вложений к собственным доходам районного бюджета;
  • структура дебиторской и кредиторской задолженности предприятий промышленности, транспорта, связи и строительства.

Если первая группа параметров в основном описывает бюджетную динамику, то вторая более явно показывает степень дотационности районного бюджета, его зависимость от регионального бюджета и государственной инвестиционной программы. Третья группа показателей отражает текущую финансовую ситуацию на промышленных предприятиях района, составляющих основу местной налогооблагаемой базы. 
 
4. Показатели ресурсного потенциала. (Эта группа показателей была рассмотрена выше.) 
 
На основе данной системы показателей может быть проведена классификация регионов по потенциалу развития. При этом регионы могут быть структурированы на следующие три группы:

  • обладающие значительными потенциалами роста. У этих районов имеются достаточные резервы к саморазвитию;
  • нейтральные, находящиеся в пограничном положении. Экономика этих районов способна и к росту, и к кризису. В эту группу входят как районы, где высокому уровню жизни соответствуют высокая миграция и низкая инвестиционная активность, так и районы с низким уровнем жизни, но со стабильной промышленной и инвестиционной ситуацией;
  • депрессивные районы, которые не имеют реальных возможностей саморазвития. К депрессивным относятся не только преимущественно аграрные или отдаленные районы, но и ряд промышленных районов, где закрываются градообразующие промышленные предприятия, высока структурная безработица, а следовательно, и миграция.

Подобного рода ранжирование региональных субъектов имеет определяющее значение при выработке и проведении обоснованной инвестиционной политики региона. 
 
Принципы региональной политики являются той основой, на которой базируются разработка и реализация региональной экономической политики. Они детерминированы внешними и внутренними условиями, применительно к которым формируются. 
 
К принципам региональной политики относятся:

  • экологическая защита России, на основе которой можно добиться целостного подхода к решению территориальных проблем отдельных субъектов РФ и их ассоциативных образований. Проблема сохранения экологического «каркаса» России связана с особенностями традиционного природо<span class="Normal_0020Table__Char" style=" font-family: 'Times New Roman',


Информация о работе Управление региональной экономики